Файл: 1. Системный подход в управлении организацией Понятие система, свойства и виды систем.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1- Основные направления деятельности
ООО «Квант»
ООО «Квант» реализует потребителям широкий ассортимент мебельной продукции – различных видов мебели для жилых и офисных помещений.
Руководство деятельностью предприятия ведет Генеральный директор, который самостоятельно решает вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.
Директор также выполняет роль управляющего, принимает все производственные решения, решает вопросы, связанные с заключением договоров, реализацией готовой продукции, размещением средств рекламы и др.
Бухгалтер фирмы ведет все бухгалтерские расчеты, составляет годовой баланс, готовит всю необходимую документацию в ГосНИ и органы статистики.
Генеральный директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
Для осуществления своей коммерческой деятельности предприятие располагает необходимыми производственными мощностями: производственная структура включает производственные цеха, арендуемые отделы продаж мебели в крупных торговых центрах г. Новосибирска.
Производственно-хозяйственную деятельность ООО «Квант» характеризуют основные экономические показатели предприятия, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Основные экономические показатели ООО «Квант»
Показатели | 2020 год | 2021 год | Изменение | |
+/- | % | |||
Реализация продукции, тыс. усл. шт. | 1959,0 | 1985,0 | 26,0 | 101,34 |
Выручка от реализации, тыс.руб. | 103840,40 | 109200,71 | 5360,31 | 105,16 |
Затраты реализованной продукции, тыс.руб. | 86030,47 | 87220,24 | 1189,76 | 101,38 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. | 17800,92 | 21980,47 | 4179,55 | 123,45 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.04/п.03), коп./руб. | 0,83 | 0,80 | -0,03 | 96,40 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 61 | 65 | 4 | 106,56 |
Рентабельность продаж {(п.05/п.03)*100}, % | 17,15% | 20,13% | 2,98% | 117,38 |
Таким образом, исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что предприятие является прибыльным предприятием: все фондообразующие показатели отчетного года выше, чем в предыдущем году. Товарная продукция в натуральном выражении возросла в отчетном году на 1,34%, выручка от реализации продукции на 5,16%, прибыль увеличилась на 21,04%. Рентабельность продаж в отчетном году возросла на 17,38% против уровня прошлого года.
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Содержание метода управления по целям
Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели и подцелей. Цели организации, прежде всего, это конечные состояния или желаемый достигнутый результат, который необходимо достичь трудовому коллективу в его совместной деятельности. Целей у организации может быть несколько, сгруппированных по иерархии их достижения - стратегические, оперативные, тактические и индивидуальные.
На практике очень редко можно встретить организации, которые имеют только одну цель, поэтому те организации, которые имеют несколько взаимосвязанных целей, называются сложными организациями. Особенно важно то, чтобы установленные трудовым коллективом цели были конкретными, реальными и выполнимыми. Процесс реализации целей представлен на рис. 1. [4, с. 95]
Рисунок 2 - Процесс реализации организацией своих целей
2.2. Разработка миссии и построение дерева целей ООО «Квант»
ООО Квант» имеет свое собственное предназначение, иначе говоря – она имеет миссию, ради которой люди объединяются и ведут общую экономическую деятельность в коллективе фирмы. Миссия организации представляет собой понятие совсем неоднозначное и ее значение для организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, некую точку опоры для всех плановых решений организации, для установления ее целей и задач на краткосрочные и долгосрочные периоды;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, четкие, сравнимые цели;
3) помогает мобилизовать усилия работников на выбранном направлении развития, объединяет их действия для получения самого высокого результата от деятельности;
4) способствует поддержке партнеров организации (финансовых институтов, банков, государственных органов и контрагентов и т. д.).
Миссия ООО «Квант» в обобщенном виде примерно включает следующие аспекты:
-место и роль фирмы в системе и структуре рыночных отношений;
-выпускаемые или предлагаемые ее товары или услуги;
-цели организации (выживание, развитие, доходность);
-технологию (инновации, новшества, модернизацию, реконструкцию и пр.);
-философию (ценности, базовые взгляды, мотивации, мировоззрение);
-внутреннюю концепцию (факторы выживания, сильные стороны, возможности, степень конкурентоспособности, лидерство на рынке);
-внешний образ, статус, имидж, брэнд (ответственность перед партнерами, клиентами, обществом в целом).
Миссией предприятия ООО «Квант» является удовлетворение потребностей покупателей в мебели. Выполняя свою миссию, организация ставит и реализует свои цели, которые для нее являются главными, стержневыми: рост доходности, прибыли и рентабельности, освоение новых сегментов рынка, лидирующего положения и высокого уровня конкуренции на рынке товаров и услуг (табл. 2).
Таблица 2 - Классификация целей организации ООО «Квант»
Критерии классификации | Группы целей | |
Период установления | Стратегические Тактические | Оперативные |
Содержание | Экономические Организационные Научные | Социальные Технические Политические |
Структурные | Маркетинговые Инновационные Кадровые | Производственные Финансовые Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные | Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Цели организации | Цели подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта Рост объекта | Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
ООО «Квант» производит свою определенную продукцию -мебель, присущую именно только ей, используя при этом различные специфические способы, технологии, технику, свои правила, традиции и запреты.
Таким образом, можно сказать, что организация как социально-экономическое образование ведет свою деятельность в качестве юридического лица и может считаться таковой, даже не будучи ориентированной на получение прибыли. Но в любом случае, прежде чем зарегистрироваться в качестве юридического лица, организация должна быть создана, она должна сформировать коллектив сотрудников-профессионалов, и именно в этом качестве она будет рассматриваться как субъект организационной деятельности[13.c.56].
Основные цели деятельности коммерческого предприятия можно определить следующим образом:
-повышение рентабельности производства;
-увеличение объема реализации и своевременное выполнение договоров;
-снижение себестоимости мебели;
-внедрение в производство новых технологий;
-проведение социальной работы на предприятии.
Дерево целей ООО «Квант» представлено в Приложении 1.
3.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1.Методы анализа макро- и микроокружения организации, ее сильных и слабых сторон, комплексный CWOT-анализ
Внешняя среда включает множество факторов и содержит в себе политику, технологию, общество, нормы общественной жизни, рынок рабочей силы, конъюнктуру‚ поставщиков, банки, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, жители района, профессиональные группы, а также и органы власти. Для успешного функционирования организации важен учет влияния каждого из этих факторов, и нахождение эффективных способов воздействия на них, так как организация всегда сложна, иерархична и изменчива, всегда находится в динамике под воздействием внешней среды. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой, от которой зависит коренным образом состояние самой организации [15,c.43].
Внешняя среда может называться организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).
Деловое окружение образуют все те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует в процессе своего функционирования и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Это окружение постоянно меняется, включая и влияние от деятельности самой организации.
К фоновому окружению организации можно отнести политику государства, законодательство, рыночную конкуренцию и многие другие обстоятельства, на которые организация едва ли может влиять целенаправленно, поэтому приходится либо подчиняться, либо уклоняться от их воздействия, либо пытаться ограничить негативные последствия.
Организации всегда приходиться действовать с учетом особенностей окружения, поэтому высший менеджмент должен быстро перестраивать свою политику на основе возникших изменений и объективно оценивать их последствия, при этом выбирая наилучший вариант в пределах имеющихся ресурсов для ограничения негативных последствий.
Внутренняя среда организации для ее функционирования также имеет важное значение и потому подлежит постоянному исследованию ее состояния. Внутренняя среда организации включает ситуационные факторы организации, результаты ее управленческих решений, куда входят цели и задачи, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, технологии, организационная структура, система коммуникаций и обмен информацией, а также организационное поведение сотрудников и прочие факторы.
Элементом внутренней среды являются отношения сотрудников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме - отношениями силы или, наоборот, партнерства.
Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.
Дифференциация означает такое распределение работ и полномочий между отдельными субъектами, при котором каждая их них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым. Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей, и ее необходимость вызвана реальной взаимосвязанностью и взаимозависимостью отдельных трудовых процессов.
Таким образом, изучив все организационные теории и организацию как систему, ее структуру, внутреннюю и внешнюю среду, выявив ее основные черты и признаки, далее необходимо исследовать ее функционирование на практическом примере, на основании реального предприятия, что будет представлено в следующем разделе данной работы.
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Квант»
Закупочная работа является основой деятельности ООО «КВАНТ». Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль необходимо располагать определенным количеством товаров. Основными поставщиками сырья и материалов для производства мебельного щита и мебели являются деревообрабатывающие предприятия г. Новосибирск, г. Москва и г. Санкт-Петербург. Основные поставщики материалов и прочих видов сырья и материалов представлены в табл. 3.