Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 609
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать употребление понятия «документ» и его синонимов по Генеральному регламенту 1720 г., Общему губернскому учреждению 1775 г., Общему учреждению министерств 1811 г.
2. Проанализировать развитие понятия «документ» по государственным стандартам, словарям и специальной литературе.
3. Проанализировать развитие термина «информация» по Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ и словарям.
4. Определить функции следующих документов:
– прелестная грамота от имени С. Разина и А. Карачурина к казанским татарам с призывом присоединиться к восстанию 4 сентября 1670 г.
– рапорт генерал–прокурора Сената И.Ю. Трубецкого императрице Елизавете Петровне о приезде в Петербург из Ярославля театральной труппы Ф.Г. Волкова 3 февраля 1752 г.;
– расспросные речи дворянина А.П. Окунева о продолжающихся волнениях в Псковском уезде 29 октября 1650 г.;
– отписка кн. В.П. Львова царю Алексею Михайловичу об отдаче земскими старостами руководителей восстания в Пскове Гаврилы Демидова и Томилы Слепого в съезжую избу 11 ноября 1675 г.;
– постановление СНК «О форме бланков государственных учреждений» от 2 марта 1918 г.;
– постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке пользования печатями с государственным гербом РСФСР» от 15 декабря 1936 г.;
– постановления ЦК КПСС и Совета министерств СССР «О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления» от 13 октября 1969г.;
– постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР» от 30 сентября 1961 г.;
– Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 11 января 1994 г.;
– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.;
– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ.
– Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в российской Федерации» от 02 марта 2007 г. № 25–ФЗ.
-
Привести примеры документов, выполняющих следующие функции:; управленческую, правовую, социальную, культурную, исторического источника, информационную, учета. -
Дать характеристику основных свойств документированной информации. -
Охарактеризовать понятия – «тезаурус», «дескриптор», «информационная емкость», «информативность», «информационная плотность документа».
8. Сравнить характеристику основных информационных барьеров.
Указания по выполнению заданий
1. Изучить законодательные акты и выписать встречающиеся в них синонимы понятия «документ». Выявить значение понятий «дело», «бумага», «акт», «деловая бумага», «служебный документ», дать их определения, если они приведены в источниках. Проанализировать, в каких случаях употребляется каждое понятие.
2–3. По выпискам из словарей и специальной литературы определить, как повлияли на трансформацию понятий аспекты – информационный, правовой, управленческий, исторический – легли в основу определения понятия «документ».
Из государственных стандартов: ГОСТ 16487–70. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения; ГОСТ 16487–83 и ГОСТ Р 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения; ГОСТ 6.10.2–75. Унифицированные системы документации. Термины и определения; ГОСТ 6.10.1–88. Унифицированные системы документации. Основные положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» – выписать определения терминов «информация» и «документ» и установить, какие аспекты (носители информации, способы ее фиксирования, юридическая сила документа и др.) и функции документа заложены в этих определениях.
4. Определить функции документа, т. е. его целевое назначение. Выявить подлинную цель создания документа и запечатления заключенной в нем информации, проанализировать роль документа в данной ситуации документообразования. Так как документ полифункционален, первой указывается функция, заданная документу автором. Одновременно отметить, какие из названных функций документа носят общий, а какие частный характер.
5. Привести примеры документов, обладающих вышеперечисленными функциями, указать вид, заголовок и дату документа. Для функций учета и правовой можно привести примеры современных документов, для постоянно действующих функций (информационной, социальной, культурной, исторического источника) – примеры документов различных исторических эпох.
6. Определить основные свойства документированной информации и выписать их определения из словарей и специальной литературы.
7. Выписать определения из словарей и специальной литературы.
8. Привести примеры информационных барьеров, с которыми Вам приходится сталкиваться.
Контрольные вопросы
-
Каковы основные предпосылки возникновения документа? -
Раскройте взаимосвязь понятий «информация» и «документ»? -
Почему в различных научных дисциплинах по–разному характеризуется содержание понятий «документ» и «информация»? -
Охарактеризуйте функции документа. -
Что представляют собой свойства документированной информации? Можно ли их классифицировать? -
В чем заключается социальная природа и информационная сущность документа? -
Что такое информационный барьер?
Литература
-
Илюшенко, М.П. К понятию «документ» (эволюция термина документ и предмет документоведения) / М.П. Илюшенко // Советские архивы. – 1986. – № 1. – С. 26–31. -
Елпатьевский, А.В. Еще раз о термине «документ» / А.В. Елпатьевский, Э.И. Ханпира // Советские архивы. – 1987. – № 1. – С. 52–55. -
Ларин, М.В. Развитие понятия «документ» / М.В. Ларин // Делопроизводство. – 2000. – № 1. – С. 5–9. -
Илюшенко, М.П. Функциональный анализ документа / М.П. Илюшенко // Делопроизводство. – 1999. – № 2. – С. 43–46: – 2000. – № 1. – С. 20–23. -
Илюшенко, М.П. К вопросу о функциях документа / М.П. Илюшенко // Советские архивы. – 1973. – № 5. – С. 18–21. -
Козлов, В.П. Общая теория документа / В.П. Козлов // Делопроизводство. – 2009. – № 3. – С. 3-12.
Материалы к занятию
Генеральный регламент 1720 г.
Словарь определениями понятий.
Сборник законодательных актов по делопроизводству (1917–1970).
Практическая работа № 3.
Способы и средства документирования
Цель занятия – анализ развития понятий «документирование», «способы документирования» и «средства документирования».
В результате выполнения заданий студенты должны:
-
иметь представление о способах и средствах документирования, их связи с материальными носителями информации; -
знать этапы развития способов документирования, способы запечатления информации; -
уметь различать способы и средства документирования.
Задания для самостоятельной работы
-
Изучить этапы текстового документирования, ознакомиться с образцами пиктограмм и логограмм, дать их краткую характеристику. -
Записать встретившиеся в повседневной жизни случаи передачи информации пиктографическим и логографическим способами. -
Проследить появление русской письменности и этапы ее изменения. -
Выписать начертания букв, исключенных из русского алфавита. -
Определить особенности технического документирования. Охарактеризовать основные группы и виды технической документации. -
Определить влияние использования пишущих машинок на документирование. -
Раскрыть сущность понятий «фотодокумент», «кинодокумент», «фонодокумент», «аудиовизуальный документ». -
Определить ручные пишущие средства документирования, которые использовались на разных этапах истории. -
Дать определение понятию «диктофон». Определить разновидности диктофонов. -
Дать характеристику основных способов и средств репрографии.
Указания по выполнению заданий
1–2. Изучить пиктограммы и логограммы, представленные в коллекции. Дать описание 1–2 пиктограмм. Провести анализ знаков логограмм, учитывая при этом, что знаку соответствует слово. Зарисовать 2–3 образца и определить преимущества и недостатки логограмм.
3–4. Задание можно выполнить в виде сравнительной таблицы начертания нескольких букв кириллицы и глаголицы:
Кириллица | Глаголица | Название буквы |
| | |
| | |
| | |
5. Изучить 1–2 чертежа и текстовым способом записать их содержание.
7. Используя ГОСТ 7.69–95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения» и ГОСТ 51141–98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» дать определение понятиям «фотодокумент», «кинодокумент». Определить что есть общего и в чем разница между фотодокументированием и кинодокументированием.
8. Выписать определения «стило», «калам», «перо», «чернила» и др. из словарей и специальной литературы.
Контрольные вопросы
-
Раскройте сущность понятия «система документирования». -
Каковы методы и способы документирования? -
Назовите этапы развития текстового документирования. -
Каковы основные способы фиксирования информации вы знаете? -
Каковы достоинства и недостатки пиктографического письма? -
Чем вызвано распространение пиктографического письма в наши дни? -
Каковы достоинства и недостатки логографического письма? -
Проследите эволюцию ручных пишущих средств, использовавшихся человеком на различных этапах его истории. Охарактеризуйте пишущие средства, которыми Вы пользуетесь. -
Какую роль в процессе документирования сыграли пишущие машины? -
Что такое стенография? Каковы области её применения? В каких случаях применяется стенографирование сегодня? -
В чем преимущество фотодокументирования перед другими способами? -
Какие способы документирования с использованием новых технологий Вы знаете? -
Что такое видеозапись? Чем она отличается от кинодокументирования? -
Каковы особенности аудиодокументирования? -
Что представляет собой электронное документирование? -
Что такое голография?
Литература
-
Двоеносова, Г.А. Биометрия как наука, метод и способ документирования / Г.А. Двоеносова, М.В. Двоеносова // Делопроизводство. – 2009. – № 2. – С. 57–60.
Материалы к занятию
Словарь с определениями понятий.
ГОСТ 7.65–92 «СИБИД. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования».
ГОСТ 7.68–95 «СИБИД. Фоно– и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению».
ГОСТ 7.69–95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения».
ГОСТ 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Составить коллекции пиктограмм, логограмм.
Практическая работа № 4.
Материальные носители информации
Цель занятия – анализ развития понятий «материальный носитель» и «бумага».
В результате выполнения заданий студенты должны:
-
иметь представление о материальных носителях информации; -
знать способы запечатления информации; -
уметь классифицировать носители документированной информации
Задания для самостоятельной работы
-
Дать определение древнейшим материалам для письма и охарактеризовать их. -
Определить где и когда появилась бумага. Описать технологию её производства. Дать характеристику бумаги, на которой Вы пишете. -
Дать определение материального носителя документированной информации. -
Определить особенности кинофотодокументов как носителей информации. -
Классифицировать современные носители документированной информации и дать их характеристики. -
Определить, как влияет тип носителя информации на долговечность и стоимость документа. -
Определить роль оптических дисков в создании, передачи и хранении информации.