Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине История (история России, всеобщая история).docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате Смуты европейская территория страны сократилась. Общественный порядок, которым были недовольны все классы общества, не изменился. Студентам следует подумать над вопросами: 1) почему большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства; 2) каким образом гражданская война Смутного времени способствовала восстановлению монархической государственности.
Анализируя итоги Смуты, не надо забывать, что они коснулись и самого человека, его понятий и чувств. Студенты должны проанализировать эту проблему и выявить, как в обществе, у людей появляется четкое осознание государства как общей земли, а не только царской вотчины, каким образом в этих условиях начинает заявлять о себе конкретная личность.
Задания
I. Заполните таблицу.
Итоги Смуты | ||
Экономические | Внутриполитические | Внешнеполитические |
| | |
2. Семибоярщина – это:
а) верховный орган власти в аристократической республике, обладающий всей полнотой власти вместо царя;
б) постоянный совет, созданный при государе во время Смуты с целью ограничения его власти;
в) правительство, созданное до выборов нового царя;
г) семь бояр, составивших заговор против царя Василия Шуйского.
3. Какое из событий Смутного времени происходило позже других?
а) Семибоярщина;
б) освобождение Москвы от интервентов;
в) царствование Василия Шуйского;
г) вступление в Москву Лжедмитрия I.
4. Расположите в хронологическом порядке события Смутного времени.
а) создание «тушинского лагеря»;
б) царствование Бориса Годунова;
в) восстание под предводительством Ивана Болотникова;
г) избрание на престол Василия Шуйского.
5. Соотнесите события Смутного времени с историческими деятелями:
а) Годунов Б.Ф.; б) Лжедмитрий I; в) Шуйский В.; г) Лжедмитрий II | 1) подписание «крестоцеловальной» грамоты; 2) начало Смуты; 3) появление «тушинского вора» в армии; 4) вступление первого самозванца на российский престол |
6. Укажите годы правления Василия Шуйского.
а) 1598–1608;
б) 1606–1610;
в) 1610–1613;
г) 1605–1606.
Литература
Анисимов, Е.В. Правящая элита Русского государства IX – начала XVII вв. [Текст] / Е.В. Анасимов. – СПб., 2006.
Кондратьева, Т.С. Кормить и править. О власти в России XVI – XX вв.: историческая литература [Текст] / Т.С. Кондратьева. – М., 2009.
Костомаров, Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия – 1604 [Текст] / Н.И. Костомаров. – М., 2009.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. Ч.1. Гл. 4.
Кульпин Э.С. Две смуты: опыт сравнения // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 96–106.
Морозова Л.Е. Смута начала XVII в. глазами современников. М., 2000. С. 4–13.
Писарькова, Л.Ф. Государственное правление России с конца XVII – до конца XVIII вв. Эволюция бюрократической системы: историческая литература [Текст] / Л.Ф. Писарькова. –М., 2007.
Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999. С. 84–154.
Платонов, О. Экономика русской цивилизации [Текст] / О. Платонова. – М., 2008.
Скрынников, Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев [Текст] / Р.Г. Скрынников. – Новосибирск, 2009.
Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.
Скрынников Р.Г. Русь IХ–ХVII вв. СПб., 1999. С. 284–285, 289–291, 296–299.
Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С.80–93.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 51–60, 200–202, 414–415, 417–418.
Тема 4. Общественно-политическая мысль в России в XVIIIв.
Цели и задачи изучения темы
При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли с социально-экономическими, политическими и культурным развитием страны; проанализировать содержание основных ее течений, выявить существенные различия между консервативным, либеральным, радикальным направлениями; показать влияние идей Просвещения на развитие общественно-политической мысли.
Методические рекомендации
Начиная работу, отметьте, что ведущим направлением общественной мысли конца XVII в. – начала XVIII в. стало течение, опирающееся на абсолютистскую доктрину. Покажите, в чьих трудах получила наиболее полное изложение теория русского абсолютизма, особое внимание обратите на труды Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей» (1722), «Духовный регламент» (1721), а также И.Т. Посошкова «Книга о скудности и богатстве» (1724).
Изучая период «дворцовых переворотов», отметьте, что политический кризис этой эпохи сопровождался соперничеством различных группировок элиты и появлением программ, в которых выражались их интересы и настроения. Обратите внимание на «Кондиции», в подготовке которых активное участие принимал Д.М. Голицын (1665–1737). Важное место в культуре и общественно-политической мысли России того времени занимали В.Н. Татищев и А.Д. Кантемир. В чем сущность их взглядов? Кто был прообразом просвещенного монарха для В.Н.Татищева?
При изучении общественно-политической мысли II половины XVIII в. важно отметить, что многообразие идей, отражавших всю динамику и сложность политических и социально-экономических процессов второй половины XVIII в. ускорило формирование и дифференциацию различных идейных течений. Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. была представлена консервативным, либеральным и радикальным направлениями. Проанализируйте взгляды представителей каждого из них, покажите их сходство (если таковое присутствует) и различие. Подчеркните роль идей Просвещения в активизации общественной мысли второй половины XVIII в. Сделайте выводы по данной проблеме.
Задания
-
Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:
1.Панин Н.И. 2. Щербатов М.М. 3. Радищев А.Н. 4. Прокопович Ф. | а) «Размышление о дворянстве»; б) «Записки путешествия в Сибирь»; в) «Правда воли монаршей»; г) «Рассуждение о непременных законах». |
-
Необходимость сохранения и укрепления крепостного права в России защищал:
а) Голицын Д.А.;
б) Радищев А.Н.;
в) Воронцов А.Р.;
г) Щербатов М.М.
-
Назовите главные причины активизации общественной мысли в XVIII в.:
а) оформление абсолютизма;
б) влияние идей французских просветителей;
в) политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II;
г) народныеволнения.
-
Укажите позиции, характерные для русского либерализма второй половины XVIII в.
а) сохранение самодержавия, крепостного права, установление гармонии в отношениях между крестьянами и помещиками, повышение роли дворянства в обществе;
б) отказ от самодержавия, крепостного права, социальное равенство, средства достижения – народная революция;
в) ограничение самодержавной власти, отмена крепостного права, высшая ценность общества – человек, широкое просвещение народа.
-
Сторонникомконституционноймонархииявился:
а) Голицын Д.А.;
б) Панин Н.И.;
в) Десницкий С.Е.;
г) Щербатов М.М.
6. Основываясь на взглядах нижеперечисленных представителей общественно-политической мысли второй половины
XVIII в., заполните таблицу:
Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.
Течения общественной мысли и их основные представители | Историческая самоидентификацияРоссии | Отношение к крепостномуправу | Отношение к самодержавию | Проектыгосудар-ственногоустройства | Проектыобщественногоустройства | Способпреобразованияобщества |
Либерализм: Воронцов А.Р. (1741–1805) Голицын Д.А. (1734–1803) Десницкий С.Е. (1740–1789) Новиков Н.И. (1744–1818) Панин Н.И. (1718–1783) | | | | | | |
Радикализм: Радищев А.Н. (1749–1809) Соловцов П.А. (1767–1843) | | | | | | |
Консерватизм: Щербатов М.М. (1733–1790) | | | | | | |
Литература
Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.
История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. С. 368–387.
История России / Под ред. В.А. Кувшинова, С.В. Пронкина, К.А. Соловьева. М., 2003. С. 240–249.
Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века [Текст]. – М., 2010.
Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.
Трепавлов, В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. [Текст] / В.В. Трепавлов. – М., 2007.
Тема 5. Культура России в XVIII в.
Цели и задачи изучения темы
Цель написания самостоятельной работы – изучить культуру российского общества XVIII в., показать ее тесную связь с внутренней политикой государства, определить ее характер, найти элементы европеизации в русской культуре, указать на усиление процесса специализации областей культурной жизни, который сопровождался появлением новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись), наконец, отметить, что в XVIII в. существенно расширяется пространство культурной жизни общества, причем не только за счет освоения новых культурных ценностей, но и за счет увеличения круга частников культурного процесса.
Методические рекомендации
Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты:
1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.;
2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось;
3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.;
4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт);
5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился?
6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?
7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
1.Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины