Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1513

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Учитель может получить максимум 150 баллов, минимум – 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности.

18.15 Оценка эффективности учебных занятий
Таблица для сбора данных о качестве и эффективности учебных занятий (МПГУ)

Характеристика урока

Учитель, предмет, класс

Иванов, физика, 7 кл.

Петров, химия, 8 кл.

Сидоров, история, 9 кл.

1

2

3

4

Цель урока названа










Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности










Соответствие содержания учебного материала ТДЦ










МО обеспечили:

А) мотивацию деятельности;

Б) сотрудничество учителя и учащихся;

В) контроль и самоконтроль










Соответствие методов обучения (МО) СУМ ТДЦ










ФОПД обеспечили:

А) сотрудничество между учащимися;

Б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ










Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ










Уровень достижения ТДЦ:

А) образовательный аспект

Б) воспитательный аспект

В) развивающий аспект











Условные обозначения:

ТДЦ – триединая дидактическая цель;

МО – методы обучения;

СУМ – содержание учебного материала;

ФОПД – формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:

2 – реализовано полностью

1 – реализовано частично

0 – не реализовано.
Эффективность урока:

Эу=17/26*100=65%

Пример расчета (где 17 – это сумма баллов, выставленная экспертом, 26 – максимально возможная сумма баллов).


Если Эу больше 85% и нет ни одной оценки «0», то урок можно признать отличным.

Если Эу от 65% до 84% - урок хороший.

Если Эу от 45% до 64% - урок проведен удовлетворительно.
18.16 Психологические показатели эффективности труда учителя


Процессуальные показатели


учитель

Связь показателей с компонентами профессиональной компетентности учителя

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

1

2

3

4

1. педагогическая деятельность: как владеет учитель постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащихся, способами самоанализа










2. педагогическое общение: как реализует учитель широкий спектр коммуникативных задач, создает благоприятный психологический климат










3. личность учителя: как реализует учитель свои способности, Я-концепцию, креативность










Ученики

4. деятельность и активность учащихся: организуются ли учителем активная деятельность и общение учащихся










Учитель/ученики

5. степень согласованности мотивов, ожиданий учителя и учащихся, их сотрудничество










Результативные показатели

Ученики

1. обученность и обучаемость школьников: получает ли учитель ощутимые результаты в обученности, обеспечивает ли он восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний учащимися, их способность к самообучению










2. воспитанность и воспитуемость: способствует ли учитель появлению новых ценных убеждений и поведения учащихся; подготавливает ли учитель открытость к дальнейшим воспитательным воздействиям, готовность учащихся к самовоспитанию











Учитель

3. психологические новообразования учителя в ходе его труда: возникают ли новые качества и уровни педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии, педагогического такта и др. в преодолении затруднений учащихся и трудностей в собственном труде











Учитель/ученики

4. актуализация личности и индивидуальности учащихся и учителя










5. психологическая «цена» результата: расход сил и времени учащихся и учителя










6. удовлетворенность результатом – учащихся, учителя












18.17 Схема психологического анализа урока

(Л.Т. Охитина)
I. Психологическая цель урока.

1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.

2. в какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.

3. в какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
II. Стиль урока.

  1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

А) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

Б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

В) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

Г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

Д) состояние контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

Ж) педагогический такт учителя;

И) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

2. Особенности самоорганизации учителя:

А) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

Б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичный подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)


III. Организация познавательной деятельности учащихся.

  1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

А) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

Б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

В) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

Г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом и т.д.);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

А) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);

Б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

В) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

Г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

Д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

А) формирование навыков с помощью упражнений;

Б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

IV. Организованность учащихся.

  1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).

  2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей учащихся.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

18.18 Диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И.Зверева)
Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже направлений профессиональной подготовки учителя.

Баллы

Уровень развития







1

Низкий







2

Средний







3

Высокий



















п/п

Диагностические блоки

Состав диагностических

Блоков

Диагностические параметры

Баллы




Направления профессиональной подготовки учителя

Содержание

подготовки

учителя

Показатели оценки подготовленности учителя




1.

Научно-теоретическая подготовка

1. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета

1.Ориентация в целях и задачах науки

2. Владение основными закономерностями науки

3. Оперирование научной терминологией

4. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов

5. Понимание логики науки.










2. Знание методов науки преподаваемого предмета

1. Ориентация в многообразии методов научного познания

2. Понимание сущности методов, используемых в науке

3.Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета










3. Знание истории развития науки и современных ее достижений

1. Ориентация в истории научных открытий

2.Понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета

3.Владение содержанием о современных достижениях науки и практики

4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении




Оптимальный уровень - до 0,8 балла

Допустимый уровень - до 0,6 балла

Критический уровень - ниже 0,3 балла



2.

Методическая подготовка

1. Знание содержания образования обучающихся по учебному предмету

1. Представление роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития школьников

2. Понимание целей и задач обучения обучающихся по учебному предмету

3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета

4. Вычисление ведущих знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у обучающихся в процессе преподавания учебного предмета







2. Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету


1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения учебному предмету

2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения обучающихся учебному предмету

3. Понимание сущности различных методов обучения школьников и специфики их использования в процессе преподавания учебного предмета

4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения







3. Знание форм организации обучения школьников учебному предмету

1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения обучающихся учебному предмету

2. Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения школьников учебному предмету

3. Ориентация в новых формах организации обучения обучающихся учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании







4.Знание средств обучения школьников учебному предмету


1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения обучающихся учебному предмету

2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации УПД обучающихся и развитии их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач

Оптимальный уровень - до 0,8 балла

Допустимый уровень - до 0,6 балла

Критический уровень - ниже 0,3 балла



3.

Психолого-педагогическая подготовка


1. Знание психологических особенностей обучающихся


1. Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения

2. Понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся

3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики личности школьников







2. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников

1. Понимание закономерностей познания

2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи

3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности школьников различных возрастных групп







3. Знание теоретических основ педагогики

1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развитии

2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности обучающихся

3. Представление о психологии уроков и характеристика уроков разного типа

4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.







4.Знание педагогических технологий


1.Понимание необходимости управления УПД учащихся и места учителя и этом процессе

2.Владение приемами планирования и организации личного труда и труда школьников

3. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения обучающихся

4. Владение приемами педагогической техники

Оптимальный уровень - до 0,8 балла

Допустимый уровень - до 0,6 балла

Критический уровень - ниже 0,3 балла