Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1513
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель может получить максимум 150 баллов, минимум – 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности.
18.15 Оценка эффективности учебных занятий
Таблица для сбора данных о качестве и эффективности учебных занятий (МПГУ)
Характеристика урока | Учитель, предмет, класс | ||
Иванов, физика, 7 кл. | Петров, химия, 8 кл. | Сидоров, история, 9 кл. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Цель урока названа | | | |
Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности | | | |
Соответствие содержания учебного материала ТДЦ | | | |
МО обеспечили: А) мотивацию деятельности; Б) сотрудничество учителя и учащихся; В) контроль и самоконтроль | | | |
Соответствие методов обучения (МО) СУМ ТДЦ | | | |
ФОПД обеспечили: А) сотрудничество между учащимися; Б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ | | | |
Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ | | | |
Уровень достижения ТДЦ: А) образовательный аспект Б) воспитательный аспект В) развивающий аспект | | | |
Условные обозначения:
ТДЦ – триединая дидактическая цель;
МО – методы обучения;
СУМ – содержание учебного материала;
ФОПД – формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
2 – реализовано полностью
1 – реализовано частично
0 – не реализовано.
Эффективность урока:
Эу=17/26*100=65%
Пример расчета (где 17 – это сумма баллов, выставленная экспертом, 26 – максимально возможная сумма баллов).
Если Эу больше 85% и нет ни одной оценки «0», то урок можно признать отличным.
Если Эу от 65% до 84% - урок хороший.
Если Эу от 45% до 64% - урок проведен удовлетворительно.
18.16 Психологические показатели эффективности труда учителя
Процессуальные показатели | учитель | Связь показателей с компонентами профессиональной компетентности учителя | Степень выраженности | ||
Высокая | Средняя | Низкая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. педагогическая деятельность: как владеет учитель постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащихся, способами самоанализа | | | | ||
2. педагогическое общение: как реализует учитель широкий спектр коммуникативных задач, создает благоприятный психологический климат | | | | ||
3. личность учителя: как реализует учитель свои способности, Я-концепцию, креативность | | | | ||
Ученики | 4. деятельность и активность учащихся: организуются ли учителем активная деятельность и общение учащихся | | | | |
Учитель/ученики | 5. степень согласованности мотивов, ожиданий учителя и учащихся, их сотрудничество | | | | |
Результативные показатели | Ученики | 1. обученность и обучаемость школьников: получает ли учитель ощутимые результаты в обученности, обеспечивает ли он восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний учащимися, их способность к самообучению | | | |
2. воспитанность и воспитуемость: способствует ли учитель появлению новых ценных убеждений и поведения учащихся; подготавливает ли учитель открытость к дальнейшим воспитательным воздействиям, готовность учащихся к самовоспитанию | | | | ||
Учитель | 3. психологические новообразования учителя в ходе его труда: возникают ли новые качества и уровни педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии, педагогического такта и др. в преодолении затруднений учащихся и трудностей в собственном труде | | | | |
Учитель/ученики | 4. актуализация личности и индивидуальности учащихся и учителя | | | | |
5. психологическая «цена» результата: расход сил и времени учащихся и учителя | | | | ||
6. удовлетворенность результатом – учащихся, учителя | | | |
18.17 Схема психологического анализа урока
(Л.Т. Охитина)
I. Психологическая цель урока.
1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.
2. в какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
3. в какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
II. Стиль урока.
-
В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
А) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;
Б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
В) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;
Г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);
Д) состояние контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
Е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);
Ж) педагогический такт учителя;
И) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).
2. Особенности самоорганизации учителя:
А) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);
Б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичный подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)
III. Организация познавательной деятельности учащихся.
-
В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
А) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;
Б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);
В) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;
Г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом и т.д.);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
А) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);
Б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
В) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
Г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;
Д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
А) формирование навыков с помощью упражнений;
Б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.
IV. Организованность учащихся.
-
Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах). -
Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.
V. Учет возрастных особенностей учащихся.
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
18.18 Диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И.Зверева)
Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже направлений профессиональной подготовки учителя.
Баллы | Уровень развития | | | |||||
1 | Низкий | | | |||||
2 | Средний | | | |||||
3 | Высокий | | | |||||
| | | | |||||
№ п/п | Диагностические блоки | Состав диагностических Блоков | Диагностические параметры | Баллы | ||||
| Направления профессиональной подготовки учителя | Содержание подготовки учителя | Показатели оценки подготовленности учителя | | ||||
1. | Научно-теоретическая подготовка | 1. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета | 1.Ориентация в целях и задачах науки 2. Владение основными закономерностями науки 3. Оперирование научной терминологией 4. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов 5. Понимание логики науки. | | ||||
| | 2. Знание методов науки преподаваемого предмета | 1. Ориентация в многообразии методов научного познания 2. Понимание сущности методов, используемых в науке 3.Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета | | ||||
| | 3. Знание истории развития науки и современных ее достижений | 1. Ориентация в истории научных открытий 2.Понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета 3.Владение содержанием о современных достижениях науки и практики 4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении | | ||||
Оптимальный уровень - до 0,8 балла Допустимый уровень - до 0,6 балла Критический уровень - ниже 0,3 балла | ||||||||
2. | Методическая подготовка | 1. Знание содержания образования обучающихся по учебному предмету | 1. Представление роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития школьников 2. Понимание целей и задач обучения обучающихся по учебному предмету 3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета 4. Вычисление ведущих знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у обучающихся в процессе преподавания учебного предмета | |||||
| | 2. Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету | 1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения учебному предмету 2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения обучающихся учебному предмету 3. Понимание сущности различных методов обучения школьников и специфики их использования в процессе преподавания учебного предмета 4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения | |||||
| | 3. Знание форм организации обучения школьников учебному предмету | 1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения обучающихся учебному предмету 2. Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения школьников учебному предмету 3. Ориентация в новых формах организации обучения обучающихся учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании | |||||
| | 4.Знание средств обучения школьников учебному предмету | 1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения обучающихся учебному предмету 2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации УПД обучающихся и развитии их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач | |||||
Оптимальный уровень - до 0,8 балла Допустимый уровень - до 0,6 балла Критический уровень - ниже 0,3 балла | ||||||||
3. | Психолого-педагогическая подготовка | 1. Знание психологических особенностей обучающихся | 1. Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения 2. Понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики личности школьников | |||||
| | 2. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников | 1. Понимание закономерностей познания 2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи 3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности школьников различных возрастных групп | |||||
| | 3. Знание теоретических основ педагогики | 1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развитии 2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности обучающихся 3. Представление о психологии уроков и характеристика уроков разного типа 4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них. | |||||
| | 4.Знание педагогических технологий | 1.Понимание необходимости управления УПД учащихся и места учителя и этом процессе 2.Владение приемами планирования и организации личного труда и труда школьников 3. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения обучающихся 4. Владение приемами педагогической техники | |||||
Оптимальный уровень - до 0,8 балла Допустимый уровень - до 0,6 балла Критический уровень - ниже 0,3 балла |