Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Карта интересов89

Автор методики - А.Е. Голомшток. Опросник содержит 174 утверждения, отражающие направленность интересов. Испытуемый отвечает, градуируя свои ответы по 5-балльной шкале.

В результате обработки ответов получаются оценки выраженности направленности интересов в 29 сферах деятельности: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация и морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, право и юриспруденция, сфера обслуживания и торговля, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ)90

Методика разработана Л.Н. Кабардовой. Испытуемому предлагается оценивать утверждения, описывающие различные виды деятельности, по трем позициям: умеет ли он делать то, что описаны в высказывании; какие ощущения при этом возникали; хотел ли бы он, чтобы данное действие было включено в будущую работу.

В результате обработки получается оценка как общей склонности к тому или иному типу профессий (по Е. А. Климову), так и различные компоненты этой склонности — праксический, эмоциональный и мотивационный.

Имеется несколько вариантов этой методики.


Один из них содержит 50 утверждений и 5 шкал – типы профессий по Климову.

Другой — 60 утверждений и 6 шкал – типы профессий по Климову, причем тип "человек-природа" разделен на 2 части: природа живая и природа неживая.

Третий (ОПГ-6)— 48 утверждений и 6 шкал: типы профессий по Климову и склонность к предпринимательской деятельности.

Методика Голланда91

Автор - Дж. Голланд (Холланд). Тест построен по типу вынужденного выбора из 42 пар профессий. Выявляется принадлежность испытуемого к одному из 6 типов личности в терминах авторской концепции: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый (предпринимательский), артистический.

ПСИХОДИАГНОСТИКА АСПЕКТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опросник «Профессиональное выгорание»92

Методика разработана американскими психологами К. Маслач и С Джексон, адаптирована Н. Е. Водопьяновой. Предназанчена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек–человек».

Содержит 22 утверждения, относительно которых испытуемый отмечает частоту их появления: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".

Опросник имеет три шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных переживаний.

Имеются несколько вариантов опросника, предназначенные для: инженерно-технических работников, для коммерческого персонала, для продавцов, для сотрудников правоохранительных органов, для медицинских работников, для менеджеров и для консультантов фонда социальной защиты

Диагностика уровня эмоционального выгорания93

Методика разработана В.В. Бойко и предназанчена для определения уровня сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

В опроснике содержится 84 утверждения, касающейся особенностей деятельности испытуемого, его отношения к работе и взаимодействия с людьми. Ответы: "да", "нет".

Сформированность эмоционального выгорания оценивается как по итоговому показателю по всей методике в целом, а также по фазам развития стресса и симптомам для каждой из фаз: фаза «напряжение» — переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия; фаза «резистенция» — неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; фаза «истощение» — эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.



Интегральная удовлетворенность трудом94

Опросник содержит 18 утверждений с 3 вариантами ответов. Обработка результатов выявляет как общую удовлетворенность трудом, так и ее составляющие: интерес к работе; удовлетворенность достижениями в работе; удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками; удовлетворенность взаимоотношениями с руководством; уровень притязаний в профессиональной деятельности; предпочтение выполняемой работы высокому заработку; удовлетворенность условиями труда; профессиональная ответственность.

Привлекательность работы95

Опросник (автор методики В. М. Снетков) для изучения привлекательности труда (ПТР-1) состоит из двух частей: в 1-й части оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы; во 2-й части они оцениваются с точки зрения пожеланий (потребностей, притязаний) отвечающего. Оценка производится по 10-балльной шкале. Соотношение этих двух оценок и является субъективной показателем привлекательности для человека работы в данном коллективе.

В методике изучаются следующие потребности: 1) в творческой и интересной работе; 2) в благоприятных условиях труда; 3) в теплых и доверительных отношениях в коллективе; 4) в признании и личном авторитете; 5) в собственном развитии; 6) в личном материальном и социальном обеспечении; 7) в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе; 8) в индивидуальном развитии всех членов коллектива; 9) в активной жизненной позиции всех членов коллектива; 10) в хорошей организации труда; 11) в производственных успехах всего коллектива; 12) в общественном признании личного вклада и важности работы всего коллектива в целом; 13) в общении как «по вертикали», так и по «горизонтали»; 14) утилитарная потребность.

Таким образом, вышеперечисленные методики могут применяться для психодиагностики аспектов профессиональной деятельности, в частности: профессиональной направленности, удовлетворённости трудом, а также уровня эмоционального выгорания.


1 Посохова С.Т. Избранные лекции по психологической диагностике.

2 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2005.

3 Дружинин В. История Д. Векслера и его теста


4 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2005.

5 А. С. Лучинин Психодиагностика. Конспект лекций

6 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно-методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП., 2010

7 Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психология

была объявлена лженаукой и официально запрещена в нашей стране более, чем на двадцать лет. Не останавливаясь на

анализе причин этой драмы, отметим, что значительную роль в ней сыграло неквалифицированное применение

психодиагностических методов в практической психологии и существовавших тогда прикладных отраслях – педологи

и психотехнике.

8 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно-методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП., 2010

9 Посохова С.Т. Избранные лекции по психологической диагностике.

10 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП., 2010 г.

11 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб., 2005

12 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд., М.: 2005 г.

13 Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания. НГУ, 1996

14 Посохова С.Т. Избранные лекции по психологической диагностике.

15 Шмелев А.Г. Основы психодиагностики.

16 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010


17 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно-методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП., 2010

18 Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. - М., 1996.

19 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб., 2003.

20 Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. - М., 1996.

21 Именно ошибки тестирования послужили поводом запрета на психологические исследования в нашей стране в середине двадцатого века – применение тестов с отказом от психологического анализа получаемых результатов и подменой этого анализа только математической обработкой данных («манипулирование баллами»). Ошибки тестирования связаны с нарушением принципа личностного подхода, который предполагает анализ частных характеристик только в структуре целостной личности с учетом истории её развития, состояния и всех индивидуальных особенностей. Результаты тестов не имеют самостоятельного значения, а должны сопоставляться с данными других психологических и психодиагностических методов.


22 Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. - М., 2001; Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев, 1997; Проективная психология. Пер. с англ. - М., 2000.

23 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно-методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП., 2010

24Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика. — СПб.: Невский институт экспертологии, управления и дизайна, 2006.

25 Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М., 1982

26Словарь-справочник по психологической диагностике / /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., - Киев., 1989

27 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л., 1982

28 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010

29 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010

30 Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М., 1982

31 Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания. НГУ, 1996

32 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010

33 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010

34 Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М., 1982

35Вестник образования, 1995, № 7

36 Посохова С.Т. Избранные лекции по психологической диагностике.

37 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010


38 Тютюнник Е.И., Тютюнник А.В. Учебно – методическое пособие по психодиагностике. ВЕИП, 2010


39