Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)

10. Еврипид



(485-●-) поэт упадка демократии. Когда родился, отцу было предсказано, что сын будет побеждать на состязаниях → Е. обучали в гимнастике, живописи, но он выбрал поэзию. ●В это время распространена софистика (софист-мудрец). Они не признавали объективной истины, за субъективные идеалы. Их не любили, Е. обвиняли в софистике, ставили ему это в вину. Софисты: ●отрицали все, доказывали то, что нельзя доказать●будили мысль, заставляли людей думать, «философ на сцене» ●получил 4 награды при жизни и 1 после (мало), стал популярен в IV, т.к. ставил вопросы: ●раб – такой же человек, как и все, и может быть даже лучше хозяина●женщина – тоже человек. Защищает их права (выбор жениха, самостоятельная мысль) ●скептическое отношение к богам (не как у Софокла и Эсхила). Боги враждебны людям●бог должен быть 1 и праведный, много – спорят и ругаются (→провозвестник Христа) ●герои порочны, а не ошибаются●любит исследовать страсти, психологию страстей●чаще всего высказывал свои мысли в хоре Алкéстида Вместо сатировой драмы заключает драматическую тетралогию. ●Царь-Адмет, (умирал) Мойры-плетут нити жизни, ●мотив самопожертвования Е. перенёс из мифа и сосредоточил внимание на переживаниях А. и Адмета●Медея Провалилась на состязании, но после – популярна. ●Медея чувствует себя обманутой, Ясон показан как расчетливый эгоист (≈ софист) ●Еврипиду важно высказаться → не важна художественная правда, мысли могут ей не соответствовать●перемещение симпатии – то Медее, то Ясону. У каждого человека есть своя правда, и он её защищает●детоубийство – итог борьбы страстей Медеи (в мифе – убивают жители Коринфа) ●для Е. жизнь человека – смена падений и взлетов, вызванных характером человека Новаторство: Двойственность её характера – и оплакивает-жалеет детей, и убивает. До Е. внутренний мир человека не изображался. Ипполит В основе – миф об афинском царе Тесее (основатель афинского государства)Тоже посвящена теме борьбе страстей.амазонка – Ипполита, сын Ипполит, дед Медеи -Посидон убить Ипполита. Его колесница – в щепки, Артемида приносит его к отцу, Ипполит умирает на руках Тесея.По мифу Федра порочная женщина, по Е. она по натуре благородна: всеми способами старается преодолеть страсть, готовая лучше умереть, чем выдать свои чувства.
Е. вводит няньку Федры, чтобы удалить сцену позорного признания Федры Ипполиту.Продолжая традицию Гомера, Е. объясняет страсти героев поведением богов.Электра полемика с Эсхилом («Хоэфоры»). По мифу Электра спасла маленького Ореста, удалив его из дворца, а потом помогла ему юноше отомстить за отца. У Эсхила Орест убивает мать, мотивируясь желанием Апполона, Софокл его оправдывает, мать жестока и бесчеловечна. Еврипид осудил убийц и Апполона. Здесь Клитеместра – любящая и заботливая мать, которую заманили в дом Электры под предлогом «родов». В свое время Кл. отдала Электру замуж за простого человека, который её не лишал невинности – спасла. Вместе с Кл. они противопоставлены злой Электре. Еврипид издевается над мифом и предшественниками: волосы, следы, одежда Ореста не могла быть той же, как в детстве. Орест, вдохновленный Электрой, убивает мать. Новаторство Еврипида:первый ввел в драму любовную тему, которая в некоторых трагедиях стала центральнойне мог изменить мифологическую традицию, но он приводил вольные толкования мифовстремился скрыть нововведения формой драматургии, ех: пролог архаического типа (повествовательный, ориентирующий зрителя)далекое мифологическое прошлое всегда сопоставляет с настоящимна первом плане – превратности судьбы, а трагический конфликт – на второмзаменил перипетию интригой, которую придумывает и осуществляет сам герой Ифигения в Авлиде Особенности: Агамемнона мучают сомнения Ифигения – впервые поставлен нестатичный характер. Когда приезжает – юная, радостная, чистая, потом – плачет → превращается в зрелую женщину, понимает, что если она не отдаст себя в жертву, Аргос будет обесчестенВ образе спартанца Менелая – эгоист – ненависть патриота-афиняна Е. к Спартецентральный мотив – самопожертвования Ион В Афинах была царевна Креуса, она любила Аполлона, родила от него сына, подкинула сына к храму Аполлона. Через несколько лет её выдали замуж за иноземца Ксуфа. Нет детей. Идут в оракул. Креуса встречает Неокора, рассказывает о подруге, у которой нет детей. Ксуфу пророчат, что его сын тот, кого он первого встретит выходя из храма – Неокор (Ксуф назвал его Ионом). Берет его с собой как сына. Креуса хочет отравить Иона… Но выясняется, что это её сын.

Особенности:Е. положил начало теме подкинутого ребенка.Ломка традиционных рамок трагедиижизнь вытесняла мифЕ. – гуманист – любит и жалеет людей

11. Комедия. Аристофан


Древняя комедия.(V)

  • первая – 486 – комический агон – состязание, спор актеров и хора

  • флиаки – мимические сценки эпизодического характера, идут после агона,

  • комедиографов много, но целые дошли только от Аристофана.

  • комедия ставилась в том же театре, что и трагедия, выступали только мужчины, смотрели все (и рабы), кроме свободных женщин.

  • актеры в масках (безобразные) и костюмах (короткие ← актеры носились по сцене).

  • хор – 2 полухория

  • парабаса – часть комедии, когда хор снимает маски, выходит на аванс сцену и поёт политические декламации, не связанные с сюжетом.

  • комедия становится мощным орудием политической борьбы

  • необходимое условие комедии – контакт со зрителем

  • особенности древне-аттической комедии были тесно связаны с политическими и культурными условиями жизни Афин

другие комедиографы:

  1. Кратин – мастер разработки непрерывного сюжета; создатель политической комедии, много нападок на бесчестных людей.

  2. Эпихарм – современник Эсхила – первый ввел в комедию фабулу

  3. Эвполид - искусство последовательного ведения сюжета и изящество остроумия

  4. Софрон (сер V) – ввел мимы, сочинил «Рыбаки», «Старики», «Колдуньи» – не дошло

Аристофан. (445-)

родился в семье состоятельного афинского гражданина, жил в период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства

первая комедия – под чужим именем 427

«Ахарняне» 425 – награда, не сам

«Всадники» 424 – поставил уже сам

Темы Аристофана:

  1. война и мир 11 комедий дошло (всего 44) – везде есть слова о войне и мире, он был ярый сторонник мира. Шла Пелопонесская война (429-403) Как и трагедия, комедия связана с культом Диониса. Комические поэты защищают права земледельцев – во время праздников Деметры (плодородие) – ямбы. Земледельцы никогда не заинтересованы в войне.

  2. критика политики современного правления («Всадники», «Осы»)

  3. проблемы культуры: воспитания, театра, литературы («Лягушки», «Облака»)

Всадники



Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.

Действие - перед домом старика Демоса. Пролог начинается с диалога двух рабов Никия и Демосфена →Демос передал власть в доме новому рабу, кожевнику. (отца Клеона). Рабам хотят стянуть у кожевника оракулы, которыми тот морочит голову старику (оракулы, сулившие победу в Пелопоннесской войны). Оракул найден: кожевник должен уступить власть колбаснику. Появляется колбасник. Свалка и ругань кончаются «агоном», в котором колбасник превосходит Пафлагонца (Клеона) бесстыдством. Следующий «агон» происходит уже в присутствии самого Демоса – критика политики. Тяготы войны, обнищание крестьянства. Продолжают соперники состязаться и далее, поднося Демосу пародийные оракулы и потчуя его различными яствами (комедийная «трапеза»). Наконец, когда колбасник угощает старика украденным у Пафлагонца зайцем. Демос признает колбасника победителем. В заключительной сцене Демос оказывается возрожденным: колбасник вернул ему юность, сварив его в кипятке и Демос отныне крепок и свеж. Комедия заканчивается обычной любовной сценой: вбегают красотки, изображающие мир на тридцать лет. В конце А. дает характеристику целого ряда комедийных поэтов, своих предшественников.

Особенности:

  1. ярко выраженная политическая критика

  2. все герои либо названы своими именами, либо дана их должность

Облака


Старик Стрепсиад в долгах из-за аристократических замашек своего сына Фидиппида, отправляется на выучку в «мыслильню» к Сократу. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрепсиад оказывается неспособным к восприятию этой премудрости и посылает вместо себя сына. От теоретических вопросов сатира переходит в область практической морали. Перед Фидиппидом состязаются в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Правда восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев. Но вскоре искусство сына обращается против отца. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.