Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1509
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
Ключ
№ | Ответы | № | Ответы | ||||
А | Б | В | А | Б | В | ||
1 | Д | Л | А | 10 | А | Л | Д |
2 | Д | Л | А | 11 | А | Л | Д |
3 | А | Д | Л | 12 | Д | А | Л |
4 | Д | А | Л | 13 | Д | А | Л |
5 | Д | А | Л | 14 | А | Д | Л |
6 | Д | А | Л | 15 | А | Д | Л |
7 | Д | А | Л | 16 | А | Д | Л |
8 | А | Д | Л | 17 | Л | Д | А |
9 | А | Д | Л | 18 | Д | А | Л |
А - автократический стиль руководства;
Д - демократический стиль руководства;
Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю
; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.
3.2 Определение стиля управления персоналом
(адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова)
Назначение. Методика направлена на определение стиля управления персоналом. Методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Порядок тестирования содержится в инструкции.
Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.
Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по трем приведенным утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей) и отметьте ваше мнение о каждом, разными знаками: «+», «!», «1» и т. д.
Тестовый материал.
А | Б | В |
1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему. | Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы. | Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники. |
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит. | Приказывает так, что хочется выполнить. | Приказывать не умеет. |
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. | Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. | Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников. |
4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу. | В службе не заинтересован, подходит к делу формально. | Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе. |
5. Наверное, он консервативен, так как боится нового. | Инициатива подчиненных менеджером не принимается. | Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно. |
6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. | Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть. | Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает. |
7. Складывается впечатление, что менеджер боится отвечать за свои действия. | Ответственность распределяет между собой и подчиненными. | Менеджер единолично принимает решения или отменяет их. |
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. | Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. | Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали. |
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными. | Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. | Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных. |
10. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. | В обращении в подчиненными часто проявляет равнодушие. | По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым. |
11. В критических ситуациях менеджер плохо справляется со своими обязанностями. | В критических ситуациях менеджер, как правило, переходит к более жестким методам управления. | Критические ситуации не изменяют стиля его управления. |
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. | Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим. | Он не может действовать сам, а ждет «подталкиваний» со стороны, указаний сверху. |
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. | Он требователен, но одновременно и справедлив. | О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым. |
14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал. | Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. | Контролирует работу от случая к случаю. |
15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок. | Часто делает подчиненным замечания, наказывает их. | Не может влиять на состояние дисциплины. |
16. В присутствии менеджера персонал все время находится в напряжении. | С руководителем работать интересно. | Подчиненные предоставлены сами себе. |
Ключ
№ | а | б | в | № | а | б | в |
1 | А | Д | Л | 9 | А | Д | Л |
2 | А | Д | Л | 10 | Д | Л | А |
3 | Д | Л | А | 11 | Л | А | Д |
4 | А | Л | Д | 12 | А | Д | Л |
5 | Л | А | Д | 13 | Л | Д | А |
6 | Д | А | Л | 14 | Д | А | Л |
7 | Л | Д | А | 15 | Д | А | Л |
8 | Д | Л | А | 16 | А | Д | Л |
Обработка и интерпретация результатов теста
Проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю руководства, делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.
Авторитарный (директивный) стиль (А). Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Либеральный стиль (пассивное невмешательство) – Л. Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.
3.3 Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)
Назначение. Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.
Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним. Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.
Опросник
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более
жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих
руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими
обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в
общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя: