Файл: Дипломная работа студентки очной формы обучения специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 2019 году начался процесс повышенной индексации страховых пенсий, что позволяет опередить рост уровня инфляции [38]. В 2020 году индексация была равна 6,6 % [38]. Вопрос реформирования системы пенсионного обеспечения военных и лиц, приравненных к ним, в том числе отмена моратория на рост процента денежного довольствия, учитываемого при расчете пенсии, не обсуждался [36].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что распределение пенсий происходит неравномерно ввиду отсутствия роста пенсионных выплат военным без учета роста инфляции при этом. Ввиду сокращения разницы между уровнем пенсионных выплат военных и гражданских лиц вопрос реформирования пенсионной системы военных становится острее. Допустить полного уравнения размера пенсий военнослужащих и гражданских лиц государство не должно допустить, так как военнослужащие должны обладать преимуществом в социальном обеспечении, которое гарантировано им нормативными правовыми актами ввиду сложных условий труда (ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [9]).

Для решения этих проблем Правительству Российской Федерации необходимо разработать пакет нормативных правовых актов, позволяющих провести реформы в военной пенсионной сфере. При этом стоит учитывать, что проведение реформ должно отразиться на роли пенсионных выплат военным. Также при проведении реформ стоит помнить и об особом правовом статусе военнослужащего.

Кроме того, законодателю стоит обратить внимание на статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8]. Возможно, данная статья требует изменений с учетом того, чтобы в общий размер денежного содержания, который учитывается при расчете пенсий, были включены все надбавки военнослужащего, а не только оклад по воинскому званию или должности, что позволит увеличить размер пенсионных выплат для них.

Таким образом, пенсионная система военнослужащих требует доработок. Необходимо рассмотреть возможность отмены моратория на повышение размера денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсии. Принимая во внимание особый статус военнослужащих, государством должны быть предприняты меры по поддержанию соответствующего уровня пенсионного обеспечения военных с учетом особых условий прохождения службы.


По итогам второй главы мы можем сделать следующие выводы.

Пенсии военных напрямую зависят от их денежного довольствия, получаемого в период прохождения военной службы. Данное условие закреплено в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8]. Однако сам порядок начисления и расчета пенсионных выплат военным установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» [18].

Как мы отметили, существует ряд проблем в системе пенсионного обеспечения военных. К ним можно отнести:

  • отсутствие индексации пенсий военных ввиду наличия моратория на действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8];

  • отсутствие единого документа, регламентирующего порядок начисления военным страховых пенсий;

  • учет при расчете пенсий лишь должностного оклада, не включая надбавки, получаемые военным в период прохождения службы за особые условия.

В этой связи, на наш взгляд, на законодательном уровне необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в действующую нормативную базу с целью обеспечения реализации прав военных на получение пенсионных выплат без каких-либо препятствий. К таким изменениям можно отнести:



  • отмену действия Федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8];

  • доработать статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8] в части включения в базу для расчета пенсий военным надбавок;

  • утвердить документ, регламентирующий порядок оформления и получения военными страховых пенсий, либо внести соответствующие изменения в Закон от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и поставленными задачами выпускной квалификационной работы по результатам исследования были сделаны следующие выводы.

  1. Статус военнослужащего – это система прав и свобод, которые гарантированы государством, в том числе система ответственности и обязанностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такой особый статус военных обусловливается рядом ограничений, с которыми военные сталкиваются при реализации своих прав и свобод. Такие ограничения необходимы для обеспечения воинской службы, сохранения государственной тайны.

В этой связи государство предпринимает ряд мер, которые направлены на обеспечение защиты прав и свобод военнослужащих, их интересов. Также государством компенсируются определенные затраты военнослужащих и предоставляются льготы
, в том числе пенсионные.

Порядок начисления и расчета пенсионных выплат военным отличается от общеустановленного. В рассматриваемом случае учитывается ряд факторов, которые влияют на размер пенсии военного и порядок ее расчета. Например, прохождение службы на должностях или в регионах, которые связаны с высокой опасностью для жизни. В таком случае время службы засчитывают в общий стаж при начислении пенсии по возрасту ввиду особых условий труда.

Государством обеспечивается пенсионное обеспечение не только самим военнослужащим, но и членам их семей, их супругам.

  1. Основным законодательным актом, регулирующим основы социальной политики в военной сфере, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который определяет статус военнослужащих. Однако законом, регулирующим порядок и условия начисления пенсионных выплат гражданам, которые проходили военную или иную государственную службу, в том числе и членам их семей, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Еще одним нормативный актом, регулирующим размер выплат военнослужащим, является Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Помимо этого, в нашей стране действует постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

  2. Виды пенсий военнослужащим установлены статьей 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»: по выслуге лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

  3. Размер пенсии военнослужащего напрямую зависит от его денежного довольствия, получаемого в период прохождения военной службы. При этом принимается во внимание оклад военного по его должности и званию (специальному либо воинскому). При расчете размера пенсии должна быть учтена и соответствующая надбавка за выслугу лет в процентном соотношении и размер выплаты, возникающей при проведении индексации размера денежного довольствия.


Пенсионное обеспечение военных осуществляет Министерство обороны Российской Федерации через военные комиссариаты. Средства на пенсионное обеспечение выделяются из бюджета Российской Федерации.

  1. Гарантии – это условия и средства, обеспечивающие военным возможность пользоваться установленными законодательством льготами, получать денежное довольствие, надбавки, компенсации. Правовые гарантии бывают объективные и субъективные.

В системе пенсионного обеспечения военных существует ряд проблем: отсутствие индексации пенсий военных ввиду наличия моратория на действие части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

  • отсутствие единого документа, регламентирующего порядок начисления военным страховых пенсий;

  • учет при расчете пенсий лишь должностного оклада, не включая надбавки, получаемые военным в период прохождения службы за особые условия.

Для решения этих проблем необходимо:

  • признать утратившим силу Федеральный закон «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

  • доработать статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в части включения в базу для расчета пенсий военным надбавок;

  • утвердить документ, регламентирующий порядок оформления и получения военными страховых пенсий, либо внести соответствующие изменения в Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».