Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)


8. Эсхил (425/4 – 456)


- «отец трагедии» (Энгельс). Родился в семье знатного землевладельца в предместье Афин. Всегда ставил свою военно-политическую деятельность выше театра. Сам Эсхил участвовал в персидской войне.

Аристократического происхождения, но одобрял демократию → «певец становления демократии».

Написал >80 трагедий, дошло 7 (до него – ничего не дошло), 13 побед. 484 – получил свою первую награду, в 468 – проиграл Софоклу, 458 – вернул трилогией «Ористея».
«Умоляющие»

50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе в отцом – в Аргос скрываться у царя Пеласга. Данаиды – хор, их чувства→характер песен. Пеласг – первый трагический герой, его проблема – помочь Данаидам → война с Египтиадами, нет – бесчеловечно. Но нигде нет ни свободного выбора, ни борьбы за принятое решение. Пеласг поступает так, как по мнению Э. должен поступить правитель – советуется с народом → спасают Данаид.

«Персы»

Единственная (из дошедших) основанная не на мифах, а на реальных недавних событиях (персидские войны). Сочувствует персам, обвиняет их императора Ксеркса, который пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонт. Боги выбрали греков для возмездия.

Хор - персидские старейшины. Атоссе, ей сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2-х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа, он предвещает поражение персов

Э. хочет этой трагедией показать:

  • демократия греков – круто, в этом причина победы

  • склонность Ксеркса к насилию – плохо

 статичная трагедия

+ «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей»

Трилогия «Орестея». 458

  1. Агамемнон после окончания войны возвращается в свой г. Аргос, дома его «ждет» Клитемнестра. Традиционно объяснение убийства – А. убил свои дочь Ифигению, но Эсхила интересуют этические мотивы → объяснение: она завела любовника, хочет сделать его царем. Вместе с А. в колеснице едет прорицательница Касандра (дочь Приама). Она пророчествует, плачет о троянцах. Хор старейшин осуждает Кл., но боится её. Кл. поет и убивает мужа, затем и Касандру.


С. ввел 2-го актера

  1. Хоэфоры (греч. – «несущие возлияние»)

Кл-ра посылает дочь Электру пойти на могилу отца сделать жертвенные возлияния (чтобы тот не очень сердился). Хоэфоры – хор, который вместе с Электрой совершают возлияния. Э. видит на могиле локон (жертва) и следы → догадывается, что вернулся брат Орест. Договариваются убить мать. Орест убивает мать, мотивируясь желанием Апполона. На него набрасываются богини кровавой мести Эриннии, преследуют его.

С. ввел 3-го актера. Эринний на сцене нет, они мерещатся.

  1. «Евминиды». Орест бежит в Дельфы, пытается спастись у алтаря Аполлона, затем по его совету просит защиты в суде. В Афинах всем правил ареопаг (гос совет). Аполлон – убийство отца хуже убийства матери. Эриннии – она не была с ним в кровном родстве. На суде голоса делятся поровну → решающий за Афиной → за Ореста. Афина и Аполлон – олицетворение новой демократической власти, Эриннии – старый порядок. Афина предлагает Эринниям стать эвменидами – подательницами благ, те соглашаются.

 Отражена не борьба патриархата и матриархата, а их прав. Отцовское превалирует над материнским.

Идея:

  • торжество исторически прогрессивного

  • человеку нужно отстаивать свои убеждения, а боги придут на помощь тому, кто уверен в себе

Особенности:

  • герои появляются в момент наивысшего душевного напряжения

  • личность сама по себе не интересна

  • торжественный возвышенный стиль (значение конфликта)

  • богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов

Новаторство:

  • ввел второго актера

  • → стал возможен драматический конфликт

  • уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог

9. Софокл (496-406)



родился в Колоне (рядом с Афинами), обычное музыкальное и гимнастическое образование, в юности играл в театре

468 – победил Эсхила и после не знал поражений

поэт расцвета демократии, воспринял в демократии самое положительное, любим:

  1. блестящий драматург

  2. шел в ногу со временем, отражал актуальные темы

  3. брал крупные темы (место человека в коллективе, его долг перед ним)

дошло 7 трагедий, всего было 123 драмы

Фиванский цикл: - не трилогия (не последовательны)
Царь Эдип

Начинается с Мора из-за убитого царя Лая, тк боги говорят, что в этом городе живёт убийца бывшего царя. Эдип (нынешний царь) вызывает к себе слепого старца-предсказателя Тирессия. Однако Тирессий не хочет расскрывать тайну Эдипу, тот настаивает, и Т. Обвиняет во всех грехах Эдипа. Эдип не верит и обвиняет Креонта (брата жены) в смерти Лая и подсылке ему старца. Креонт зовёт на помощь сестру Иокасту (жену Эдипа), она убеждает Эдипа не верить, рассказывает Эдипу о сыне(что коггда-то очень давно, Лай пошёл к оракулу, и тот ему предсказал, что родившийся у него сын убьёт его и женится на своей матери, ребёнка Лай приказал своему рабу отнести в горы, и убить его). Эдип беспокоется, спрашивает о Лае, думает, что это он убил Лая, что он и есть его сын ещё не догадывается. Эдип ищет видетеля, кот якобы видел убийство Лая и которого Иокаста отправила за пределы Фив. Но тут приходит вестник из Коринфа и говорит о смерти папы Эдипа-Полиба. Говорит о том, что Эдипа хотят посадить на престол. Эдип боится истории, когда-то предсказанной ему оракулом, что он женится на матери. Но вестник говорит ему, что он не сын Полиба и рассказывает где нашёл его, и Эдип начинает искать второго пастуха, который отдал его в младенчестве этому вестнику. Иокаста догадывается в чём дело. Эдип думает, что он сын рабыни и хочет раскрыть тайну своего происхождения. Приходит пастухъ (второй) не хочет говорить правду, но Э и вестник заставляюет его. Пастух сознаётся, что младенец сын Лая, Эдип проклинает себя. Он врывается в дом, но видит, что Иокаста повесилась, тогда он снимает с её плеча брошь и выкалывает себе глаза


Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

Эдип в Колоне


о последних днях жизни Эдипа, используется версия, что он был изгнан

Эдип скитался по Греции, дочь Антигона – проводник. Покаяние → боги разрешили ему выбрать место для могилы (могила – источник благодати), выбирает Колонн

Антигона


Царь Эдип ушёл из города, царём стал Креонт тк сыновья Эдипа несовершеннолетние. Этеокл и полиник (сыновья Э.) договорились, что будут царствовать по одному году. Когда Этеокл процарствовал год и пришёл Полиник, тот не пустил его в город, Полиник пошёл войной на Фивы, началась война между двумя братьями. В битве они убивают друг друга. Креонт отдаёт распоряжение похоронить как царя Этеокла, а тело Полиника оставить даже не оплаканным. Антигона (дочь Эдипа), подговаривает свою сестру Исмену тайно похоронить и оплакать брата-Полиника, Исмена отказывает ей в этой просьбе и Антигона решает соверншить погребальный обряд сама. Креонту сообщают, что кто-то нарушил его наказ и на следующую ночь Креонт подсылает своих слуг схватить предателя. Антигона схвачена. Креонт обрекает Антигону на голодную смерть в пещере. Когда её уводят, она поёт себе погребальный гимн, плач о том, что она осталась невинной. Гемант-сын Креонта вместе с хором моляет отца помиловать Антигону, но Креонт не слушает их. Затем Креонт встречает старца Тирессия, который говорит ему, что если Креонт не спасёт Антигону. То лишится всей своей семьи. Креонт хоронит Полиника и бежит в пещеру вместе с Геманом, но-увы- Антигона уже повесилась. Тогда Гемант убивает себя, а весть о его смерти заставляет покончить с собой Евредику, его мать (жену Креонта).

Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека (Креонта) (в том, что он никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти
Значение Софокла:

  1. в театре ввел декоративную живопись

  2. написал трактат о хоре – разобрал его роль в постановках

  3. увеличил число поющих с 12 до 15 человек, но ограничил роль хора

  4. ввел 3-го актера

  5. объект изображения – отдельный человек → трагедии не связаны общим сюжетом

  6. все сюжеты заимствованы из мифов

  7. герои статичны