Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сохранение собственной индивидуальности; а также значимость для реализации каждой из терминальных ценностей таких жизненных сфер как: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения.

Первичные оценки переводятся в стандартизованные - стены. Имеются нормативные данные, полученные на выборке взрослых людей от 20 до 46 лет.

Опросник предназначен для взрослых испытуемых.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности75

Методика разработана С.С. Бубновой и направлена на диагностику реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Опросник содержит 66 утверждений, описывающих различные особенности поведения и отношений человека. Ответы испытуемого «да» или «нет». После количественной обработки строится профиль выраженности каждой из одиннадцати перечисленных ниже полиструктурных ценностей (максимально возможная оценка — 6 баллов): приятное времяпровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; познание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.

Определение жизненных ценностей личности (Must-test)76

Методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Методика содержит набор 18 незаконченных предложений, которые начинаются со слов: «Я непременно должен…», «Ужасно, если…», «Я не могу терпеть…».

Качественный анализ ответов обследуемого человека позволяет получить индивидуально-уникальный набор долженствований. Авторы модификации методики П.Н.Иванов и Е.Ф.Колобова предлагают список 15 ценностей-целей из методики «Жизненные цели» Э. Дисла и Р. Райана в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова: свобода, открытость и демократия в обществе; безопасность и защищенность; служение людям; власть и влияние; известность; автономность; материальный успех; материальный успех; богатство духовной культуры; личностный рост; здоровье; привязанность и любовь; привлекательность; привлекательность; чувство удовольствия; межличностные контакты и общение; богатая и духовно-религиозная жизнь.


Методика предназначена для исследования лиц, начиная со школьного возраста.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)77

Адаптированная версия теста "Цель в жизни" Д. Крамбо и Л. Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла.

Содержит 20 биполярных утверждений. Показатели: Общая осмысленность жизни; Цели в жизни; Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией; Локус контроля - Я (Я- хозяин жизни); Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни.

Может применяться для подро­стков и старше.

Шкала базовых убеждений78

Данный опросник разработан американским психологом Ронни Янов-Бульманом и адаптирован О. Кравцовой.

Шкала базовых убеждений содержит 32 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале. Эти утверждения выявляют следующие 8 категорий убеждений: благосклонность мира, доброта людей, справедливость мира, контролируемость мира, случайность как принцип распределения происходящих событий, ценность собственного «Я», степень самоконтроля и степень удачи или везения. На основании оценок этих первичных категорий убеждений вычисляются оценки 3 категорий базовых убеждений: общее отношение к благосклонности окружающего мира, общее отношение к осмысленности мира и убеждение относительно собственной ценности.

Методика предназначена для исследования взрослых.

Таким образом, можно сказать что перечисленные методики могут применяться для диагностики ценностно – смысловой сферы личности.

Лекция 15. Психодиагностика особенностей поведения и эмоционального регулирования.


Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования особенностей функционального состояния, а также личностных особенностей от которых оно зависит. В данной теме описываются методики диагностики агрессивности и поведения в конфликте: опросник К.Томаса, методика С. Хобфолла (SACS), тест А. Ассингера, опросник Басса-Дарки; тревожности – шкала Тейлора, опросник Спилбергера – Ханина, опросник САН (Самочувствие/Активность/Настроение); способности к эмпатии: опросник Мехрабиана и методика В.В. Бойко.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики существуют для диагностики особенностей поведения и эмоционального реагирования в значимых ситуациях. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для более основательного изучения материала и ознакомиться с ними. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику - Басса – Дарки.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Поясните в чём состоит личностной тревожности от ситуативной? Почему для диагностики следует применять разные методики или различные шкалы?

  2. Чем отличается измерения уровня агрессивности в опроснике Ассингера и опроснике Басса – Дарки?

  3. Какие показатели можно получить по методике «САН»?

  4. Что такое способность к эмпатии? Какими методиками возможно её исследовать?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

  4. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб., 2003.

  5. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. /Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2003.

  6. Практическая психодиагностика: Методики и тесты./Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998.

Конспект лекции.


ПСИХОДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНЛФЛИКТНЫХ И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Тест К. Томаса для диагностики способов поведения в конфликтной ситуации79

Конфликтное взаимодействие представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству (интеграции) с одной стороны, и к борьбе и дифференциации, с другой стороны. В социальной психологии разработано множество типологий, которые давно прочно вошли в практику анализа социальных действий. Одна из классификаций предложена американским психологом К.Томасом. В качестве основы выделения стратегий взаимодействия он использовал двумерную модель: направленность на собственные интересы, их защиту и удовлетворение, и направленность на интересы другого человека.

К.Томас разработал методику, позволяющую диагностировать выраженность основных типов поведения в конфликте. Опросник содержит 30 пар высказываний, из которых в каждой паре испытуемый должен выбрать одно, характеризующее его типичное поведение. В результате выявляются 5 основных стратегий взаимодействия, а следовательно и областей конфликтологического анализа. К основным типам поведения в конфликте относятся:

Соперничество характеризуется ориентацией субъекта только на свои потребности и получение результата только для себя. Интересы партнера полностью игнорируются

Конкуренция характеризуется потребностью отстаивать свои интересы, она часто приводит к одностороннему выигрышу, выражена потребность отстаивать свою позицию.

Сотрудничество предполагает интеграцию и удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон. Оно протекает в форме активной совместной деятельности по решению проблем.

Компромисс предполагает частичный отказ от собственных требований и взаимные уступки партнеров друг другу. Решение принимается из варианта удобного двум сторонам

Избегание представляет собой желание уйти от решения проблем. Участник отказывается от достижения делового результата, и от продолжения взаимодействия.

Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу партнера Основной целью является сохранение отношений.

Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (
SАСS)80

С. Хобфолл (1994) предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и опросник SАСS, построенный на ее основе. В отличие от других моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения.С. Хобфолл (1994). Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная—асоциальная, активная—пассивная и одну дополнительную ось: прямая—непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления.

Опросник содержит 54 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 5-балльной шкале.

В результате обработки получаются оценки выраженности 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

По результатам исследования может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица.

Тест агрессивности А.Ассингера81

Автор методики А.Ассингер Предназначен для оценки агрессивности в межличностных отношениях. Опросник содержит 20 утверждений с тремя вариантами ответов. Применяется для исследования взрослых.

Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите

2. Сохраняете полное спокойствие

3. Теряете самообладание (пример вопроса из теста агрессивности)

Ответы по опроснику обрабатываются в соответствии с ключом. Общая сумма баллов позволяет определить уро­вень агрессивности (высокий, средний, низкий).

Распределение крайних оценок позволяет оценить стиль проявления агрессии. Когда испытуемый по семи более вопросам набирает по три балла и менее чем по семи вопросам один балл, то его взрывы агрессивности носят скорее разрушительный, а не конструктивный характер. Если распределение оценок обратное – то делается заключение о сдерживании или подавлении агрессии.