Файл: 1. Системный подход в управлении организацией Понятие система, свойства и виды систем.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, на выбор решения фирмы влияет большое число условий и факторов, как внутренних, так и внешних, а установление цепочек связи с помощью матрицы SWOT позволяет сформулировать решения ООО «Квант», которое занимает достаточно устойчивую позицию на товарном рынке, эта организация достаточно полно использует возможности рынка и имеет перспективы улучшения своего финансово-экономического состояния и дальнейшего укрепления позиций на рынке.
4.ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
4.1.Общие и специальные функции менеджмента
В организации функции управления хозяйственной деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, который формируются между подразделениями и работниками аппарата управления компании, составляют ее организационную структуру.
Фундаментом для построения организационной структуры управления предприятием выступает организационная структура производства, которая может иметь разные структурные формы.
Многосторонность содержания структур управления формирует разнообразные принципы их построения, когда структура должна отражать цели и задачи организации, и быть подчиненной производству и подвергаться изменениям, которые могут с ней случится. Также она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления, которые руководствуются определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Они развиваются в направлении более высоких уровней управления и достижения их в иерархии организации.
В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга соответствующих функций, причем главными на высоких уровнях иерархии выступают функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима для выполнения функций управления, что связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации.
4.2.Содержание общих функций управления ООО «Квант» и характеристика основных функциональных подсистем управления
Предприятие представляет собой крупный, оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием производственный комплекс. Основными подразделениями предприятия ООО «КВАНТ» являются цеха и участки. В основу создания структурных подразделений Управления положен предметный принцип организации производства, при котором технологически специализированные цехи, склады и участки выпускают определенную номенклатуру продукции и оказывают услуги.
Основными подразделениями ООО «КВАНТ» являются:
-цех по производству мебельных щитов;
-цех по производству мебели;
-склады по хранению продукции.
Предприятие располагается в современном удобном здании, выполненном из железобетонных конструкций. ООО «КВАНТ» арендует торговые и складские помещения и помещение под офис. Предприятие обеспечено транспортными подъездными путями, имеет открытую площадку для стоянки автотранспорта.
Для осуществления деятельности предприятие ООО «КВАНТ» располагает необходимыми основными средствами и торговым оборудованием.
Производственные и складские помещения укомплектованы стеллажами, шкафами секционными, и прочим оборудованием. На балансе предприятия также значится и своя транспортная техника - легковые и грузовые автомобили.
На предприятии предусмотрен комплекс мероприятий организационно-технологического, санитарно-технического и лечебно-профилактического характера для организации и обслуживания рабочих мест:
- оборудование системами паро- и водовоздушного отопления, цент- ральным водяным или паровым отоплением в целях соблюдения нормального температурного режима во всех производственных помещениях;
- вентиляция производственных помещений для обеспечения надле- жащих санитарно-гигиенических условий на рабочем месте;
- оборудование системой искусственного освещения для обеспечения рационального освещения и хорошей видимости на рабочих местах, уменьшения утомления зрения рабочих;
- облицовка помещений звукопоглощающими материалами, ограждение работающих от агрегатов звукоизолирующими кожухами, крепление оборудования через упругие демпфирующие связи, выведение в отдельное помещение особо шумных процессов, использование средств индивидуальной защиты (противошумов, заглушек) в целях снижения уровня шума;
- облицовка стен и перекрытий шумопоглощающими и виброгасящими материалами; использование виброгасящей подставки или обуви на войлочной подошве, виброгасящих рукавиц для снижения уровней вибрации;
- оборудование установок звукоизолирующими кожухами и экранами, использование специальных средств защиты для снижения уровня ультразвука.
При помощи автоматизированный систем управления и локально-вычислительных сетей между производственными подразделениями и службой управления предприятия ООО «КВАНТ» организовано четкое взаимодействие и слаженность работы.
ООО «КВАНТ» по состоянию на 31.12.2022 г. имеет в своём составе:
- Аппарат управления, состоящий из руководства, аппарата при руководстве, отдела сводного баланса и контроля поставок МТР, отдела нормирования материально-технических ресурсов, производственного отдела, отдела планирования, труда и заработной платы.
- Цеховой персонал - все категории рабочих основного и вспомогательного производства.
Производственный процесс, применяемый в ООО «КВАНТ», имеет тип единичного производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением большой доли ручного творческого труда. Деятельность предприятия также нацелена на индивидуального потребителя мебели.
ООО «КВАНТ» организация работы по обеспечению соблюдения требований законодательства по охране труда и осуществления контроля за их выполнением производится в соответствии с действующим «Положением об организации работы по охране труда и пожарной безопасности в ООО «КВАНТ».
Контроль за выполнением соблюдения требований нормативных документов в области охраны труда осуществляется специалистами отдела охраны труда, а также руководителями и специалистами управления в рамках созданной совместным решением администрации и профсоюзной комиссии по безопасности труда управления под руководством главного инженера. В ходе комплексных обследований объектов проверяются: состояние условий труда на рабочих местах, состояние пожарной безопасности на объектах управления, выполнение организационно-технических мероприятий по охране труда, уровень организации работы по промышленной безопасности и т.д.
5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
5.1.Специализация труда и построение организационной структуры управления
Главной особенностью современных организаций и специализации труда является их сложность, которая определяется их масштабами, количеством и автономностью элементов, а также разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними. [5, с. 69]
Задача организации деятельности представляет круг предписанной работы или часть этой работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
С технологической точки зрения задачи регламентируются не работнику, а его должности. Согласно структуры организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации конкретным работником (рис. 5). [3, с. 95]
Рисунок 5 - Взаимосвязь должностей, структуры и целей
Типология организации представляет собой классификацию объектов по общности признаков. Потребность в типологии организации возникла потому, что накопление исследовательских данных и представление их в организации требуют формирование ее единой картины. [3, с. 116]
Как социальная система организация является открытой, потому что ее выживание во многом зависит от внешнего мира и здесь она описывается такими характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.
Структура организации, ее упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой. [8, с. 84]
Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергия и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории особо жестких. На производственном предприятии техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в значительной мере влияет на их межличностные отношения.
Социальная структура организации, которую самым первым проанализировал Э. Мейо, образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности и включает формальные и неформальные группы, ценности, полномочия, интересы, каналы их распределения и прочее. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими».
Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов, а именно: психологического потенциала (отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений); потенциал общего руководства (показывает уровень знаний и понимания ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях, готовностью к риску и проч.); творческого потенциала (отражает способность коллектива реагировать на изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость, использование прогрессивных методах работы). [8, с. 84]
Социотехническая структура представляет собой в полной мере систему рабочих мест, она объединяет работников пространственно и в трудовой взаимосвязи, интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.
Нормативно-правовая структура организации это есть совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для выполнения разнообразных функции организации.
Совершенствование оргструктуры зависит от возросшей сложности управления ею, а также необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда, причем данный подход качественно отличается от ранее применяемых методов роста эффективности работы организаций, например, таких, как традиционное дробление или объединение структурных подразделений или сфер ответственности руководителей, их замена, улучшение тех или иных организационных элементов и систем, а также и процедур проведения организационных изменений и трансформаций в организации, внедрения новшеств и неординарных управленческих решений[11.c.173].
5.2.Роли руководителя
Руководителем можно назвать профессионального менеджера, главной целью которого являются повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала. Он ориентирован на сокращение численности производственных и управленческих работников; для чего осуществляет разработку и реализацию политики подбора и расстановки персонала; решает вопросы, связанные с обучением и повышением квалификации персонала.
Лидера (с англ. leader – ведущий) можно охарактеризовать как члена группы, за которым признается право принимать ответственные решения в сложных ситуациях, т.е. это наиболее авторитетная личность, играющая ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений в группе. Лидерство представляет собой способность влиять на отдельных людей и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью, которая может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
-власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется;
-между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
-тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Личная власть — это уважительное, хорошее и преданное отношение к ее обладателю со стороны подчиненных, которая прежде всего основывается на близости целей. Но личная власть может быть отнята у руководителя подчиненными в следствии его неправильных действий. Наиболее оптимальная ситуация – это когда руководитель обладает и должностной, и личной властью.