Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 609

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать употребление понятия «документ» и его синонимов по Генеральному регламенту 1720 г., Общему губернскому учреждению 1775 г., Общему учреждению министерств 1811 г.

2. Проанализировать развитие понятия «документ» по государственным стандартам, словарям и специальной литературе.

3. Проанализировать развитие термина «информация» по Фе­деральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите инфор­мации» от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ и словарям.

4. Определить функции следующих документов:

– прелестная грамота от имени С. Разина и А. Карачурина к казанским татарам с призывом присоединиться к восстанию 4 сентября 1670 г.

– рапорт генерал–прокурора Сената И.Ю. Трубецкого императрице Ели­завете Петровне о приезде в Петербург из Ярославля театральной труп­пы Ф.Г. Волкова 3 февраля 1752 г.;

– расспросные речи дворянина А.П. Окунева о продолжающихся волнениях в Псковском уезде 29 октября 1650 г.;

– отписка кн. В.П. Львова царю Алексею Михайловичу об отдаче земскими старостами руководителей восстания в Пскове Гаврилы Демидова и Томилы Слепого в съезжую избу 11 ноября 1675 г.;

– постановление СНК «О форме бланков государственных учреждений» от 2 марта 1918 г.;

– постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке пользования печатями с государственным гербом РСФСР» от 15 декабря 1936 г.;

– постановления ЦК КПСС и Совета министерств СССР «О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления» от 13 октября 1969г.;

– постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР» от 30 сентября 1961 г.;

– Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 11 января 1994 г.;

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.;

– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ.

– Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в российской Федерации» от 02 марта 2007 г. № 25–ФЗ.

  1. Привести примеры документов, выполняющих следующие функции:; управленческую, правовую, социальную, культурную, исторического источника, информационную, учета.

  2. Дать характеристику основных свойств документированной информации.

  3. Охарактеризовать понятия – «тезаурус», «дескриптор», «информационная емкость», «информативность», «информационная плотность документа».


8. Сравнить характеристику основных информационных барьеров.

Указания по выполнению заданий

1. Изучить законодательные акты и выписать встречающиеся в них синонимы понятия «документ». Выявить значение понятий «дело», «бумага», «акт», «деловая бумага», «служебный документ», дать их определения, если они приведены в источниках. Проанализировать, в каких случаях употребляется каждое понятие.

2–3. По выпискам из словарей и специальной литературы определить, как повлияли на трансформацию понятий аспекты – информационный, правовой, управленческий, исторический – легли в основу определения понятия «документ».

Из государственных стандартов: ГОСТ 16487–70. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения; ГОСТ 16487–83 и ГОСТ Р 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения; ГОСТ 6.10.2–75. Унифицированные системы документации. Термины и определения; ГОСТ 6.10.1–88. Унифицированные системы документации. Основные положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите инфор­мации» – выписать определения терминов «информация» и «документ» и установить, какие аспекты (носители информации, способы ее фиксирования, юридическая сила документа и др.) и функции документа заложены в этих определениях.

4. Определить функции документа, т. е. его целевое назначение. Выявить подлинную цель создания документа и запечатления заключенной в нем информации, проанализировать роль документа в данной ситуации документообразования. Так как документ полифункционален, первой ука­зывается функция, заданная документу автором. Одновременно отметить, какие из названных функций документа носят общий, а какие частный характер.

5. Привести примеры документов, обладающих вышеперечисленными функциями, указать вид, заголовок и дату документа. Для функций учета и правовой можно привести примеры современных документов, для постоянно дей­ствующих функций (информационной, социальной, культурной, исто­рического источника) – примеры документов различных исторических эпох.

6. Определить основные свойства документированной информации и выписать их определения из словарей и специальной литературы.

7. Выписать определения из словарей и специальной литературы.

8. Привести примеры информационных барьеров, с которыми Вам приходится сталкиваться.



Контрольные вопросы

  1. Каковы основные предпосылки возникновения документа?

  2. Раскройте взаимосвязь понятий «информация» и «документ»?

  3. Почему в различных научных дисциплинах по–разному характеризуется содержание понятий «документ» и «информация»?

  4. Охарактеризуйте функции документа.

  5. Что представляют собой свойства документированной информации? Можно ли их классифицировать?

  6. В чем заключается социальная природа и информационная сущность документа?

  7. Что такое информационный барьер?

Литература

  1. Илюшенко, М.П. К понятию «документ» (эволюция термина документ и предмет документоведения) / М.П. Илюшенко // Советские архивы. – 1986. – № 1. – С. 26–31.

  2. Елпатьевский, А.В. Еще раз о термине «документ» / А.В. Елпатьевский, Э.И. Ханпира // Советские архивы. – 1987. – № 1. – С. 52–55.

  3. Ларин, М.В. Развитие понятия «документ» / М.В. Ларин // Делопроизводство. – 2000. – № 1. – С. 5–9.

  4. Илюшенко, М.П. Функциональный анализ документа / М.П. Илюшенко // Делопроизводство. – 1999. – № 2. – С. 43–46: – 2000. – № 1. – С. 20–23.

  5. Илюшенко, М.П. К вопросу о функциях документа / М.П. Илюшенко // Советские архивы. – 1973. – № 5. – С. 18–21.

  6. Козлов, В.П. Общая теория документа / В.П. Козлов // Делопроизводство. – 2009. – № 3. – С. 3-12.

Материалы к занятию

Генеральный регламент 1720 г.

Словарь определениями понятий.

Сборник законодательных актов по делопроизводству (1917–1970).

Практическая работа № 3.
Способы и средства документирования

Цель занятия – анализ развития понятий «документирование», «способы документирования» и «средства документирования».

В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о способах и средствах доку­ментирования, их связи с материальными носителями ин­формации;

  • знать этапы развития способов документирования, способы запечатления информа­ции;

  • уметь различать способы и средства документирования.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить этапы текстового документирования, ознакомиться с образцами пиктограмм и логограмм, дать их краткую характеристику.

  2. Записать встретившиеся в повседневной жизни случаи передачи информации пиктографическим и логографическим способами.

  3. Проследить появление русской письменности и этапы ее изменения.

  4. Выписать начертания букв, исключенных из русского алфавита.

  5. Определить особенности технического документирования. Охарактеризовать основные группы и виды технической документации.

  6. Определить влияние использования пишущих машинок на документирование.

  7. Раскрыть сущность понятий «фотодокумент», «кинодокумент», «фонодокумент», «аудиовизуальный документ».

  8. Определить ручные пишущие средства документирования, которые использовались на разных этапах истории.

  9. Дать определение понятию «диктофон». Определить разновидности диктофонов.

  10. Дать характеристику основных способов и средств репрографии.


Указания по выполнению заданий

1–2. Изучить пиктограммы и логограммы, представленные в коллекции. Дать описание 1–2 пиктограмм. Провести анализ знаков логограмм, учиты­вая при этом, что знаку соответствует слово. Зарисовать 2–3 образца и определить преимущества и недостатки логограмм.

3–4. Задание можно выполнить в виде сравнительной таблицы начертания нескольких букв кириллицы и глаголицы:


Кириллица

Глаголица

Название буквы





























5. Изучить 1–2 чертежа и текстовым способом записать их содержание.

7. Используя ГОСТ 7.69–95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения» и ГОСТ 51141–98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» дать определение понятиям «фотодокумент», «кинодокумент». Определить что есть общего и в чем разница между фотодокументированием и кинодокументированием.

8. Выписать определения «стило», «калам», «перо», «чернила» и др. из словарей и специальной литературы.


Контрольные вопросы

  1. Раскройте сущность понятия «система документирования».

  2. Каковы методы и способы документирования?

  3. Назовите этапы развития текстового документирования.

  4. Каковы основные способы фиксирования информации вы знаете?

  5. Каковы достоинства и недостатки пиктографического письма?

  6. Чем вызвано распространение пиктографического письма в наши дни?

  7. Каковы достоинства и недостатки логографического письма?

  8. Проследите эволюцию ручных пишущих средств, использовавшихся человеком на различных этапах его истории. Охарактеризуйте пишущие средства, которыми Вы пользуетесь.

  9. Какую роль в процессе документирования сыграли пишущие машины?

  10. Что такое стенография? Каковы области её применения? В каких случаях применяется стенографирование сегодня?

  11. В чем преимущество фотодокументирования перед другими способами?

  12. Какие способы документирования с использованием новых технологий Вы знаете?

  13. Что такое видеозапись? Чем она отличается от кинодокументирования?

  14. Каковы особенности аудиодокументирования?

  15. Что представляет собой электронное документирование?

  16. Что такое голография?

Литература

  1. Двоеносова, Г.А. Биометрия как наука, метод и способ документирования / Г.А. Двоеносова, М.В. Двоеносова // Делопроизводство. – 2009. – № 2. – С. 57–60.


Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

ГОСТ 7.65–92 «СИБИД. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования».

ГОСТ 7.68–95 «СИБИД. Фоно– и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению».

ГОСТ 7.69–95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения».

ГОСТ 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Составить коллекции пиктограмм, логограмм.

Практическая работа № 4.
Материальные носители информации

Цель занятия – анализ развития понятий «материальный носитель» и «бумага».

В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о материальных носителях ин­формации;

  • знать способы запечатления информа­ции;

  • уметь классифицировать носители документированной информации

Задания для самостоятельной работы

  1. Дать определение древнейшим материалам для письма и охарактеризовать их.

  2. Определить где и когда появилась бумага. Описать технологию её производства. Дать характеристику бумаги, на которой Вы пишете.

  3. Дать определение материального носителя документированной информации.

  4. Определить особенности кинофотодокументов как носителей информации.

  5. Классифицировать современные носители документированной информации и дать их характеристики.

  6. Определить, как влияет тип носителя информации на долговечность и стоимость документа.

  7. Определить роль оптических дисков в создании, передачи и хранении информации.