Файл: Дипломная работа студентки очной формы обучения специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1. Порядок расчета, назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Российской Федерации
Пенсии военных напрямую зависят от их денежного довольствия, получаемого в период прохождения военной службы [28, c. 25]. При назначении пенсии военнослужащему и при ее расчете необходимо принимать во внимание оклад военного по его должности, званию (специальному либо воинскому) [28, c. 25]. Кроме того, порядок начисления и расчета пенсионных выплат военным установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 [18]. Также при расчете размера пенсии должна быть учтена и соответствующая надбавка за выслугу лет в процентном соотношении и размер выплаты, возникающей при проведении индексации размера денежного довольствия. Однако отметим, что при расчете пенсионных выплат не учитывается размер повышенных окладов, назначаемых за прохождение службы в особых условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, высокогорные районы, служба на подводных лодках или атомных станциях) [18].
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [10], минимальный размер пенсионных выплат, размер надбавок к пенсии, увеличение размера пенсии военного определяются в соответствии с расчетным размером пенсий, установленных как базовая часть трудовой пенсии по старости [10]. Согласно ч. 6 ст. 17 данного Федерального закона, при увеличении суммы базовой части трудовой пенсии по старости пенсионные выплаты военнослужащих также изменяются в зависимости от такого увеличения [10].
В случае увеличения размера денежного довольствия военнослужащего, его пенсия должна быть пересмотрена в соответствии с размером увеличения довольствия, а именно той его части, которая учитывается при назначении пенсионной выплаты. Стоит обратить внимание на то, что расчет пенсионных выплат для военных пенсионеров очень отличается от расчета пенсий гражданам, на состоявшим на военной службе [34, c. 8].
Для расчета приблизительной суммы пенсионной выплаты необходимо знать следующие показатели: оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, размер надбавки ветерану военных действий, размер надбавки по выслуге лет, размер надбавки летному составу, общий срок службы и районный коэффициент. Отметим, что размер районного коэффициента находится в границах от 1,1 до 2,0 в зависимости от места службы [36].
При расчете пенсии военнослужащего может быть использована следующая формула:
Военная пенсия= (ДДВ/2+3%*ДДВ*Высл)*Коэфф [36],
где ДДВ – размер ежемесячного денежного довольствия военнослужащего;
Высл – выслуга лет свыше минимальной величины;
Коэфф – понижающий коэффициент на дату расчета.
Отметим, что данная формула применима лишь в том случае, если стаж военного равен или превышает 20 лет.
Как было указано в первой главе, при выслуге лет 20 или более лет – к пенсии начисляется 50% от размера месячного денежного довольствия. За каждый следующий год выслуги – по 3% от размера ежемесячного денежного довольствия. Однако в общей сложности сумма не может превышать 85% от ежемесячного денежного довольствия [8].
В случае, если военнослужащие имеют общий стаж службы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная служба, то при общем стаже службы 25 лет они имеют право на 50% от денежного довольствия и за каждый год службы свыше 25 лет - 1% [8].
Пенсионное обеспечение военных осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Для получения пенсионных начислений военный должен обратиться с заявлением в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Помимо заявления военный должен приложить ряд документов, которые необходимы при решении конкретного вопроса.
Пенсионные органы Минобороны России рассматривают данный пакет документов в течение десяти дней с момента поступления заявления или в течение десяти дней с момента предоставления документов, которые не были предоставлены при подаче заявления [37].
Пенсия военным назначается с момента увольнения с военной службы. Однако пенсия не может быть установлена ранее момента, до которого военному начисляется денежное довольствие, в том числе выплачиваемое при увольнении со службы. Но здесь есть исключение: назначение пенсионных выплат позднее момента увольнения со службы возможно при присвоении военному статуса инвалида в течение трех месяцев после увольнения. Также если несчастный случай или заболевание получены после увольнения со службы, то пенсионные выплаты назначаются с момента установления инвалидности.
В случае, если военным подано заявление на пенсионные выплаты поздно, то начисление пенсий за прошедший промежуток времени происходит с момента получения права на такие выплаты, однако срок не может быть свыше двенадцати месяцев до дня подачи заявления. Момент подачи заявления с необходимым пакетом документов в пенсионный орган Минобороны России считается датой подачи заявления. В случае, если заявление и документы направляются по почте, датой подачи считается дата отправления пакета документов [37].
В случае наступления обстоятельств, которые влекут изменения размера пенсионных выплат военным, перерасчет происходит с первого числа месяца, следующего за тем днем, в котором данные обстоятельства свершились. Если у военного возникло право на увеличение пенсионных выплат, то, в случае его несвоевременного обращения, разница между старой суммой и новой будет выплачена за истекший период, однако срок не может быть свыше двенадцати месяцев, предшествующих дате подачи заявления о перерасчете.
Выплата пенсионных начислений военных осуществляется по месту их жительства или по месту их пребывания на территории России. Выплата пенсий и консультирование военных по вопросам пенсионного обеспечение происходит через военные комиссариаты. Однако начисление пенсий происходит путем перечисления на счет военного пенсионера в Сбербанке России. Также пенсии могут быть перечислены путем почтовой связи с доставкой по месту пребывания пенсионера. В этой связи пенсионными органами Минобороны России заключаются соответствующие соглашения со Сбербанком России и АО «Почта России» [37]. Однако отметим, что в некоторых случаях пенсионные выплаты могут перечисляться иным способом, но только по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Необходимо рассмотреть ситуацию, если военный пенсионер проживает на территории государства, входившего в состав СССР, но не входящего в состав СНГ. В таком случае пенсия начисляется в валюте соответствующего государства. Ее размер определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с заключенными международными соглашениями (например, Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении [3], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении [4], Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении [5]).
В случае переезда военного в иное место жительства или пребывания на территории России перечисление пенсионных выплат или их доставка посредством почтовой связи осуществляется по новому месту. Пенсионные органы Минобороны России в таком случае перенаправляют пенсионное дело по новому месту проживания пенсионера. Таким образом, вне зависимости от места нахождения пенсионеры получают выплаты, установленные нормами действующего законодательства.
Стоит отметить, что размер пенсионных выплат полностью перечисляется пенсионерам вне зависимости от наличия у пенсионера иного дохода. Однако если пенсионер поступил на работу после увольнения со службы или занялся предпринимательской деятельностью, то пенсия ему выплачивается без надбавок, предусмотренных неработающим пенсионерам [36].
Иногда возникают ситуации, когда пенсионер не своевременно обратился за востребованием своей пенсии. Тогда ему выплачивается сумма за прошедшее время, но срок не должен превышать трех лет до момента востребования пенсии. Однако же если выплаты не производились органом, отвечающим за начисление и предоставление пенсий, то пенсионер получает всю сумму за прошлый период вне зависимости от срока ее непредставления.
Также существуют случаи, когда выплаченная сумма пенсии превышает необходимый размер. Если такое увеличение произошло по причине злоупотребления пенсионером, то разница будет удержана из его пенсионной выплаты до момента полного возмещения, но не более 20% от размера пенсии. При любой ситуации (даже если увеличение выплат произошло из-за ошибки пенсионного органа или банка) удержание разницы из пенсии военного не должно превышать 50% самой пенсионной выплаты [37].
В случае, если пенсионер переезжает на иное место жительства или пребывания за пределы Российской Федерации, то вопросы его пенсионного обеспечения регулируются соответствующими международными соглашениями нашей страны (или СССР) с иными государствами [36]. Однако в этих соглашениях должен быть отображен порядок социального обеспечения.
Таким образом, на размер пенсии военного напрямую влияет размер ежемесячного денежного довольствия, получаемого им в период прохождения службы, а также выслуга лет. Также мы видим, что пенсионное обеспечение военных осуществляется не через Пенсионный фонд России, а напрямую Министерством обороны и его пенсионными органами (а именно – военными комиссариатами), что позволяет не допустить ошибок при расчете пенсии, так как вся информация о каждом военном пенсионере содержится в базе данных ведомств.
2.2. Гарантии реализации права военнослужащих на пенсионное обеспечение
Целью государственного регулирования социальной сферы является обеспечение социального равенства в обществе. Согласно Всеобщей декларации прав человека, социальная политика должна быть направлена на защиту достойного уровня жизни и на свободу жизни человека [2]. Конституцией Российской Федерации гарантированы охрана труда, минимальный размер оплаты труда, охрана здоровья, поддержка семьи, материнства и детства, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение [1].
В свою очередь Всеобщая декларации прав человека гарантирует каждому «право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2].
Как уже указывалось ранее, для военнослужащих существует ряд ограничений. Однако для того, чтобы армия в нашей стране могла функционировать максимально эффективно и успешно, необходимо обеспечить хорошую подготовку кадрового состава, который бы обладал высоким профессиональным уровнем, моральными качествами, высокой осознанностью своего долга и решимостью перед любой поставленной задачей. Именно на это направлена социальная политика государства в области социального обеспечения военнослужащих. Поэтому пенсионному обеспечению военных уделяется много внимания со стороны государства.
Социальная политика в сфере социального обеспечения военных включает в себя ряд элементов материальной заинтересованности, пенсионного обеспечения, социальной защиты, а также ряд принципов, обеспечивающих достойное существование военнослужащих. Основное место в структуре принципов военной социальной политики занимает принцип социальных гарантий. Благодаря данному принципу обеспечивается баланс при реализации военно-социальной политики, в том числе при пенсионном обеспечении.
Под гарантиями понимается ряд условий и средств (материальных, финансовых, организационных, духовных, правовых), которые обеспечивают военным возможность пользоваться установленными законодательством льготами, получать денежное довольствие, надбавки, компенсации [35, c. 120].
Центральное место в структуре гарантий, предоставляемых военнослужащим, занимают юридические (правовые) гарантии. Правовые гарантии – это система содержащихся в нормах права способов и средств защиты прав и свобод военнослужащего, а также деятельность государства, органов власти, органов местного самоуправления, которая направлена на обеспечение реализации данных норм.
В систему правовых гарантий в военно-социальной политике также включаются обязанности государственных органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению необходимых условий и предоставлению средств для реализации статуса военного. Также сюда включается и ответственность должностных лиц за несоблюдение норм права, регулирующих социальную защиту военнослужащих, надзор за ненадлежащие исполнение таких норм, контроль органов прокуратуры и органов судебной системы. Такой вид гарантий носит объективный характер. В
2.1. Порядок расчета, назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Российской Федерации
Пенсии военных напрямую зависят от их денежного довольствия, получаемого в период прохождения военной службы [28, c. 25]. При назначении пенсии военнослужащему и при ее расчете необходимо принимать во внимание оклад военного по его должности, званию (специальному либо воинскому) [28, c. 25]. Кроме того, порядок начисления и расчета пенсионных выплат военным установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 [18]. Также при расчете размера пенсии должна быть учтена и соответствующая надбавка за выслугу лет в процентном соотношении и размер выплаты, возникающей при проведении индексации размера денежного довольствия. Однако отметим, что при расчете пенсионных выплат не учитывается размер повышенных окладов, назначаемых за прохождение службы в особых условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, высокогорные районы, служба на подводных лодках или атомных станциях) [18].
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [10], минимальный размер пенсионных выплат, размер надбавок к пенсии, увеличение размера пенсии военного определяются в соответствии с расчетным размером пенсий, установленных как базовая часть трудовой пенсии по старости [10]. Согласно ч. 6 ст. 17 данного Федерального закона, при увеличении суммы базовой части трудовой пенсии по старости пенсионные выплаты военнослужащих также изменяются в зависимости от такого увеличения [10].
В случае увеличения размера денежного довольствия военнослужащего, его пенсия должна быть пересмотрена в соответствии с размером увеличения довольствия, а именно той его части, которая учитывается при назначении пенсионной выплаты. Стоит обратить внимание на то, что расчет пенсионных выплат для военных пенсионеров очень отличается от расчета пенсий гражданам, на состоявшим на военной службе [34, c. 8].
Для расчета приблизительной суммы пенсионной выплаты необходимо знать следующие показатели: оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, размер надбавки ветерану военных действий, размер надбавки по выслуге лет, размер надбавки летному составу, общий срок службы и районный коэффициент. Отметим, что размер районного коэффициента находится в границах от 1,1 до 2,0 в зависимости от места службы [36].
При расчете пенсии военнослужащего может быть использована следующая формула:
Военная пенсия= (ДДВ/2+3%*ДДВ*Высл)*Коэфф [36],
где ДДВ – размер ежемесячного денежного довольствия военнослужащего;
Высл – выслуга лет свыше минимальной величины;
Коэфф – понижающий коэффициент на дату расчета.
Отметим, что данная формула применима лишь в том случае, если стаж военного равен или превышает 20 лет.
Как было указано в первой главе, при выслуге лет 20 или более лет – к пенсии начисляется 50% от размера месячного денежного довольствия. За каждый следующий год выслуги – по 3% от размера ежемесячного денежного довольствия. Однако в общей сложности сумма не может превышать 85% от ежемесячного денежного довольствия [8].
В случае, если военнослужащие имеют общий стаж службы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная служба, то при общем стаже службы 25 лет они имеют право на 50% от денежного довольствия и за каждый год службы свыше 25 лет - 1% [8].
Пенсионное обеспечение военных осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Для получения пенсионных начислений военный должен обратиться с заявлением в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Помимо заявления военный должен приложить ряд документов, которые необходимы при решении конкретного вопроса.
Пенсионные органы Минобороны России рассматривают данный пакет документов в течение десяти дней с момента поступления заявления или в течение десяти дней с момента предоставления документов, которые не были предоставлены при подаче заявления [37].
Пенсия военным назначается с момента увольнения с военной службы. Однако пенсия не может быть установлена ранее момента, до которого военному начисляется денежное довольствие, в том числе выплачиваемое при увольнении со службы. Но здесь есть исключение: назначение пенсионных выплат позднее момента увольнения со службы возможно при присвоении военному статуса инвалида в течение трех месяцев после увольнения. Также если несчастный случай или заболевание получены после увольнения со службы, то пенсионные выплаты назначаются с момента установления инвалидности.
В случае, если военным подано заявление на пенсионные выплаты поздно, то начисление пенсий за прошедший промежуток времени происходит с момента получения права на такие выплаты, однако срок не может быть свыше двенадцати месяцев до дня подачи заявления. Момент подачи заявления с необходимым пакетом документов в пенсионный орган Минобороны России считается датой подачи заявления. В случае, если заявление и документы направляются по почте, датой подачи считается дата отправления пакета документов [37].
В случае наступления обстоятельств, которые влекут изменения размера пенсионных выплат военным, перерасчет происходит с первого числа месяца, следующего за тем днем, в котором данные обстоятельства свершились. Если у военного возникло право на увеличение пенсионных выплат, то, в случае его несвоевременного обращения, разница между старой суммой и новой будет выплачена за истекший период, однако срок не может быть свыше двенадцати месяцев, предшествующих дате подачи заявления о перерасчете.
Выплата пенсионных начислений военных осуществляется по месту их жительства или по месту их пребывания на территории России. Выплата пенсий и консультирование военных по вопросам пенсионного обеспечение происходит через военные комиссариаты. Однако начисление пенсий происходит путем перечисления на счет военного пенсионера в Сбербанке России. Также пенсии могут быть перечислены путем почтовой связи с доставкой по месту пребывания пенсионера. В этой связи пенсионными органами Минобороны России заключаются соответствующие соглашения со Сбербанком России и АО «Почта России» [37]. Однако отметим, что в некоторых случаях пенсионные выплаты могут перечисляться иным способом, но только по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Необходимо рассмотреть ситуацию, если военный пенсионер проживает на территории государства, входившего в состав СССР, но не входящего в состав СНГ. В таком случае пенсия начисляется в валюте соответствующего государства. Ее размер определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с заключенными международными соглашениями (например, Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении [3], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении [4], Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении [5]).
В случае переезда военного в иное место жительства или пребывания на территории России перечисление пенсионных выплат или их доставка посредством почтовой связи осуществляется по новому месту. Пенсионные органы Минобороны России в таком случае перенаправляют пенсионное дело по новому месту проживания пенсионера. Таким образом, вне зависимости от места нахождения пенсионеры получают выплаты, установленные нормами действующего законодательства.
Стоит отметить, что размер пенсионных выплат полностью перечисляется пенсионерам вне зависимости от наличия у пенсионера иного дохода. Однако если пенсионер поступил на работу после увольнения со службы или занялся предпринимательской деятельностью, то пенсия ему выплачивается без надбавок, предусмотренных неработающим пенсионерам [36].
Иногда возникают ситуации, когда пенсионер не своевременно обратился за востребованием своей пенсии. Тогда ему выплачивается сумма за прошедшее время, но срок не должен превышать трех лет до момента востребования пенсии. Однако же если выплаты не производились органом, отвечающим за начисление и предоставление пенсий, то пенсионер получает всю сумму за прошлый период вне зависимости от срока ее непредставления.
Также существуют случаи, когда выплаченная сумма пенсии превышает необходимый размер. Если такое увеличение произошло по причине злоупотребления пенсионером, то разница будет удержана из его пенсионной выплаты до момента полного возмещения, но не более 20% от размера пенсии. При любой ситуации (даже если увеличение выплат произошло из-за ошибки пенсионного органа или банка) удержание разницы из пенсии военного не должно превышать 50% самой пенсионной выплаты [37].
В случае, если пенсионер переезжает на иное место жительства или пребывания за пределы Российской Федерации, то вопросы его пенсионного обеспечения регулируются соответствующими международными соглашениями нашей страны (или СССР) с иными государствами [36]. Однако в этих соглашениях должен быть отображен порядок социального обеспечения.
Таким образом, на размер пенсии военного напрямую влияет размер ежемесячного денежного довольствия, получаемого им в период прохождения службы, а также выслуга лет. Также мы видим, что пенсионное обеспечение военных осуществляется не через Пенсионный фонд России, а напрямую Министерством обороны и его пенсионными органами (а именно – военными комиссариатами), что позволяет не допустить ошибок при расчете пенсии, так как вся информация о каждом военном пенсионере содержится в базе данных ведомств.
2.2. Гарантии реализации права военнослужащих на пенсионное обеспечение
Целью государственного регулирования социальной сферы является обеспечение социального равенства в обществе. Согласно Всеобщей декларации прав человека, социальная политика должна быть направлена на защиту достойного уровня жизни и на свободу жизни человека [2]. Конституцией Российской Федерации гарантированы охрана труда, минимальный размер оплаты труда, охрана здоровья, поддержка семьи, материнства и детства, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение [1].
В свою очередь Всеобщая декларации прав человека гарантирует каждому «право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2].
Как уже указывалось ранее, для военнослужащих существует ряд ограничений. Однако для того, чтобы армия в нашей стране могла функционировать максимально эффективно и успешно, необходимо обеспечить хорошую подготовку кадрового состава, который бы обладал высоким профессиональным уровнем, моральными качествами, высокой осознанностью своего долга и решимостью перед любой поставленной задачей. Именно на это направлена социальная политика государства в области социального обеспечения военнослужащих. Поэтому пенсионному обеспечению военных уделяется много внимания со стороны государства.
Социальная политика в сфере социального обеспечения военных включает в себя ряд элементов материальной заинтересованности, пенсионного обеспечения, социальной защиты, а также ряд принципов, обеспечивающих достойное существование военнослужащих. Основное место в структуре принципов военной социальной политики занимает принцип социальных гарантий. Благодаря данному принципу обеспечивается баланс при реализации военно-социальной политики, в том числе при пенсионном обеспечении.
Под гарантиями понимается ряд условий и средств (материальных, финансовых, организационных, духовных, правовых), которые обеспечивают военным возможность пользоваться установленными законодательством льготами, получать денежное довольствие, надбавки, компенсации [35, c. 120].
Центральное место в структуре гарантий, предоставляемых военнослужащим, занимают юридические (правовые) гарантии. Правовые гарантии – это система содержащихся в нормах права способов и средств защиты прав и свобод военнослужащего, а также деятельность государства, органов власти, органов местного самоуправления, которая направлена на обеспечение реализации данных норм.
В систему правовых гарантий в военно-социальной политике также включаются обязанности государственных органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению необходимых условий и предоставлению средств для реализации статуса военного. Также сюда включается и ответственность должностных лиц за несоблюдение норм права, регулирующих социальную защиту военнослужащих, надзор за ненадлежащие исполнение таких норм, контроль органов прокуратуры и органов судебной системы. Такой вид гарантий носит объективный характер. В