Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Оглавление (для перехода к лекции нажмите на её название)

Тема 1. Методологические основы психодиагностики 2

Лекция 1. Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2

Лекция 2. Развитие психодиагностики в России. 20

Лекция 3. Современное понятие психодиагностики. 30

Лекция 4. Предмет и задачи психодиагностики. Структура объекта психодиагностики 41

Лекция 5. Классификация основных психодиагностических методов исследования. 53

Лекция 6. Тест как основной инструмент психодиагностики. 64

Лекция 7. Понятие нормы в психодиагностике. 74

Лекция 8. Этические принципы проведения психодиагностической работы. 79

Тема 2. Основные психодиагностические методики 97

Лекция 9. Психодиагностика когнитивных способностей. Исследование внимания, памяти, мышления, креативных способностей. 97

Лекция 10. Психодиагностика интеллекта. 104

Лекция 11. Психодиагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента. 109

Лекция 12. Психодиагностика личностных особенностей. 114

Лекция 13. Психодиагностика значимых сфер отношений личности: самоотношение, межличностные отношения, отношения в семье. 124

Содержание 124

Вопросы для контроля и самопроверки 124

Психодиагностики самоотношения и самооценки 125

Психодиагностики межличностных отношений 125

Психодиагностика сферы семейных отношений 127

Психодиагностика детско - родительских отошений 130

Лекция 14. Психодиагностика ценностно – смысловой сферы личности. 135

Лекция 15. Психодиагностика особенностей поведения и эмоционального регулирования. 139

Лекция 16. Психодиагностика аспектов профессиональной деятельности. 144


Тема 1. Методологические основы психодиагностики

Лекция 1. Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки.


Содержание: в теме приводятся основные предпосылки формирования психодиагностики как области научных знаний и системы методов исследования личности. Описываются исторические этапы развития психодиагностики с периода древних времён до начала XX века. Приводятся примеры из истории: работы учёных древности Теофраста, Гиппократа, Сократа, описываются особенности приёма в школу Пифагора на основании первичной диагностики, описываются традиции Древнего Китая. Появление первого тестирования в России. Раскрываются этапы становления психодиагностики как системы научного знания. Первичные околодиагностические науки – «наивная психология»: френология, физиогномика, хиромантия, графология. Развитие психодиагностики в XIX веке: Ж. Эксироль, Э. Сеген, А. Бине. Вклад экспериментальной психологии: В.Вундт, Ф. Гальтон. Развитие тестов интеллекта: Дж.М. Кеттелл, А.Бине, А.С. Оттис. Период тестового бума. Тест интеллекта Д. Векслера. Тесты специальных способностей и достижений: Ч. Спирмен, Л.Л. Терстоун.


Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на поэтапный характер становления психодиагностики как отдельной области научного знания, начиная с древнего времени. Следует оценить вклад основных научных деятелей стоявших у основ науки и обратить внимание на противоречивый характер определения объекта психодиагностики в разные времена. Особо следует рассмотреть влияние на психодиагностику экспериментальной психологии. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Назовите основные предпосылки выделения психодиагностики в отдельную область научного знания.

  2. Какой вклад в развитие диагностики внесли мыслители древности: Гипппократ, Теофраст; исследователи XIX века - В.Вундт, Ф. Гальтон, Дж.М. Кеттелл?

  3. Опишите, какое значение для развития психодиагностики имели графология, физиогномика, хиромантия, френология?

  4. Опишите основные тенденции развития психодиагностики в XIX веке.

  5. В чем практическое и теоретическое значение исследований А. Бине?

  6. В чём вклад Д. Векслера в развитие психодиагностики?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Глава 1. История психологической диагностики, §1,2,3

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Глава 2. Исторические предпосылки современного тестирования.

  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 2. Разделы 2.1 - 2.3

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 1. История психодиагностики. Введение. Разделы 1.1 – 1.4

  5. Теофраст. Характеры (перевод Смирнова В.)

Конспект лекции.

Введение.

Описание любой науки начинается с характеристики предшествующих её появлению исторических событий. Человеческий опыт, накопленные знания об окружающем мире, совокупность идей и даже опора на традиции позволяет сформироваться достаточно концентрированной и специфической системе знаний. Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологического тестирования поможет лучше понять существо современных психологических тестов, границы их применимости и перспективы развития.



Между людьми всегда существовали индивидуальные различия, выделять и учитывать которые, было необходимо даже нашим далеким предкам. Именно это и явилось основной предпосылкой возникновения психодиагностики как отдельной области научных знаний и системы методов исследования.

Примеры из истории1.

Так, например, для проведения успешной охоты на зверя, древним охотникам требовалось распределить между членами племени обязанности, исходя из реальных возможностей каждого, причем, не только физических. Один охотник мог обладать более острым зрением, что позволяло ему выслеживать добычу, другой – быстрее передвигаться, третий – уметь ставить капканы и ловушки и выжидать долго время. Таким образом, уже в древние времена можно заметить необходимость диагностики особенностей поведения человека.

Даже в Библии находят отражение способы первой околопсихологической диагностики, в частности описывается как полководец Гедеон, с помощью совета Бога, отбирает воинов для предстоящей битвы.

«…7.5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.

7.6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.

7.7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас...»

Можно заметить в данном описании, что наиболее хорошими воинами считались те, которые были способны пить воду без помощи рук, что могло свидетельствовать как о большей физической силе и сноровке, так и об определённых личностных качествах, таких как преданность, способность беспрекословно выполнять любые приказы.

У же с самых древних времён люди пытались создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Одним из примеров может служить работа ученика Аристотеля – Теофраста, которая получила название: «Характеры» (372 – 287 гг. до н.э.). В ней описываются «типы», то есть присущие некоторому множеству людей личностные особенности и их наиболее яркие проявления. В данной типологии описаны такие характеры как:
«притворщик», «льстец», «пустослов», «деревенщина», «угодливый», «отчаянный», «болтун», «сочинитель слухов», т.д. (всего 30 типов). Данное произведение античной греческой литературы, может рассматриваться как пример первой психологической типологии, основанной на описаниях проявлений личности.

Д ругим примером может служить работа Гиппократа, посвящённая выделению типом темперамента на основании преобладания одного из «жизненных соков» (жёлтой желчи, лимфы, крови или чёрной желчи). Те люди, в чьём организме преобладала кровь («сангва»), отличались достаточно уравновешенным нравом, были последовательны в проявлении эмоций. Впоследствии такой тип темперамента был назван «сангвиником». Люди с преобладанием лимфы («флегма») имели более спокойный нрав, даже чересчур флегматичный, и впоследствии такой тип темперамента получил название «флегматики». Обладатели жёлтой желчи («холе») отличались большой эмоциональностью, подвижностью и чрезмерной активностью – «холерики», а обладатели чёрной желчи («мелан холе»), впоследствии названные «меланхоликами», характеризовались переменчивостью настроения и эмоциональной нестабильностью.

Свидетельства использования разнообразных способов обнаружения индивидуальных различий можно обнаружить в традициях Древнего Китая, где уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Система отбора состояла не только из оценки способностей к чтению и письму, но и наблюдения за особенностями поведения в быту. Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый простой или нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись уровень его просветленности и меры по углублению знаний чань-буддизма. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.


Р азного рода испытания проводились в Древней Греции и Спарте. Так, история упоминает о случае, когда в 413 г. до н.э. 7000 уцелевших солдат Афинской армии, после поражения в битве на Сицилии, были сброшены в каменные карьеры возле селения Сиракуз. Освобождение из плена зависело во многом от того, смогут ли они повторить наизусть стихи Еврипида.

Желающие поступить в известную в Древней Греции школу, основанную Пифагором, должны были проходить ряд испытаний, в которых были включены: пребывание ночью в тёмной пещере и выставление на всеобщее осмеяние. Также, Пифагор оценивал походку будущих учеников, так как полагал, что именно от неё во многом зависит характер человека.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: для успешного её завершения нужно было знать четыре арифметических действия, уметь измерять поля, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах и растениях.

В Древнем Египте была создана система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (на котором они указывали свои биографические данные), при этом оценивалось умение вести беседу и внешность. Также потенциальный жрец проходил проверку на умение трудиться, слушать, молчать, проходил испытание огнем, водой и страхом мрачных подземелий.

Известный философ древнего мира, Сократ давал следующее наставление на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать для процветания государства: «надо отдавать предпочтение самым надёжным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания… У них, друг мой, должны быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твёрдого и во всех отношениях трудолюбивого». (Платон. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1971.)

Итак, из вышеописанных примеров прослеживается стремление к обнаружению и учёту индивидуальных различий в истории человечества с древнейших времён. Стоит отметить, что в основном такая диагностика применялась при необходимости выбора человека для какого-либо дела (воин, чиновник), и может некоторым образом быть сравнима с современной профориентационной диагностикой. Первые типологии личности разработанные в древности имеют современные аналоги, и позволяют также оценивать индивидуальные проявления человека в поведении, его особенности коммуникации и т.д. При этом, для оценки качеств человека основой отбора служили не только физические качества, но и психологические особенности. Можно сказать, что