Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)



Особенности:

  1. Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

  2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы

  3. Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей.

Лягушки


Две части. Дионис (бог театра) и Ксанафр, его раб приходят к дому Геракла. Дионис говорит, что идёт в царство Аида за Еврипидом т.к. скучает по нему. Геракл предостерегает их относительно всех опасностей, которые подстерегают их в царстве мёртвых. Странники отправляются в путь. Их перевозит Харон, на своей лодке, квакают лягушки. Дионис трусит, а когда слышится хор просвещенных, прославляющих Иакка, то Дионис выдаёт себя за Геракла, однако, трусость Диониса так велика, что он притворяется слугой Ксанфия, своего раба, который в свою очередь, выдаёт за Геракла себя. Появляется Эон (привратник) и, дабы выяснить кто из них настоящий Бог (смертным нельзя входить туда) бьёт каждого палкой. Ничего не узнав (Ксанфий не подаёт признаков боли), он ведёт их Плутону (Аиду). Где и выяснятся правда. Однако Эак так восхищён отвагой Ксанфия, что становится его другом.

Проблематика сосредоточена во второй части, в «агоне» Эсхила и Еврипида. Недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу. Дионис приглашен быть судьею состязания. Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки своему первоначальному намерению взять Еврипида.

Эак рассказывает Ксанфию о споре Эсхила и Еврипида за трон подле Плутона. Далее сам спор трагиков, как они порочат др друга. Эсхил за цензуру. Евр наоборот. Эсхил обвиняет Евр в скучности его прологов, говорит, что во всех них можно вставить фразу «флакончик потерял». В итоге, Плутон оставляет победу за Эсхилом, и Дионис уносит его в царство живых, на Диониса набрасывается Еврепид, говоря, что тот обещал ему забрать ЕГО. Тогда Дионис отвечает Еврепиду фразой из его трагедии : «Язык клялся, душа же не клялась». Эсхил наказывает Софоклу беречь свой трон пока его не будет.

Особенности:

  1. высмеиваются все, даже боги

  2. поставлены через год после смерти Еврипида и Эсхила.

  3. агон поэтов в пародирует софистические методы оценки лит. произведений. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи, музыкально-лирическая сторона их драм.

  4. первая часть состязания – рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства. Поэт — учитель граждан.

  5. последняя комедия «древнего» типа

«Женщины на празднике Фесмофорий»


На празднике Деметры и Персифоры присутствуют только женщины. Еврипид посылает туда переодетого …, оказывается, что там все поносят Еврипида. … его защищает, на него за это злятся, обыскивают и оказывается, что он мужик. Старухи разрывают его на куски.

Особенности:

  1. новый этап в развитии комедии

  2. ослабевает резкость политической сатиры, ее злободневность и конкретность

  3. упала роль хора, песни имеют характер вставных номеров, которые при издании комедии не вносятся в ее текст


«Женщины в народном собрании» - карикатура на утопии «совместной частной собственности», ех: «Государство» Платона: женщины, захватив власть, устанавливают общность имущества и общность жен и мужей, что приводит к различного рода комическим конфликтам на имущественной и любовной почве.

12. Философская проза



Древняя Греция – родина философии. Древнегреческая философия оказала влияние на всю мировую философию.

Философия – (греч) – «любомудрие» София – мудрость.

Философия сочетала в себе все науки. Родилась в Ионии (побережье малой Азии, которое смотрит на Грецию).

Поэтическая и научная лексика не разделялись.

Заслуга первых философов – предложили научное объяснение происхождения мира – натурфилософы. Материя – первооснова всего.

Героклид (VI-V):

  1. мир не создан богами

  2. огонь – вечно живой

  3. все движется и нельзя войти в одну реку дважды

Его цитировали другие авторы, его произведения не дошли.

Демокрит (460 – 370)

Основатель научного материализма.

Дошли лишь отрывки. Свод отрывков – собрал Лурье. Но целого философского учения нет.

Считал:

  1. Мир состоит из атомов.

  2. Душа человека тоже материальна (→ тоже смертна)

  3. Боги выдуманы людьми из страха перед явлениями природы.

Материалисты безвозвратно погибли – связано с христианством. В Средние века произведения переписывались, а идеи материалистов противоречат идеям религии.

Платон (428/7 –334 )

Родился у Аристона, знатного человека («аристон» - лучший), вел род от царя Корда, от Посейдона. Платон – прозвище («широкий»), имя – Аристокл («клес» - слава). Учился как все, в гимназии – гимнастике, борьбе.



Приверженец Сократа. «Идеализм» произошло от «идей» Сократа. Платон до 399 – ученик Сократа. Ненавидел материалиста Демокрита. Слух – скупал его произведения и уничтожал. Никогда не упоминал его в своих произведениях.

«Облака» - отношение греков, афинян к Сократу.

Гибель Сократа была страшным потрясением для Платона. Все ученики вынуждены были бежать, Платон тоже. Познакомился с философией Пифагора. 387 – вернулся в Афины уже немолодым человеком. Открыл школу в Академе (роща) философскую школу (там уже были гимнасии). Существовала >900 лет, пока Юстиниан не закрыл.

  • Самый главный предмет – математика.

  • Лекции – как собеседования, иногда в доме Платона (Колона). Идея Платона – в душе каждого есть истинные знания, он их правильными вопросами «высвобождал». Dialeco – разговаривать, методика – диалектика.

Платон верил в свои идеи – хотел устроить идеальное общество, в Сицилии, → 3 раза был там, → был продан в рабство. Друзья выкупили.

Значение Платона:

  1. В литературе – создал новый жанр – диалога (дошло 42 диалога).

В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние, писал в тюрьме, незакончены.

  1. В философии – много новых философских идей:

  • бессмертие души

  • идея загробного воздаяния

  • утопическое учение об идеальном государстве.

  1. В теологии – «подготовка христианства» (Паскаль), (о посюстороннем и потустороннем)

  2. В политике – утопическое государство.



Сократ ничего не написал, он ходил босой и говорил. Женат на Ксантипе («рыжая кобыла», повивальная бабка). Курносый, с маленькими глазами, с шишковатым лбом. Сократ разделял предрассудки времени, верил во всё. Не характерно для времени, считал:

  1. его душа – вместилище богов

  2. «Знаю только то, что ничего не знаю». Дельфийский оракул провозгласил его за это мудрейшим из людей.

  3. не все люди одинаково подходят для гос. должностей.

  4. «Я как овод» (приставуч)

Говорил с иронией, низвергал авторитеты (софистов)


«Апология Сократа» («защитительная речь» Сократа на суде) – единственный не диалог. Что принадлежит Платону, а что Сократу – неизвестно.

Сократ внешне очень наивно рассказывал о своей жизни, но на самом деле речь построена по всем правилам ораторского искусства. После приговора последнее слово – крайне неудачно с адвокатской точки зрения – но в нем нравственная красота и величие Сократа. Он не только не просит милости, но превосходит и не боится судей – гордость свободного эллина.

Диалог Платона «Федон» - последний день жизни и вечер смерти. Сократ говорит о вечности и бессмертии души. Спрашивает у палача, можно ли отлить яда богам – нельзя. Спокойно выпивает яд. Один ученик плачет. Закат солнца. Драматизм спокойного диалога → в трагизм. Просит отнести петуха Асклепию (бог врачевания). Непринужденная речь, без риторики

Философия Платона.

Платону не нравилось ни одно из существующих гос. устройств, вообще реальность. Считал, что существует вечный мир идей, понятия – это образы, но мы не можем это видеть.

Осуждает искусство, приводя 1. этико-психологические и 2. социально-педагогические доводы. Считает, что искусство нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти → развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении.

Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам же писал произведения разных жанров.

Аристотель (384 – 322)

Из Македонии (северная Греция), сын придворного врача.

367 – приехал в Афины и стал учеником Платона

342 – обратно в Македонию, был воспитателем Александра (сын Филиппа II). Переписка Аристотеля и Македонского выдумана.

335 – опять в Афины. Открыл школу в роще Апполона-Ликейского, учителя – перипатетики («гуляющие вокруг»). Будет закрыт вместе с Академией.

323 – вынужден переехать на о. Евбею, т.к. его обвиняли в промакедонской ориентации.

Аристотель читал лекции два раза в день – утром и вечером. Много лекций посвящено критике идей Платона (Платон мне друг, но истина дороже»)

Произведения Аристотеля:

  1. записи его учеников

  2. любил естественные науки (от отца) – медицина, зоология, физика, явления природы («Части животных»)

  3. этические труды

  4. история литературы и ораторского искусства – «Поэтика» (в двух книгах, дошла только часть)

  5. политические труды – 158 конституций (помогали ученики, друзья)


В 1891 в песках Египта нашли «Афинскую политию».

Считал, что существует 3 правильных политических строя:

  1. монархия


которые вырождаются соответственно в


  1. тирания

  1. аристократия

  1. олигархия

  1. полития (умеренная демократия)

  1. охлократия (власть черни)




  1. «Риторика» и «Поэтика» - излагается теория искусств. Теория трех единств. Завещал произведения ученику Феофрасту, он – Нелею, тот уехал в Малую Азию, там они лежали 130 лет – папирусы испорчены. Перевезены в Рим, изданы учеными грамматиками, попали в научное обращение.

В Средние века Аристотель считался идеальным ученым, его переписывали. Аристотель развил современные ему научные знания. Его труды – основание для науки Средних веков. Странное соединение материализма с идеализмом.

Аристотель: искусство нужно, у него свои законы.

Катарсис: Очищение, которое дает искусство / медицинское явление.

Значение Аристотеля:

  1. разделил литературу на виды

  2. описал структуру эпоса, трагедии, комедии

  3. описал комических и трагических героев

  4. описал природу комического

13. Историография



Близки к литературным жанрам, тк имели художественную окраску. Возникла в 6 в. История как наука - в 5 в.

Геродот (485-428) -«отец истории» (Гораций)

Родился в Малой Азии, но покинул из-за событий → много путешествовал (Греция, Египет, Скифия (мы!) → этнографические сочинения (история народов).

Знал только греческий язык → переводчики → много вранья (гиппопотам).

Много важных записей – описал обычаи похорон, способ построения пирамид, мумификации.

«История»

Грамматики разделили на 9 частей, назвали «Музы»

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.

Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.

Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл.

Пример вставной новеллы: «