Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опросник Басса-Дарки предназначен для диагностики агрессивности82

Авторы опросника А. Басс и А. Дарки разделяют понятия агрессивности и враждебности: агрессивность они связывают с наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений, под враждебностью понимают реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник позволяет дифферен­цировать такие виды реакций, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздраже­ние, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Кроме этого, возможно определение двух общих показателей: индекса агрессивности и индекса враждебности. Приводится диапазон нормы для этих индексов.

Опросник содержит 75 во­просов, ответы испытуемого "да", "нет" и предназначен для исследования подростков и взрослых.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия- агрессия окольным путем направленная на другое лицо или объект.

Раздражение - готовность к проявлении. Негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и норм.

Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие стремятся причинить вред

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия и угрозы)

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Нормой агрессивности является величина индекса 21+- 4, а враждебности 6,5 +- 3

Пользуясь этой методикой необходимо помнить, что агрессивность – это свойство личности, и агрессия как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому данным опросником следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Опросник САН83


Опросник направлен на дифференцированную самооценку психического состояния, а именно функционального состояния. Испытуемому предлагается карта-бланк на которой отмечены признаки и их степень выраженности. Например:

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое

Испытуемого поросят отметить ту цифру, которая соответствует его состоянию в данный момент. Предлагается 30 подобных признаков. Из них некоторые относятся к описанию самочувствия, некоторые к описанию активности и некоторые к описанию настроения. Применение опросника САН часто затруднено в силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния.

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина84

Позволяет измерять тревожность как состояние в данный момент времени. Полезно использовать методику при исследовании предсоревновательной или предэкзаменационной ситуации. Существует два варианта шкалы . Один – полный вариант включает 20 утверждений, которые оцениваются по 4-балльной системе : нет , совсем не так; пожалуй так; верно; совершенно верно. Предлагаются утверждения: « я спокоен», «мне ничего не угрождает» и т.д. Затем в соотвествии с ключом подсчитывается результат. Итоговыфй показатель указывает на наличие низкого, среднего и высокого уровня тревожности. В сокраащенном варианте методики предлагается всего 5 вопросов, процедура обработки результатов та же.

Шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера – Ю.Ханина. Построена по тому же принципу. Однако вопросы, которые предлагаются испытуемому касаются его обычного самочувствия.

Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор85

Адаптирована Т.А.Немчиным. Направлена на измерение личностной тревожности и дает показатель уровня тревожности. Чем выше укровень личностной тревожности, тем с большей вероятностью человек будет беспокоиться по любому жизненному поводу.

Шкала содержит 50 утверждений. Применяется преимущественно для взрослых.



ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ

Опросник Мехрабиана на эмпатию86

Разработан А. Мехрабианом и Н. Эпштейном.

Содержит 83 утверждения, которые описы­вают различные особенности поведения и реагирования. Испытуемый должен оценить по девяти балльной шкале (от +4 до -4) степень выраженности у себя этих особенностей. В ито­ге первичной обработки возможно получение следующих показателей: эмпатия, присоеди­нение, сензитивность к отвержению.

Вопросник предназначен для исследования подрост­ков и взрослых.

Опубликована отечественная адаптация сокращенного варианта опросника (содержит 33 утверждения), которая дает возможность получить лишь общую оценку эмпатийной тенденции. Адаптация выполнена Ю. М. Орловым и Ю. Н. Емельяновым.

Эмпатические способности87

Методика предложена Бойко В. В.. Опросник содержит 36 утверждений. Ответы испытуемого "да", "нет".

В результате обработки анализируются общая суммарная оценка уровня эмпатии и 6 частных оценок по следующим шкалам: рациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии.

Таким образом, перечисленные методики могут применяться для психодиагностики особенностей поведения и эмоционального регулирования, в частности для исследования агрессивности и поведения в конфликте, тревожности и способности к эмпатии.

Лекция 16. Психодиагностика аспектов профессиональной деятельности.


Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования профессиональной направленности и удовлетворённости трудовой деятельностью. Описываются методики применяющиеся в профориентационном консультировании: ДДО (Е.А. Климова), карта интересов (А.Е. Голомшток), ОПГ (Л.Н. Кабардовой), методика Дж. Голланда. Также, описываются методики, позволяющие оценить специфику удовлетворённости профессиональной деятельностью: опросник «Профессиональное выгорание» (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), опросник «Интегральная удовлетворённость трудом», опросник «Привлекательность работы» (В.М. Снеткова).

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики возможно применять в практике психодиагностики профессиональной направленности и профессиональной деятельности. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам. Также, предлагается выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику В.В. Бойко «Уровень эмоционального выгорания».

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. С помощью каких психодиагностических методик возможно проводить исследование профессиональных склонностей? Какие показатели при этом будут значимы?

  2. Что включает в себя оценка «эмоционального выгорания»?

  3. С помощью каких методик возможно оценить уровень удовлетворённость трудовой деятельностью?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

  4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М., 2005.

Конспект лекции.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)88

Методика разработана Е. А. Климовым и предназначена для выявления склонности к типам профессий (в терминах психологической классификации профессий Климова Е. А.).


Содержит 20 бинарных утверждений, из которых испытуемый производит выбор. Утверждения представлены ниже.

Новый, современный вариант методики содержит 30 бинарных утверждений. В результате обработки выявляется склонность к сфере искусств, техники, работы с людьми, к умственной деятельности, к подвижной (физической) деятельности, материальных интересов и потребления материальных благ.

Утверждения:

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.