Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 601

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указания по выполнению заданий

  1. Выписать определения «папирус», «пергамент», «береста» и др. из словарей и специальной литературы.

  2. Взять лист бумаги и охарактеризовать его.

3. Выписать определение «материальный носитель» из словарей и специальной литературы. Используя доступные носители информации необходимо выстроить схему их развития и взаимосвязи.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение материального носителя документированной информации.

  2. Какие материалы использовались в древности для письма?

  3. Когда и где появилась бумага? В чем заключалась технология её производства?

  4. Какую функцию выполняли филиграни? Используются ли они в настоящее время?

  5. Что Вы знаете о свойствах, видах и форматах бумаги?

  6. Дайте классификацию материальных носителей.

  7. Приходилось ли Вам использовать носители механической звукозаписи? Какие?

  8. Как решалась человеком на разных этапах его развития проблема долговечности материальных носителей документированной информации?

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

ГОСТ 7.65–92 «СИБИД. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования».

ГОСТ 7.68–95 «СИБИД. Фоно– и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению».

ГОСТ 7.69–95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения»

ГОСТ 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Практическая работа № 5.
Признаки документа

Цель занятия – анализ развития понятий «подлинник», «копия», «юридическая сила документа».

В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о признаках документов, вариантах и копиях документов;

  • знать документообразующие признаки, способы подделки документов;

  • уметь составлять черновые и беловые документы.

Задания для самостоятельной работы

  1. Дать характеристику основных документообразующих признаков.

  2. Определить виды фальсификаций документов.

  3. Назвать основные способы подделки документов.

Указания по выполнению заданий

  1. Выписать из ГОСТа 51141–98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», «Словаря терминов и понятий по документоведческим дисциплинам» и справочной литературы определения понятий «автор документа», «дата документа», «наименование вида документа», «юридическая сила документа», «черновой документ», «беловой документ», «подлинный документ», «оригинал», «копия».


Контрольные вопросы

  1. При каких условиях документ приобретает юридическую силу?

  2. Что собой представляют основные варианты документов?

  3. Что такое копия документа? Охарактеризуйте виды копий.

Литература

  1. Трубицына И.И. Формы представления информации руководителю // Секретарь-референт. 2006. № 9. С. 24-29.

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

Коллекция образцов документов.

Практическая работа № 6.
Формуляр документа XVIXVII вв.
Цель занятия –выявление закономерностей складывания и развития формуляра текстового служебного документа XVI–XVII вв.

В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о складывании и развитии формуляра текстового документа в приказном делопроизводстве;

  • знать виды документов XVI–XVII вв., состав формуляра, на­звания реквизитов и порядок их оформления;

  • уметь описывать конкретные документы XVI–XVII вв., со­ставляя их формуляры.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить виды и разновидности документов:

– по «Краткому словарю видов и разновидностей документов» и «Словаря терминов и понятий по документоведческим дисциплинам» (выписать виды документов);

– по коллекции (выявить виды документов, объяснив метод определения каждого вида).

2. Выявить и описать особенности обозначения автора документа, указав:

– служебный или личный документ;

– коллективный или индивидуальный автор;

– форму обозначения авторства, место его расположения в формуляре документа;

– особенности определения автора.

3. Проанализировать состав и способы обозначения реквизита «адресат»:

– выписать примеры адресования документов;

– изучить состав, способ написания адресатов: документов, посылаемых из нижестоящего учреждения в вышестоящее; документов, которыми обменивались равностоящие учреждения; документов, направляемых из вышестоящих учреждений в нижестоящие.

4. Изучить способы датировки документа: .
– определить даты изучаемых документов;

– установить признаки датирующего характера;

– перевести установленные даты с эры «от сотворения мира» на эру «от Рождества Христова», с юлианского календаря на григорианский.



5. Изучить состав удостоверения документа: определить наличие, состав, месторасположения подписи и скрепы.

6. Описать характер отметок на документах. Определить их назначение.

7. Определить традиционно сложившуюся структуру текста и особенности изложения содержания отдельных видов документов (челобитная, грамота, отписка).

Указания по выполнению заданий

Задания 1–6 можно выполнять с помощью таблицы следующей формы:


Вид документа


Автор


Адресат


Дата



Состав удостоверения

Отметка на документе











































































1. Выписать названия видов документов, обратив внимание на количество видов и разновидностей в XVI–XVII вв.

Виды документов следует выписывать по следующим группам: распорядительные документы (например, указы, грамоты, наказные, памяти), переписка (памяти, отписки, челобитные и т. п.). Виды документов изучить также по коллекции копий документов. Так как большинство документов не имеет выделенного обозначения вида или разновидности, то надо их определить самостоятельно и описать методы определения (анализ текста, специфика изложения содержания или сложившаяся иерархия документов).

2. По коллекции XVI–XVII вв. внимательно прочитать содержание каждого документа и указать автора – создателя документа (учреждение) и подробно объяснить, каким образом установлен данный автор.

3. Внимательно прочитать документы предложенной коллекции и столбца и определить место расположения адресата, его состав и форму, выпи­сать несколько примеров.

Для анализа документов, которыми обменивались учреждения, следует взять такие виды, как указ, грамота, челобитная, отписка. Проследить и выписать примеры оформления в них адресата и по содержанию определить конкретные учреждения, которым адресованы документы.


4. Установить дату создания документа: точную, приблизительную, вероятную с подробным объяснением датирующего признака (содержание документа, время действия исторических лиц и т. д.). Установленную по эре «от сотворения мира» (например, 7168, когда первая цифра опуска­лась – 1 68) дату перевести на эру «от Рождества Христова». Для этого от цифры 7168 вычесть цифру 5508 или 5507 (для событий мартовского сти­ля) и 5508 или 5509 (для событий сентябрьского стиля). Ко дню месяца следует прибавить цифру десять, чтобы получить дату по новому стилю.

5. Состав удостоверения документа следует начинать с изучения столбца, по которому определяется место подписи («приписи») и характер ее написания. По коллекции выяснить состав служилых людей, подписывающих и скрепляющих документы.

6. Выписать все отметки на документах: место их расположения, назначение и использование, уточнив, таким образом, характеристику документа.

7. Проанализировать несколько видов документов, установить, имеется ли характерная для каждого вида структура текста, какими устойчивыми словосочетаниями отличается один вид документов от другого. Для анализа можно взять такие виды документов, как указ, память, че­лобитная, отписка.

Материалы анализа лучше представить в табличной форме:


Вид документа


Введение


Основная часть


Заключение



















Контрольные вопросы

  1. Чем определялась структура текста и наименование вида документа?

  2. Назовите особенности внешнего оформления документа.

  3. Какие признаки помогают определить авторство документа ?

  4. Как определить время составления документа? Назовите особеннос­ти обозначения даты документа XVI–XVII вв.

  5. Как удостоверялись документы?

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

Краткий словарь видов и разновидностей документа.

Коллекция документовXVI–XVII вв.

Практичекая работа № 7.
Формуляр документа XVIII в.

Цель занятия – изучение развития и особенностей формуляров служебных документов XVIII в.

В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о законодательном регулировании процесса документирования и развитии формуляра документа XVIII в.;

  • знать законодательные акты, регламентирующие процесс делопроизводства в XVIII в., виды документов, состав формуляра документа, правила оформления реквизитов;

  • уметь описывать конкретные документы XVIII в., состав их формуляры.


Задания для самостоятельной работы

1. Изучить виды и разновидности документов:

– выписать виды документов, установленные Генеральным регламент 1720г.;

– из «Краткого словаря видов и разновидностей документов» и «Словаря терминов и понятий по документоведческим дисциплинам» выписать виды документов XVIII в.;

– из дел местных учреждений выписать все виды документов и отметить изменения в технике документирования.

2. На примере документов местных учреждений проанализировать сложившиеся правила написания автора, выявив:

– особенности оформления автора служебных и личных документов;

– зависимость обозначения реквизита «автор» от обозначения адресата документа.

3. Проанализировать обозначения реквизита «адресат»:

– выписать из Генерального регламента 1720г. описание системы письменных сношений звеньев аппарата управления;

– по документам местных учреждений описать порядок оформления реквизита «адресат», отметить отличительные особенности порядка адресования документов по сравнению с XVI—XVII вв.

4 . Описать порядок датирования документов. Дать примеры всех видов дат с переводом их на григорианский календарь.

5 . Изучить состав удостоверения документов:

– выписать из Генерального регламента 1720 г. правила удостоверения до­кументов;

– описать состав подписи по документам местных учреждений,

6. Описать виды отметок на документах.

  1. Изучить принципы организации текста нескольких видов документов.

  2. Составить формуляры двух документов.

Указания по выполнению заданий

1. Выявить виды документов, устанавливаемые Генеральным регламентом 1720 г., дополнить их видами документов XVIII в., приведенными в «Крат­ком словаре видов и разновидностей документов», и выписать их опре­деления из словаря.

Изучить документы дел местных учреждений, выписывая наименования видов и обращая внимание на технику документирования, водяные зна­ки, гербовую бумагу.

2. Задания 2—6 можно выполнять с помощью таблицы следующей формы:


Вид документа


Автор


Адресат


Дата


Текст (краткое содержание)


Состав удостоверения


Отметка на документе