Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)

Перстень Поликрата» (→тема Шиллера)

Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв) Богат. У него в гостях побывал приятель египтянин, сказал, что тот слишком счастлив, что богам это не нравится и они его накажут. Советует что-нибудь выбросить. Поликрат выбросил в море перстень. Рыбаки вернули перстень из рыбы. Написал другу. Друг порвал с ним дружбу. Потом Поликрата-таки постигла беда – попал в плен и был подвергнут позорной казни.

Тема Геродота – история греко-персидских войн. (5 в)

Не умеет отличать повод от причины: война из-за извечной вражды греков с европейцами, причина которой – взаимное похищение женщин (Елена, Европа, Медея).

Фукидид (460 – 401/402)

(история про двух знаменитых историков, мальчик и мастер)

«История» (8 книг, не окончена)

Мало, почти нет вставных новелл.

Тема – история Пелопонесской войны. Считает, что это самая серьезная, кровопролитная война.

Написанию предшествовала кропотливая исследовательская работа.

Избран стратегом в этой войне. Но однажды спартанцы осадили город, надо было помочь, Фукидид не успел → изгнан → в 404 оправдан, вернулся. В течение 20 лет собирал сведения из Афин и Спарты → объективность, проверка фактов. Очевидец → достоверность.

Никогда не путает повод и причину. Настоящий историк, 1-й понял, что в основе конфликта – экономика, страх Спарты перед растущей политической и военной мощью Афин.

Считал, что эта война была неизбежна → мыслитель и политик.

Основоположник исторической критики (проверка фактов), доказательства.

Цель Фуксидида – достоверность фактов, а не словесное состязание (поэзия).

Власть = военная мощь + политическая сила.

Вместо вставных новелл – вставные речи – средство анализа ситуации. Записывал не буквально, а так, как считал, они д.б. звучать.

Речь Перикла (вождь афинской демократии) на могиле падших воинов – говорит о демократии, идеальный правитель.

Особенности:

  1. В отличие от Геродота – очень трудный язык.

  2. Драматизм (слушатели – зрители): Болезнь, эпидемия – сам болел. Сицилийская экспедиция афинян (неудача).

  3. Незавершенность.

  4. Единый стиль.

  5. Единый замысел.


Ксенофонт (430 – 355)

«Греческаяистория»

- продолжил «Историю» Фукидида («А после этого…»), но в остальном – резко отличается.

Аристократ и по происхождению, и по убеждениям (не демократ), спартанофил.

Был наемником в армии Кира Младшего, потом в Спарте изучал военные планы царя Агесилая.

Особенности:

  1. Писал проще.

  2. Очень плодовит, дошло несколько крупных произведений.

Анáбасис(“восхождение”)

- “военный дневник” участника похода Кира.

Кир пошел на восток, рядом с Вавилоном победил и умер. Все его персидские отряды перешли на сторону царя, греческие стратеги – в плен и казнены. Оставшийся 10-тыс-й отряд без командира → Ксенофонт взялся командовать и повел всех обратно в Элладу

Не философ – нет глубокого содержания

в каждом событии ищет волю божества

Киропедия (воспитание Кира)

- история Кира Старшего.

вопреки исторической истине создается образ идеального монарха, ставшего таковым благодаря воспитанию

Через все его произведения проходит культ сильной личности (Фашизм). Напоминает политический роман.

14. Ораторская проза



- имела важное значение, т.к. демократия, человеку нужно, чтобы за ним пошли, его выбрали.

Теория красноречия – риторика, обучение ей – высшая ступень античного образования.

Риторике обучали:

  1. слог

  2. композиция

  3. способы убеждения

  4. логика

  5. увлечь слушателя

Самое главное – красноречие, по Аристотелю – 3 вида:

  1. судебное

  2. политическое

  3. эпидектическое

Лисийсудебное.

Отец оставил ему мастерскую.

Судебный оратор.

411 – олигархический переворот в Греции

Написал 400 речей, дошло 34 (много приписывали), (подлинность оспаривают).

1. Принимал гостей, ворвались люди олигархов. Предложил челу, сторожившему его в комнате денег за свободу, спросил сколько, мало, показал где, забрал все, но отпустил. Выступил против Ратосфена (гл. олигархов).

Лисий – логограф, писал речи для других, по заказу, сам не выступал.

Его ценили за то, что он приравнивался к уровню заказчика, можно было подумать, что тот написал сам. Писал о простых для афинян вещах.



Речь об убийстве Эратосфена. Пишет от имени заказчика (малообразованный человек).

2. Женился, родился сын, от служанки узнал, что у жены любовник. Решил проверить, застал, убил. Родственники подали в суд, причина – жена была нечестная женщина, тк выходила из дома (где-то же она с любовником познакомилась). Лисий оправдывает – на похоронах (по сюжету незадолго были похороны, а на похороны порядочные женщины могли выходить из дома).

Исократ (436 – 380) Торжественные = эпидектические речи.

IV век – нестабильность, вражда между городами; нечем было кормить рабов → появилось много вольноотпущенников → аристократия боялась восстания → искали способ отвлечь внимание → начать войну → оплачиваемая работа наемного военного. Люди хотели порядка, а не свободы. Даже монархическую власть.

Дошла 21 речь.

Панегирик («народное собрание», «речь в народном собрании»)

Писался 10 лет. О Пелопонесской войне, о тяжелом положении в греческих городах, просит не враждовать больше, предлагает вести войну против настоящего врага – Персии. Речь «Филипп» - поход на Персию, а не между греческими городами.

Логограф, сам свои речи никогда не читал.

Основатель первого «Университета» платная школа знаменитых ораторов. Исократ писал речи, распространял их → учитель красноречия, ему должны были подражать.

Основоположник периодической речи – состоит из длинных предложений, построенных определенным образом, стихотворное звучание, ритмически построенных фраз.

Оратор – формалист: против неблагозвучия (гласные подряд).

Демосфен (384 – 322) – политическое красноречие.

Самый известный. «Если бы боги дали тебе силу, такую как разум, сам Македонский Арес греков бы не победил».

Упорный, пылкий, терпеливый, полный пафоса оратор.

Величайшая политическая фигура.

Отец владел двумя мастерскими (мячи и мебель) (50 рабов). Мать из Скифии (наполовину).

Когда Демосфену было 8 лет, отец умер, опекуны расхитили все имущество. Демосфен – речь в суд, 3 года суд, выиграл, но денег уже нет.

Демосфен стал логографом. Слабый голос, плохая дикция: первая речь – провал. Но он не бросил свое дело. Выходил на берег, с камнями во рту перекрикивал море. Считал, что произношение и манера речи – α и ω красноречия.


Логограф, писал политические речи.

К 346 году – глава политической партии Афин (за сохранение свободы Афин – против Филиппа).

Филипп захватил г. Олинф → Демосфен пишет 3 «Олинфские» речи.

Афиняне заключают мир с Филиппом, но Филипп нарушает мир – 338 – битва при Хирокее, победа Македонии. В Афинах наступает власть олигархов. Демосфен бежит на о. Калабрия, в храм Посейдона, его преследует промакедонская партия греков. Речи «Филиппики». Пришел Архий (актер, теперь в войске Филиппа), уговаривает Демосфена выйти, тот травиться и выходит из храма, чтобы не осквернять.

Дошла 61 речь (частных больше, чем политических, но вторые важнее, художественно интереснее).

«Филиппики» (351 – 340) знамениты, первым переводил Ломоносов. В XVIII Карамзин перевел и подготовил к изданию, но из-за их свободолюбия цензура запретила.

Характерно:

  1. ритм, тон, сжатость речи

  2. мощный стиль речей

  3. благозвучие

  4. периоды симметричны, очень длинные

15. Новая аттическая комедия. Менандр



Эллинский период: эллинизм (эллинский → греческий)

Александр Македонский завоевывает мир (умер в Вавилоне на обратном пути из Индии в 33 года, Азию завоевал). Его государство развалилось, диадохи стали управлять его частями → царство в Антиохии, Сирии, Египте. Сначала эти цари были соратниками Македонского (Селевк, Полимид). → до 30-х гг. до н. э. → эллинистический период наступает после битвы при Хиронее. Греки поехали в новые государства – на Черное море, в Египет – со своей культурой; все, кто не грек для них – варвар.

Дройзен: «эллинизм» (учитывает только влияние греков на восточных, но влияние было взаимным) Культура + торговые отношения.

Расцвет городов (III-II в)

В религии – синкретизм (были политеистами, на востоке – местные божества, греки приняли их в свой пантеон), (строят храмы).

Столицей первой из восточных монархий (Египет) стала Александрия (сюда переместился научный центр). Богатые монархи охотно оплачивали науку, свозили книги в Александрию → мусеум - одновременно и университет, и библиотека, и академия наук. Там работали видные ученые, делали каталоги, таблицы. Если свитки различались → их сверяли и переписывали (≈ 500 тыс. свитков).

III в – египтяне научились обрабатывать папирус (широко распространен) – расплющивали, выглаживали пемзой; здесь он растет → дешевле, чем в Европе.


Пергам (богатая азиатская столица) – еще одна библиотека (200 тыс. свитков). Здесь придумали, как обрабатывать коровью кожу, чтобы получить из нее писчий материал (→ пергамент). Пока из Китая не пришла бумага, писали на пергаменте.

47г. – в пожаре погибла Александрийская библиотека. Антоний пожалел Клеопатру, подарил пергамскую библиотеку в Александрию. Здесь родился термин «филология».

Филологическая критика текста – решение: так писал древний автор или текст изменен, испорчен → исправление текста до предполагаемого оригинала. Много раз переписывались, появились грамматики.

В целом, период эллинизма – упадок (политическая зависимость, нельзя говорить правду), но происходит гуманизация – литература переходит к миру личных чувств.

Возникли новые жанры:

  1. эпилий (малый эпос)

  2. идиллия (малое изображение)

  3. эпиграмма (малое стихотворение, часто надгробное)

  4. мим (для театра, но не пьеса, а сценка)

Произошел разрыв между высокими жанрами и низовой литературой (умные, но не слишком образованные).

Политическое содержание уходит из литературы (прославление начальства).

Возникает интерес к древностям, патриотизм.

Антиквариат в аполитичное время.

Виды искусств делятся на:

  1. мощное патетическое произведение

  2. грандиозное

  3. мифологическое

  4. изящное

Большие социальные темы из литературы ушли.

В эту эпоху писали много, но дошло мало. Куль аттакизма – не переписывали, т.к. не признавали классическими.

Новая аттическая комедия.

Три эпохи комедии:

  1. древняя (Аристофан)

  2. средняя (не дошел ни один автор)

  3. новая аттическая

В какой-то степени условию к появлению новой аттической комедии послужила современная драма.

Характерно:

  1. появляются люди среднего круга: не цари и не боги

  2. натуры их обыденные, повседневные заботы

  3. типы статичны: строгий / похотливый старик, робкий юноша, неробкий старик, помогающий ему.

  4. неопределенное место и время действия

В Риме – успех новой комедии (основа для Плавта), (Филимон и Дифил – авторы).

Менандр (343 – 292)

Жил в Афинах, на берегу Эгейского моря, в Пирее (морской порт Афин). Из богатой семьи, отец – стратег при Демосфене. Менандр учился у Феофраста («Характеры»). Менандр был другом Эпикура. Египетский монарх Птолемей приглашал его, он отказывался. Возлюбленная Ликера.