Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой французский исследователь Эдуард Сеген был первым, кто занялся обучением умственно отсталых детей. Он полагал, что такие дети могут достичь определённых результатов в своем развитии, при правильном подборе способов обучения. Таким образом, Э.Сеген отказался от общераспространенного мнения о неизлечимости умственной отсталости, и разработал метод обучения, названный им физиологическим. В 1837 году исследователь основал в Париже первую школу для обучения людей с отставанием в умственном развитии. Методики, применявшиеся в этой школе, позволяли обучать детей даже с очень глубокой степенью умственной отсталости сенсорному различению и управлению моторикой. Некоторые приёмы, разработанные Сегеном были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интеллекта. Например, автором была разработана «доска форм», которая представляла из себя доску, в которую нужно было как можно быстрее вставить фигуры разной формы в соответствующие их форме углубления.

Более чем полвека спустя, Альфрид Бине, французский психолог предложил заменить отчисление из школы неуспевающих детей обследованиями. В случае, если ребёнок по результатам обследования признавался способным к обучению, то его направляли в специализированные классы с другой программой. В частности, Альфрид Бине настаивал на необходимости изменений условий обучения детей, отстающих в развитии. Позднее благодаря его стараниям была создана специальная комиссия, куда он вошёл и сам, целью которой было более подробное изучение особенностей умственно отсталых детей, для улучшения условий их обучения.

Итак, можно отметить, что система образования всё больше нуждалась в создании каких-либо объективных инструментов для диагностики умственной отсталости. Именно тогда и начинаются попытки исследователей создать наборы сенсомоторных тестов, результаты которых отличались бы на различных уровнях развития умственных способностей.

Становление психологической науки во многом связано с проникновением в неё измерения (или эксперимента). Поэтому нельзя обойти вниманием первых психологов-экспериментаторов. Ещё в 30-х годах XIX века появилась идее о возможности квантификации психологических наблюдений. Квантификация представляет собой сведение качественных характеристик к количественным, для дальнейшего измерения, то есть придания результату численного значения. Эта идея принадлежит немецкому исследователю Вольфу, который полагал, что можно за продолжительностью аргументации, за
который мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Также, Вольфом было введено понятие психометрии. Психометри́я (психометрика) – это дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако замыслы ученых тех времен начали осуществляться только через значительное время (лишь век спустя). Так, реализация идеи измерения психических явлений началась с работ по психофизике Э.Вебера и Г.Фехнера в середине XIX века, что во многом определило важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени.

Г оворя о психологах – экспериментаторах XIX века, стоит отметить, что как таковым измерением индивидуальных различий они не занимались. Основной целью исследований того времени было создание обобщённых характеристик человеческого поведения, а в центре внимания были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринимались скорее как «неизбежное зло», которое ограничивало применимость обобщений. Сам факт что индивиды, находясь в одинаковых условиях, могут реагировать по-разному, то есть индивидуальная изменчивость, рассматривалась как отклонение. Например, в научной лаборатории В. Вундта, где обучались первые психологи – экспериментаторы, господствовало такое отношение.

В основном темы для исследования были тесно связаны с сенсорными особенностями, зрительной, слуховой чувствительностью, временем реакции. Это было во многом обусловлено тем, что первые экспериментальные психологи имели в основе своего образования физиологическую и физико-математическую подготовку. Стоит отметить, что данный аспект нашёл отражение и в первых разработанных тестах.

Интересно отметить, что стимулы к изучению индивидуальных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиологии и медицины. Так, описывается пример, когда в 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в «Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «падения» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычислять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами.



Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции.

Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

Вклад Ф. Гальтона в развитие психодиагностики

Р одоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения - тест. Одна из основных целей Ф. Гальтона – измерение человеческих способностей. Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологические приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприятия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.

Помимо прочего, изучая «ассоциации идей», Ф. Гальтон, оказался у истоков проективной техники диагностики личности. Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он установил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объектов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путе
м собрать те многочисленные «мысли», которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повторен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается решающий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходила из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 секунд.

В результате своих экспериментов Ф. Гальтон пришёл к следующим выводам:

  • частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Духпостоянно путешествует познакомым дорогам,однако память несохраняет впечатлений отэтихэкскурсий»;

  • ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно,скольневозможно вообще длядвухвзрослых людейсблизить своиумыдополного согласия»;

  • наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;

  • ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Былобывесьма поучительноопубликоватьдетальныеотчеты.Вэтихотчетахснаибольшей полнотойиистинностьюобнажилисьбысамыеистокитаких мыслейиндивида,которыеонврядлихотелбыраскрытьпублично»;

  • ассоциации теснейшим образом связаны с бессознательными процессами:«Ониявляютсяважнымдоводомвпользусуществования болееглубокихуровнейпсихическихопераций,глубокопогребенныхподпластомсознания;этиоперациипомогаютпонятьпсихическиефеномены,которыеникакиначеобъяснитьневозможно».


Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем т метеорологии до евгеники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования личности, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной.

Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в становлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионерскими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов личности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь считать!»

Развитие тестов интеллекта2

П ервым исследователем, использовавшим слова «интеллектуальный тест», был Джеймс Маккин Кеттелл, который в 1890 году в своей статье «Интеллектуальные тесты и измерения» писал о том, что применение серии тестов к большому количеству человек позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Он указывал, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые было сказано о необходимости стандартизации тестов для возможного сравнения результатов.