ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российской Федерации и ее субъектов;
Российской Федерации и ее субъектов;
– принцип законности –
– принцип законности –
предполагает, что все правовые акты,
предполагает, что все правовые акты,
принимаемые на территории принимаемые на территории
Российской Федерации, должны
Российской Федерации, должны соответствовать положениям соответствовать положениям
Конституции РФ;
Конституции РФ;
– принцип гласности –
– принцип гласности –
предусматривает открытость для предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов,
всеобщего сведения результатов,
достигнутых в процессе достигнутых в процессе государственно-управленческой государственно-управленческой деятельности;
деятельности;
– принцип ответственности –
– принцип ответственности –
означает, что должностное лицо означает, что должностное лицо подлежит административной или подлежит административной или дисциплинарной ответственности за дисциплинарной ответственности за нарушение требований нарушение требований общеобязательных административно- общеобязательных административно- правовых норм, за неправомерное правовых норм, за неправомерное применение норм административного применение норм административного права, за недобросовестное права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и исполнение своих обязанностей и иные нарушения.
иные нарушения.
10. ЮРИДИЧЕСКИЕ
10. ЮРИДИЧЕСКИЕ
ФАКТЫ В
ФАКТЫ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ
АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВЕ.
ПРАВЕ.
Юридический факт – это
Юридический факт – это обстоятельство, при наступлении обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с которого в соответствии с требованиями нормы требованиями нормы административного права между административного права между сторонами должно (сможет)
сторонами должно (сможет)
возникнуть, измениться или возникнуть, измениться или прекратить свое существование прекратить свое существование конкретное правоотношение.
конкретное правоотношение.
Функциями юридических фактов в
Функциями юридических фактов в административном праве являются:
административном праве являются:
– обеспечение возникновения,
– обеспечение возникновения,
изменения и прекращения изменения и прекращения административных правоотношений;
административных правоотношений;
– гарантия соблюдения принципа
– гарантия соблюдения принципа законности. Классификация законности. Классификация юридических фактов:
юридических фактов:
1) по характеру наступивших
1) по характеру наступивших последствий:
последствий:
– правообразующие –
– правообразующие –
юридические факты, определяющие юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений возникновение правовых отношений
(возбуждение административного
(возбуждение административного производства и т. д.);
производства и т. д.);
– правоизменяющие –
– правоизменяющие –
юридические факты, определяющие юридические факты, определяющие

изменения правовых отношений,
изменения правовых отношений,
например перевод на другую например перевод на другую должность;
должность;
– правопрекращающие –
– правопрекращающие –
юридические факты, определяющие юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений,
прекращение правовых отношений,
например увольнение со службы;
например увольнение со службы;
2) по содержанию:
2) по содержанию:
– события – обстоятельства, не
– события – обстоятельства, не зависящие от воли и сознания зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе,
человека и возникающие сами по себе,
например стихийные бедствия;
например стихийные бедствия;
– действия – обстоятельства,
– действия – обстоятельства,
зависящие от волеизъявления зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на человека. Действия делятся на правомерные (основанные на правомерные (основанные на требованиях закона) и требованиях закона) и противоправные (совершение противоправные (совершение административного правонарушения);
административного правонарушения);
3) по наличию фактов,
3) по наличию фактов,
необходимых для возникновения,
необходимых для возникновения,
изменения и прекращения изменения и прекращения правоотношений:
правоотношений:
– простые юридические факты
– простые юридические факты
(поступление на службу);
(поступление на службу);
– сложные юридические факты
– сложные юридические факты
(юридические составы
(юридические составы
правонарушений) – для правонарушений) – для возникновения, изменения или возникновения, изменения или прекращения административных прекращения административных правоотношений необходимо наличие правоотношений необходимо наличие несколькихусловий.
несколькихусловий.
Необходимо отметить, что в ряде
Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с случаев юридические факты, с которыми связано возникновение которыми связано возникновение
(изменение или прекращение)
(изменение или прекращение)
административного правоотношения административного правоотношения также порождает возникновение также порождает возникновение иного правоотношения,
иного правоотношения,
урегулированного иными отраслями урегулированного иными отраслями права (так, поступление на права (так, поступление на государственную службу является государственную службу является юридическим фактом для юридическим фактом для возникновения не только возникновения не только административных, но и трудовых административных, но и трудовых отношений).
отношений).
Так, например, дело об
Так, например, дело об административном правонарушении административном правонарушении может быть возбуждено должностным может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных протоколы об административных правонарушениях, при наличии правонарушениях, при наличии следующих условий:
следующих условий:
– если для этого имеется хотя бы
– если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных один из поводов, предусмотренных данной статьей;
данной статьей;


– достаточных данных,
– достаточных данных,
указывающих на наличие события указывающих на наличие события административного правонарушения.
административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении административном правонарушении являются:
являются:
– непосредственное обнаружение
– непосредственное обнаружение должностными лицами,
должностными лицами,
уполномоченными составлять уполномоченными составлять протоколы об административных протоколы об административных правонарушениях, достаточных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие данных, указывающих на наличие события административного события административного правонарушения;
правонарушения;
– поступившие из
– поступившие из правоохранительных органов, а также правоохранительных органов, а также из других государственных органов,
из других государственных органов,
органов местного самоуправления, от органов местного самоуправления, от общественных объединений общественных объединений материалы, содержащие данные,
материалы, содержащие данные,
указывающие на наличие события указывающие на наличие события административного правонарушения;
административного правонарушения;
– сообщения и заявления
– сообщения и заявления физических и юридических лиц, а физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные,
информации, содержащие данные,
указывающие на наличие события указывающие на наличие события административного правонарушения административного правонарушения
(за исключением административных
(за исключением административных
правонарушений, предусмотренных ч.
правонарушений, предусмотренных ч.
2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).
2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).
11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫХ
ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ.
ОТНОШЕНИЙ.
Административно-правовые
Административно-правовые отношения – это общественные отношения – это общественные отношения, урегулированные отношения, урегулированные нормами административного права,
нормами административного права,
возникающие в сфере возникающие в сфере исполнительной власти исполнительной власти
(государственного управления).
(государственного управления).
Признаки административных
Признаки административных правоотношений:
правоотношений:
– являются публичными
– являются публичными правоотношениями, имеющими в правоотношениями, имеющими в своей основе общественный,
своей основе общественный,
государственный интерес;
государственный интерес;
– носят властный характер, так как
– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения в процессе возникновения, изменения и прекращения данных и прекращения данных правоотношений реализуется правоотношений реализуется государственное управление;
государственное управление;
– являются организационными,
– являются организационными,
поскольку государственное поскольку государственное

управление связано с управление связано с организационными установками, что организационными установками, что и проявляется в организационном и проявляется в организационном характере административных характере административных правоотношений;
правоотношений;
– в случае нарушения
– в случае нарушения административно-правовых административно-правовых отношений наступает отношений наступает административная ответственность административная ответственность как способ их защиты.
как способ их защиты.
Административные правоотношения
Административные правоотношения отличаются особым административно- отличаются особым административно- правовым порядком разрешения правовым порядком разрешения споров участников правоотношений.
споров участников правоотношений.
Разрешение спорных ситуаций,
Разрешение спорных ситуаций,
возникающих в процессе возникающих в процессе существования административного существования административного правоотношения, может правоотношения, может осуществляться в рамках других осуществляться в рамках других административно-правовых административно-правовых отношений. Таким образом,
отношений. Таким образом,
административные правоотношения административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.
разрешаются внутри самой системы.
Структура административно-
Структура административно- правовых отношений:
правовых отношений:
– объект административных
– объект административных правоотношений – то, на что правоотношений – то, на что направлены субъективные права и направлены субъективные права и юридические обязанности участников юридические обязанности участников
административно-правовых административно-правовых отношений;
отношений;
– субъект административных
– субъект административных правоотношений совпадает с правоотношений совпадает с субъектом государственного субъектом государственного управления – это либо гражданин,
управления – это либо гражданин,
либо объединение граждан, в том либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
числе государственный орган;
– юридические факты,
– юридические факты,
обусловливающие возникновение,
обусловливающие возникновение,
изменение и прекращение правовых изменение и прекращение правовых отношений;
отношений;
– содержание, которое включает в
– содержание, которое включает в себя субъективные права и себя субъективные права и юридические обязанности;
юридические обязанности;
– метод админстративно-правового
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ регулирования показывает способ взаимодействия субъектов взаимодействия субъектов административных правоотношений;
административных правоотношений;
– способы защиты
– способы защиты административно-правовых административно-правовых отношений (самозащита,
отношений (самозащита,
административный, судебный). Виды административный, судебный). Виды административно-правовых административно-правовых отношений:
отношений:
1) по характеру правоотношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на
– материальные, основанные на

нормах материального права;
нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией связи с практической реализацией материальных норм;
материальных норм;
2) по виду взаимоотношений,
2) по виду взаимоотношений,
возникающих между субъектами:
возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают с
– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего обязательность актов управляющего субъекта;
субъекта;
– субординационные – основаны
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого субъектов в отношении другого
(соподчинение);
(соподчинение);
– координационные – властные
– координационные – властные полномочия используются для полномочия используются для эффективной совместной эффективной совместной деятельности нескольких деятельности нескольких управляющих субъектов;
управляющих субъектов;
3) по целям:
3) по целям:

– регулятивные – регулируют
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные экономические отношения и личные неимущественные отношения. При неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений помощи данного вида отношений осуществляется правомерная осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на
– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической регламентацию мер юридической ответственности, а также ответственности, а также государственно-принудительных мер государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
защиты субъективных прав.
12. СУБЪЕКТЫ
12. СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА.
ПРАВА.
Субъектами любой отрасли права
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
данной отрасли.
Субъект административного права
Субъект административного права
– это лицо, которое является
– это лицо, которое является потенциальным участником потенциальным участником административного правоотношения,
административного правоотношения,
отвечающее особым признакам,
отвечающее особым признакам,
закрепленным в нормах закрепленным в нормах административного права,
административного права,
обусловливающим возможность обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и приобретать и реализовывать права и
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28