Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обратите внимание на место расположения реквизита «автор» и опишите правила его оформления в зависимости от расположения реквизита «адресат».

3. Изучить по Генеральному регламенту 1720 г. и документам местных учреждений правила оформления реквизита «адресат». Выписать правила и примеры адресования.

4. Проанализировать все имеющиеся даты в документе и определить их назначение, выписать примеры и описать место расположения каждой даты.

5. Изучить правила удостоверения документов по Генеральному регламен­ту 1720 г. Затем проанализировать оформление подписи в документах, виды печатей.

6. Выписать все отметки на документах, указав, какие из них появились в XVIII в.

7. По Генеральному регламенту 1720 г. на примере правил составления протокола определить требования, предъявляемые к тексту (гл. VI, X) Внимательно читая тексты нескольких документов, описать их структуру, прослеживая ее изменение в различных видах; привести примеры видов трафаретных документов, отмечая, каким путем проводилась трафаретизация.

8. Описать документы по следующей схеме:

– вид (разновидность);

– автор;

– адресат;

– текст;

– состав удостоверения;

– подлинность (копийность)

Контрольные вопросы

  1. Назовите особенности формы документа XVIII в.

  2. Какие требования предъявляются к оформлению протокола по Генеральному регламенту 1720 г.?

  3. В чем проявилась тенденция к унификации документов?

  4. Опишите систему письменных сношений звеньев аппарата управления по Генеральному регламенту 1720 г.

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

Коллекция документовXVIII вв.
Литература

  1. Сокова, А.Н. О создании русской традиционной формы документа и делопроизводстве госучреждений XVIII – начала XX в. / А.Н. Сокова // Труды ВНИИДАД. – М.: Госполитиздат, 1974. – Т. 5. – Ч. 1 . – С. 206–235.

  2. Чернышев, С.В. «Генеральный регламент» – начало систематизированного использования архивных материалов в делопроизводстве / С.В. Чернышев // Документация в информационном обществе: парадигмы ХХI века: доклады и сооб. на Х Международной научно-практической конференции. 25–26 декабря 2002 г. – М., 2003. – С. 232–233.

  3. Янковая, В.Ф. Русское делопроизводство в сборниках образцов документов конца XVIII – начала ХХ в. / В.Ф. Янковая // Советские архивы. – 1989. – № 4. – С. 23–31.


Лабораторная работа № 8.
Формуляр документа XIX — начала XX в.
Цель занятия — изучение трансформации и особенностей формуля­ров служебных документов XIX — начала XX в.


В результате выполнения заданий студенты должны:

  • иметь представление о регламентации процесса документи­рования в законодательных актах XIX — начала XX в., разви­тии формуляра документа, тенденциях трафаретизации доку­ментов;

  • знать виды документов XIX — начала XX в., особенности их оформления, состав формуляра, появление бланков и их виды, появление отметок на документах, отражающих их движение в учреждении и работу с ними;

  • уметь анализировать конкретные документы XIX — начала XX в.,
    составляя их формуляры.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить виды и разновидности документов.

2. Выявить особенности оформления реквизита «автор», описать состав

бланка и его виды.

3. Изучить текст документа.

4. Описать порядок адресования документа.

5. Выписать даты составления, обработки, подписания и другие, указать

место их расположения.

6. Проанализировать характер удостоверения документа.

7. Описать виды отметок.

8. Составить формуляры двух документов.

Указания по выполнению заданий

1. Начинать работу следует с рассмотрения дел учреждения. Выявить и выписать названия видов документов:

– издаваемые вышестоящими органами;

– издаваемые вышестоящими органами; посылаемые равным учреждениям;

– посылаемые равными учреждениями;

– представляемые в вышестоящие учреждения;

– оформляющие внутреннюю деятельность.

Из «Краткого словаря видов и разновидностей документов» и «Словаря терминов и понятий по документоведческим дисциплинам» выписать определения выявленных видов документов XIX в.

2. Описать порядок оформления реквизита «автор» в различных видах документов, выписать несколько типов бланковых надписей и определить их состав. По комплексу документов проследить, какие виды документов пишутся на бланках, какие без обозначения бланковых надписей.

3. Проанализировать несколько видов документов, указав структуру текста, выписав примеры применения канцеляризмов. Отметить, насколько усилилась тенденция трафаретизаии (выписать примеры трафаретных и типовых текстов).

4. При описании порядка адресования установить зависимость оформления реквизита «адресат» от иерархии учреждений. Привести примеры адресования в вышестоящие, равные и нижестоящее учреждения.

5. Выписать примеры датировки и перевести даты на новый стиль. В XIX в. разница между стилями равнялась 12, в XX в. – 13 дням.



6. Выписать примеры подписания документа в инстанциях разной подчиненности и описать состав подписи.

7. Выписать отметки на документах и указать их назначение, место проставления.

8. Формуляры документов составить по схеме, предложенной на четырнадцатом занятии.

Контрольные вопросы

  1. В чем проявилась тенденция к унификации формы и текста документа?

  2. Что такое трафаретный и типовой тексты?

  3. В какой форме составлялось адресование документации?

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

Коллекция документовXIХ вв.

Анализ оформления реквизитов документов в XVI–XIX вв.


Наименование документов

Особенности оформления документов




XVI–XVII

XVIII

XIX

Вид документа

Автор

Адресат

Текст:

введение

основная часть

заключение

Даты:

составления

получения

регистрации

Состав удостоверения Отметки на документе











Литература

  1. Русакова, С.В. Бланки документов XIX–XXI веков (сходство и различия) / С.В. Русакова // Секретарское дело. – 2005. – № 6. – С. 31–34.


Лабораторная работа № 9.
Формуляр современного управленческого документа
Цель занятияизучение современных требований государ­ственных стандартов и нормативно-методических актов к оформле­нию служебных документов.

В результате выполнения заданий студенты должны:

 иметь представление о тенденциях развития документа и принципах построения формуляра–образца организационно-распорядительных документов;

знать состав реквизитов и требования государственного стан­дарта к оформлению документа;

 уметь проектировать бланки документов учреждений и навыки работы с государственными стандартами и методическими указаниями по их внедрению и применению.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить комплект нормативно-методических документов по документированию управленческой деятельности (ГСДОУ и Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти).

  2. По нормативно-методическим документам выявить виды организационно-распорядительных документов, включенных в систему УСОРД.

  3. Изучить ГОСТ с требованиями к оформлению документов, определить его структуру, состав разделов.

  4. Изучить требования государственного стандарта к бланку документа.

  5. Проанализировать предложенную коллекцию документов, определить реквизиты, указать недостатки в их расположении и оформлении.

  6. Составить на основании раздаточного материала бланки (общий и для письма) организаций и предприятий различных форм собственности вариантами продольного и углового расположения реквизитов.


Указания по выполнению задания

  1. Изучить разделы ГСДОУ и «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти», государственный стандарт на организационно–распорядительную документацию и отметить как в этих документах решаются вопросы документирования.

  2. Перечислить виды документов, входящих в систему УСОРД.

  3. Изучить государственный стандарт с требованиями к оформлению документов, записать его разделы и определить структуру.

  4. Изучить требования государственного стандарта к бланкам документе, определить различия общего бланка и бланка для письма, варианты расположения реквизитов в бланке (угловое, центрованное). Выяснить, в соответствии с требованиями каких нормативных документов проектируются бланки государственных организаций и организаций и предприятий нового типа.

  5. Изучить предложенную коллекцию (3-5 документов) и, анализируя документы, выявить недостатки в оформлении бланка (отсутствие необходимых реквизитов и правильность оформления имеющихся), определиправильность расположения и оформления реквизитов документа (заголовка, даты и индекса, подписи, отметок о поступлении и направлении документа вдело и др.).

  6. На основе раздаточного материала спроектировать бланки документов конкретных организаций в соответствии с требованиями государствен­ных стандартов, на формате бумаги А4: общий и для письма с продоль­ным и угловым расположением реквизитов.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите виды нормативных актов, регламентирующих докумен­тирование управленческой деятельности.

  2. Дайте определение и укажите состав УСОРД.

  3. Каковы основные требования к оформлению бланков?

  4. Оформление отдельных реквизитов документов.

  5. Формат бумаги.

  6. Чем различаются общий бланк и бланк для письма?

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

ГОСТ с требованиями к оформлению документов.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76.

Коллекция документов.

Справочные данные для проектирования бланков.
Литература

  1. Андреева В.И. Регламентация работы с документаит: проблемы и решения / Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2010. – № 4. – С. 30–34.

  2. Андреева В.И. Удостоверение документов // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2011. № 0. С 64-69; № 1. С. 50-57.

  3. Анохина А.А. Проектирование углового бланка // Секретарь-референт. 2006. № 5. С. 27-31.

  4. Анохина А.А. Проектировние продоьного бланка с центрированым расположением реквизитов // Секретарь-референт. 2006. №. 4. С. 22-31; № 5. С. 22-26.

  5. Анохина А.А. Проектирование бланков. Создание шаблонов // Секретарь-референт. 2006. № 6. С. 33-37.

  6. Каменева Е.М. Приложение и отметка о его наличии // Секретарь-референт. 2011. № 8. С. 25-29.

  7. Каменева Е.М. Бланк документа / Е.М. Каменева, Т.В. Козлова // Секретарь-референт. 2011. № 8. С. 25-29.

  8. Каменева Е.М. Гриф утверждения документа // Секретарь-референт. – 2009. – № 4. – С. 17–23.

  9. Козлова Т.В. Документ – визитная карточка организации // Секретарь-референт. 2006. № 8. С. 21-24.

  10. Топчиева, И.В. Правила составления и оформления бланков писем организации на двух языках / И.В. Топчиева // Секретарское дело. – 2006. – № 1. – С. 10–15.

  11. Чуковенков А.Ю. Расшифровка подписи // Секретарь-референт. 2011. № 5. С. 25-29.

  12. Чуковенков, А.Ю. Поговорим о печатях… / А.Ю. Чуковенков // Секретарь-референт. – 2007. – № 7. – С. 22–26.

  13. Юсипова Е.Г. Все о подписи: особенности некоторых видов документов // Секретарь-референт. 2009. № 10. С. 32-37.

  14. Янковая В.Ф. Утверждение документов // Секретарь-референт. 2006. № 3. С. 28-31.

  15. Янковая В.Ф. Резолюция на документе // Секретарь-референт. 2006. № 6. С. 30-32.

  16. Янковая В.Ф. Подпись на документе // Секретарь-референт. 2007. № 5. С. 17-23.



Лабораторная работа № 10
Текст документа. Унификация текста документа.
Цель занятияизучение текста документа и принципа унификации текстов.

В результате выполнения заданий студенты должны:

 иметь представление о тексте документа и о процессе его унификации;

 знать основные правила написания текстов и принципы их унификации;

 уметь грамотно составлять тексты деловых писем и проводить унификацию текстов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Дать определения основным понятиям по теме.

  2. Определить функциональные особенности текстов письменных документов.

  3. Составьте три текста различных по способу изложения.

  4. Найти и изучить унифицированные формы документов.

  5. Выявить общее и особенное в унифицированных формах документов.

  6. Используя унифицированные формы документов составить тексты документов.

Указания по выполнению задания

  1. Выписать определения «текст документа», «унификация текста документа», «трафарет», «анкета», «цитата», «ссылка», «гипертекст» и т.д. из словарей, энциклопедий и специальной литературы.

  2. Найти и изучить различные тексты и определить их стиль. Используя документы различных организаций охарактеризовать стиль написание деловых писем.

  3. Изучить способы изложения текстов официальных документов и составить три вида текстов с использованием: повествования, описания, рассуждения.

  4. Используя сборники форм унифицированных документов выбрать 3 разных виды документов и провести сравнительный анализ, выявив особенности унификации.

  5. На основе проанализированных форм составить список общих и специальных унифицированных моментов для разных видов документов.

  6. Опираясь на выявленные особенности составить документы любого вида.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «текст документа».

  2. Охарактеризуйте основные особенности публицистического и научного стилей.

  3. Из каких элементов состоят тексты служебных документов?

  4. Что такое унификация текста документа?

  5. Что такое гипертекст? Где он используется?

  6. Какие задачи решает унификация текстов? Назовите основные ее виды.

  7. Какие существуют типы унифицированных текстов?

  8. Какие виды правки применяются при редактировании текстов документов?

Материалы к занятию

Словарь с определениями понятий.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. М., 2001.