Файл: Дипломная работа студентки очной формы обучения специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение социальной защиты военных, определены внутренним документом соответствующего ведомства [36]. Сюда относятся приказы Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии [36].

Кроме того, существует ряд общественных объединений, способствующих реализации социального обеспечения военных. Например, самым известным является Комитет солдатских матерей [37]. Основная его цель – это защита прав призывников, военных, членов их семей, а также членов семей погибших при выполнении боевого задания.

Государством обеспечивается защита военнослужащих. Неправомерно какое-либо ограничение прав и свобод военнослужащих, предоставленных им Конституцией России, федеральными законами, ведомственными нормативными актами и иными документами.

Осуществление контроля за соблюдением законодательных норм в отношении военных ведется органами государственной власти, органами военного управления, а также правоохранительными органами. Надзорную функцию исполняет Генеральная прокуратура и прокуратуры соответствующих уровней [36].

Основным направлением социальной защиты военных является пенсионное обеспечение. Порядок начисления пенсионных выплат военным сильно отличается от общеустановленного [36]. При назначении пенсии военнослужащим учитывается ряд факторов, влияющих на порядок и условия назначения пенсий. К таким факторам относится прохождение службы на должностях или в регионах, которые связаны с высокой опасностью для жизни [36]. В таком случае время службы засчитывают в общий стаж при начислении пенсии по возрасту ввиду особых условий труда или при начислении пенсии за выслугу лет, если соответствующая должность или место прохождения службы включено в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации [36]. Например, служба, связанная с эксплуатацией ядерных боеприпасов [36].

Таким образом, мы видим, что часть военнослужащих вправе на льготный расчет стажа, то есть один день службы, связанный с опасностью для жизни и здоровья, приравнивается к двум или трем дням стажа [36]. Поэтому мы часто можем наблюдать военнослужащих, ставших пенсионерами по выслуге лет в возрасте 30-35 лет.

Государством обеспечивается пенсионное обеспечение не только самих военнослужащих, но и членов их семей, их супругам. Например, супруги военнослужащих, которые проходили службу до 1992 года включительно, имеют право на включение в трудовой стаж всего времени проживания с супругом независимо от места дислокации воинской части [9]. А с 1992 года – только если проживали в тех местностях, где не представлялось возможным трудоустроиться по специальности, и они были признаны официально безработными, либо не могли трудоустроиться из-за состояния здоровья детей ввиду особых климатических условий [9]. Время проживания в таких регионах также включается в стаж супругов военнослужащих при расчете и начислении им пенсионных выплат.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что статус военнослужащего обременен рядом ограничений и трудностей. Однако государством предпринимается ряд мер, направленных на поддержание их достойного уровня жизни. К таким мерам относятся предоставление различного вида льгот как самим военным, так и членам их семей, а также пенсионное обеспечение, которое отличается от порядка назначения пенсий у остальных граждан.

1.2. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Основным законодательным актом, регулирующим основы социальной политики в военной сфере, стал Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [9]. Как мы упоминали ранее, данный закон определяет статус военнослужащих. Именно этот закон устанавливает единую систему социальной защиты, гарантий, прав и ряда выплат военнослужащих.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует сферу пенсионного обеспечения в России, устанавливает право на получение пенсий и порядок назначения пенсионных выплат [11]. В нем установлены виды пенсий и категории граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат на территории нашей страны [11].

Особенно обратим внимание на статью 6 рассматриваемого Федерального закона [11]. Именно в данной статье определены условия, при которых военнослужащие и члены их семей имеют право на получение пенсий [11].

Однако отметим, что основным законом, регулирующим порядок и условия начисления пенсионных выплат гражданам, которые проходили военную или иную государственную службу, в том числе и членам их семей, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8].

Данным Законом установлены категории военных, имеющих право на получение военной пенсии. Также Закон устанавливает способы исчисления пенсионных выплат, алгоритм принятия решения в случае, если гражданин вправе претендовать на несколько видов пенсионных начислений, порядок начисления пенсий и порядок ее выплаты [8].



Размер пенсионной выплаты самому военному либо членам его семьи зависит от множества факторов:

  • потеря трудоспособности (например, инвалидность);

  • выслуга лет;

  • потеря кормильца [8].

Кроме того, данным Законом установлен круг лиц, которые приравнены по пенсионному обеспечению к лицам, проходившим воинскую службу как в качестве офицеров, так и по контракту, а также их семьям. Поэтому отметим также, что время прохождения гражданином военной службы по контракту учитывается при расчете общего трудового стажа 1 день военной службы за 1 день работы [8]. Прохождение одного дня военной службы по призыву приравнивается к двум дням работы.

Статья 43 этого Закона предусматривает, что пенсии военнослужащим и членам их семей рассчитываются на основе материального довольствия [8]. Учитываются выплаты по званиям, воинским должностям (без увеличения заработной платы за службу в отдаленных, горных районах и других особых условиях) и процентное увеличение выслуги лет, включая выплаты в связи с индексацией надбавок. Также размер пенсии уволенного военнослужащего зависит от продолжительности прохождения военной службы до увольнения с занимаемой должности и присвоенных воинских званий [8].

Статья 13 этого Закона предусматривает, что лица, проработавшие 20 лет и более, а также лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста службы, здоровья или в связи с организационной или личной деятельностью и достигшие страхового возраста, имеют право на пенсию за выслугу лет в день увольнения в возрасте 45 лет, при общем стаже работы 25 и более лет, из которых не менее 12,5 лет - военная служба [8].

Согласно статье 14 этого Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

  • военнослужащие со стажем работы 20 и более лет: за 20 лет службы - 50% соответствующих размеров заработной платы;

  • за каждый год службы свыше 20 лет - 3% от указанных размеров заработной платы, но не более 85% от этих размеров;

  • военнослужащие с общим стажем службы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная служба: при общем стаже службы 25 лет - 50% соответствующих размеров материальной помощи и за каждый год службы свыше 25 лет - 1% указанные суммы финансовой помощи [8].


Пенсии, которые были назначены в соответствии с указанным Законом для отдельных категорий граждан, при наличии соответствующих оснований предусматривают установление различных надбавок, исчисляемых в процентах от установленного размера социальной пенсии:

  • увеличение размера пенсии за страховой стаж работы для инвалидов, размер которой определяется статьей 16 закона [8];

  • взносы за стажировку и их размер определяются статьей 17 Закона [8];

  • доплаты к пенсии по инвалидности и их размер определяются статьей 24 Закона. Доплаты к пенсии по случаю потери кормильца и их размеры определяются статьей 38 Закона [8].

Начиная с 2017 года, правом на льготные исчисления стажа работы для назначения пенсии обладают:

  • проходящие в воинских частях и военных представительствах Министерства обороны военнослужащие;

  • граждане, проходящие службу по контракту на штатских воинских подразделениях в ракетных войсках стратегического назначения;

  • военнослужащие, занимающие должности на надводных кораблях, вспомогательных судах ВМФ [36].

Право на дополнительные гарантии и компенсации имеют военнослужащие, проходящие службу на Крайнем Севере и на приравненных к нему территориях, а также удаленных или за пределами территории Российской Федерации [8].

B выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях:

  1. один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;

  2. один месяц службы за три месяца - составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, а также в приднестровских регионах Республики Молдова;

  3. один месяц службы за два месяца - в период Великой Отечественной войны в воинских частях, в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам [18].

Анализируя указанный Закон, мы можем сказать, что как военные, так и сотрудники правоохранительных органов вправе рассчитывать на пенсию по выслуге лет. Размер их будущей пенсии напрямую зависит от уровня их ежемесячного денежного довольствия.

Поэтому еще одним нормативный актом, регулирующим размер выплат военнослужащим, является Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [14].

Данным Законом устанавливается размер ежемесячного денежного довольствия, а также порядок расчета ряда выплат военнослужащим в зависимости от занимаемой воинской должности, от присвоенного воинского звания, общего времени прохождения военной службы, от условий прохождения военной службы, от вида исполняемых функций, от порядка прохождения военной службы.


Как мы уже отмечали ранее, служба на должностях, которые связаны с высоким уровнем опасности жизни и здоровью, засчитывается в специальный стаж при начислении пенсии за выслугу лет, но только в том случае, если данные должности включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации [36]. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации утвержден внутриведомственный перечень должностей, которые связаны с опасностью для жизни или состояния здоровья, а именно приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 года № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» [19]. Согласно данному приказу были утверждены инструкции, регулирующие льготное начисление пенсионных выплат военным, проходившим службу с высоким уровнем опасности для жизни и здоровья.

В соответствии с указанным приказом, право на льготный расчет выслуги лет для начисления пенсионных выплат с учетом приравнения одного месяца службы к полутора месяцам стажа, начиная с июля 1995 года, имеют следующие категории военных [19]:

  • проходящие службу по контракту на промышленных предприятиях, а также в отделениях и учреждениях, подведомственных Росатому и выполняющие обязанности, связанные непосредственно с использованием атомных реакторов и ядерных боеприпасов;

  • проходящие службу по контракту в ракетных войсках стратегического назначения, и выполняющие обязанности в подземных сооружениях, на подвижных командных пунктах или железнодорожных ракетных комплексах;

  • проходящие службу по контракту на кораблях Военно-морского флота;

  • проходящие службу в районах Крайнего Севера и приравненным к ним территориях, а также на других местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Перечень таких регионов устанавливает Правительство Российской Федерации, в то время как перечень должностей определяет соответствующее ведомство, в котором гражданин состоит на воинской службе [19].

Еще одним документом, регулирующим направление пенсионного обеспечения военнослужащих и назначение им пенсий по выслуге лет, является постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» [18].