Файл: Дипломная работа студентки очной формы обучения специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
случае же если права военнослужащего нарушены, он вправе в судебном порядке потребовать их восстановления. Данный вид гарантий носит субъективный характер.
Основными гарантиями реализации права военнослужащего на пенсию является ряд нормативных актов, отдельных норм, которые закрепляют юридически полный объем права военных на пенсию. Такими нормативными актами являются Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8], Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [9] и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [15].
Также к гарантиям права на пенсионные выплаты относится и достаточность финансовых средств. Отметим, что пенсии военнослужащих начисляются из федерального бюджета, поэтому при формировании бюджета на очередной плановый период учитывается статья данного вида расходов. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплату пособий и компенсаций, в том числе пенсионных расходов, заложено 684 476 708,5 рублей на 2021 год, 699 627 209,3 рублей на 2022 год и 726 866 819,7 рублей на 2023 год по коду статьи расходов бюджета 187 02 01 31 4 01 [16].
Кроме того, к гарантиям реализации пенсионного права военнослужащих относится и обязанность государственных органов и иных организаций обеспечивать своевременное и корректное начисление пенсионных выплат. Основная ответственность ложится на Министерство обороны Российской Федерации и его уполномоченные структурные подразделения (военные комиссариаты) [37].
Еще одной гарантией является ответственность должностных лиц, отвечающих за пенсионные выплаты и их начисление, за нарушение прав военнослужащего в области пенсионного обеспечения. Так, статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность лиц, отвечающих за начисление и выплату пенсионных выплат в виде штрафов лишения права занимать определенные должности, а также в виде лишения свободы [7].
Восстановление нарушенных прав военнослужащих в судебном порядке также гарантировано законодательством. Например, В.И. Дружинович обратился в Кяхтинский гарнизонный военный суд с иском о признании действий командира войсковой части по месту прохождения службы незаконными. Так, командиром войсковой части было принято решение о дисциплинарном взыскании с истца и увольнении его со службы. Рассмотрев материалы дела, суд принял решение о незаконности действий военного командира и восстановлении прав В.И. Дружиновича [20].
Кроме того, как показывает судебная практика, права военных могут быть восстановлены не только в случае, если военный выступает истцом. Например, Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Свердловской области» подан иск к Скочему В.В. о взыскании суммы в размере 1 065 252 рублей 67 копеек. Согласно иску, данная сумма представляет собой переплату пенсии за выслугу лет и является материальным ущербом для Министерства обороны Российской Федерации. Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено, что «обязанность по возмещению причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в пенсионный орган недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих за собой возникновение или прекращение выплат пенсии» [22]. По итогам рассмотрения материалы дела суд принял решение об отказе в удовлетворении требования ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» и отклонил иск о взыскании с гражданина суммы переплаты [22].
Рассмотрим еще одно дело. И.Н. Сас подал иск в Кировский районный суд г. Хабаровска к Военному комиссариату Хабаровского края «о возложении обязанности производить выплату пенсии за выслугу лет с 31 марта 2017 года В обоснование иска указал, что с апреля 1980 по сентябрь 2011 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации» [21]. В 2012 году И.Н. Сас поступил на государственную гражданскую службу в Следственное управление Следственного комитета по Хабаровскому краю. В связи с этим с 2017 года ему приостановлено начисление военной пенсии за выслугу лет. Однако суд счел данное приостановление незаконным, так как стаж государственной гражданской службы не приравнивается к воинской выслуге лет, не суммируется с выслугой лет, не влияет на назначение пенсии по выслуге лет по линии Минобороны России. В этой связи было принято решение «обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Хабаровского края» возобновить И.Н. Сасу выплату пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2017 года и производить выплату пенсии за выслугу лет в дальнейшем» [21].
Таким образом, каждый военный пенсионер имеет право на получение пенсии. В случае нарушения или ограничения данного права военные могут восстановить права в судебном порядке. Никто не вправе ограничить военного пенсионера от получения причитающейся ему суммы пенсионной выплаты. Существует ряд гарантий, которые обеспечивают реализацию права военнослужащего на получение пенсионных выплат.
2.3. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения
В настоящее время система пенсионного обеспечения военных в нашей стране достаточно хорошо развита. Однако существует ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание.
Рассмотрим подробнее основные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военных. Основной проблемой является снижение уровня военных пенсий по сравнению с прошлыми периодами. Этот факт обусловлен ростом инфляции и индексацией пенсий граждан, не состоявших на военной службе. Такая ситуация возникает ввиду того, что на размер пенсионных выплат влияет лишь должностной оклад военного. Несмотря на то, что за последние три года уровень материальных выплат военным увеличился, на размер пенсии это не повлияло. Так как увеличение это произошло за счет увеличения размера надбавок, которые не учитываются при расчете пенсии. Как результат мы наблюдаем рост размера денежного содержания военного и сохранения размера пенсии на прежнем уровне.
Вместе с тем наблюдается рост пенсий для граждан, не являющихся военнослужащими, в том числе рост пенсий для бывших государственных гражданских служащих с учетом выслуги лет. Однако, как мы уже упоминали, пенсионные выплаты военным должны быть одной из мотиваций для гражданина для поступления на военную службу.
Отметим, что у военных пенсионеров на обеспечении находятся дети, а иногда и супруги в случае, если служба проходила в районе, где трудоустроиться супруге не представлялось возможным. Все эти моменты усугубляют ситуацию военного пенсионера.
Поэтому можем предположить, что Правительству РФ стоит пересмотреть порядок начисления и расчет пенсионных выплат, а также учесть надбавки, которые могут повлиять на их рост. При этом стоит учитывать
, что на пенсию многие военные выходят, будучи в экономически активном возрасте, а найти работу, не имея стажа в иной сфере, достаточно тяжело. Поэтому пенсионные выплаты становятся основным источником дохода военного пенсионера. Кроме того, на иждивении таких пенсионеров находятся дети или родители. А если им и удастся найти работу, то в основном – это сфера охраны с невысокой заработной платой [36]. Поэтому государству необходимо разработать пакет мер, направленных на обеспечение профессиональной переподготовки военных пенсионеров и адаптации к гражданской жизни.
Ситуация усложняется еще и тем, что ежегодно на пенсию выходит около 50 тысяч военных в возрасте до 45 лет [37]. И до тех пор, пока государство не разработает программу переквалификации военных пенсионеров, ситуация с их трудоустройством не разрешится.
Военнослужащие должны понимать, что по выходе на пенсию они будут обеспечены. Однако же эти две проблемы четко характеризуют, что привлекательность военной службы снижается, ухудшается и комплектование кадрового состава российской армии, что влечет за собой снижение уровня военной безопасности России. Если несколько лет назад военные пенсионеры имели преимущество по уровню пенсионных выплат перед гражданами, не состоявшими на военной службе, то сегодня эта разница практически стерта.
Крупные изменения в социальном обеспечении военных начались в 2002 году. В период с 2002 года по 2004 год пенсионная система военнослужащих была сильно урезана. В этой связи рост уровня пенсий военнослужащих отставал от темпов роста инфляции. Например, 1 июля 2002 года военные пенсионеры утратили право оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства со скидкой 50% по достижении пенсионерами возраста, при котором появляется право на получение пенсии по старости [36].
С 1 марта 2005 года денежное довольствие военнослужащих было увеличено за счет выплаты ежемесячных надбавок равных по размеру одному денежному окладу военного [36]. Однако же данная надбавка не идет в расчет при начислении пенсии военнослужащему. Также в 2005 году абсолютно все военные получили еще одну надбавку за сложные и напряженные условия службы [36]. Размер такой набавки варьировался в зависимости от региона прохождения службы (для столичного региона она равна 200% должностного оклада). Но и эта сумма при расчете пенсии не учитывается [36].
Еще одной проблемой в пенсионном обеспечении военнослужащих является исключение стоимости продовольственного пайка из пенсионных выплат. Так, с 2000 года по 2007 год в пенсию включалась стоимость продовольственного пайка. Однако же в этот период эта сумма была очевидно занижена и составляла лишь 20 рублей на день [36]. Но с 2007 года стоимость продовольственного пайка не включается в размер денежного довольствия, который учитывают при расчете и начислении пенсионных выплат военным, так как ее включили в состав оклада по воинскому званию, причем был включен не фактический размер пайка, а заниженная его сумма – 20 рублей в сутки [36].
Следующей проблемой в системе пенсионного обеспечения военных, на которую стоит обратить внимание, является система страхового пенсионного законодательства. С 2008 года работающие военные пенсионеры получили право на пенсию по выслуге лет или пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по старости (не включая базовую ее часть) [36]. Но не все работающие пенсионеры вправе получить страховую часть трудовой пенсии. Для ее поучения необходимо соблюдение нескольких условий.
Основной причиной такой ситуации в сфере военного пенсионного обеспечения является не системное реформирование пенсионной системы. Проводимая с 2018 г. пенсионная реформа касается лишь граждан, не состоявших на военной службе. Согласно же Федеральному закону от 8 декабря 2020 года № 397-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [17], приостановлено действие части 2 статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8]. Таким образом, при начислении пенсии учитывается размер денежного довольствия в 73,68 % [17].
Основными гарантиями реализации права военнослужащего на пенсию является ряд нормативных актов, отдельных норм, которые закрепляют юридически полный объем права военных на пенсию. Такими нормативными актами являются Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8], Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [9] и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [15].
Также к гарантиям права на пенсионные выплаты относится и достаточность финансовых средств. Отметим, что пенсии военнослужащих начисляются из федерального бюджета, поэтому при формировании бюджета на очередной плановый период учитывается статья данного вида расходов. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплату пособий и компенсаций, в том числе пенсионных расходов, заложено 684 476 708,5 рублей на 2021 год, 699 627 209,3 рублей на 2022 год и 726 866 819,7 рублей на 2023 год по коду статьи расходов бюджета 187 02 01 31 4 01 [16].
Кроме того, к гарантиям реализации пенсионного права военнослужащих относится и обязанность государственных органов и иных организаций обеспечивать своевременное и корректное начисление пенсионных выплат. Основная ответственность ложится на Министерство обороны Российской Федерации и его уполномоченные структурные подразделения (военные комиссариаты) [37].
Еще одной гарантией является ответственность должностных лиц, отвечающих за пенсионные выплаты и их начисление, за нарушение прав военнослужащего в области пенсионного обеспечения. Так, статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность лиц, отвечающих за начисление и выплату пенсионных выплат в виде штрафов лишения права занимать определенные должности, а также в виде лишения свободы [7].
Восстановление нарушенных прав военнослужащих в судебном порядке также гарантировано законодательством. Например, В.И. Дружинович обратился в Кяхтинский гарнизонный военный суд с иском о признании действий командира войсковой части по месту прохождения службы незаконными. Так, командиром войсковой части было принято решение о дисциплинарном взыскании с истца и увольнении его со службы. Рассмотрев материалы дела, суд принял решение о незаконности действий военного командира и восстановлении прав В.И. Дружиновича [20].
Кроме того, как показывает судебная практика, права военных могут быть восстановлены не только в случае, если военный выступает истцом. Например, Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Свердловской области» подан иск к Скочему В.В. о взыскании суммы в размере 1 065 252 рублей 67 копеек. Согласно иску, данная сумма представляет собой переплату пенсии за выслугу лет и является материальным ущербом для Министерства обороны Российской Федерации. Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено, что «обязанность по возмещению причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в пенсионный орган недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих за собой возникновение или прекращение выплат пенсии» [22]. По итогам рассмотрения материалы дела суд принял решение об отказе в удовлетворении требования ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» и отклонил иск о взыскании с гражданина суммы переплаты [22].
Рассмотрим еще одно дело. И.Н. Сас подал иск в Кировский районный суд г. Хабаровска к Военному комиссариату Хабаровского края «о возложении обязанности производить выплату пенсии за выслугу лет с 31 марта 2017 года В обоснование иска указал, что с апреля 1980 по сентябрь 2011 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации» [21]. В 2012 году И.Н. Сас поступил на государственную гражданскую службу в Следственное управление Следственного комитета по Хабаровскому краю. В связи с этим с 2017 года ему приостановлено начисление военной пенсии за выслугу лет. Однако суд счел данное приостановление незаконным, так как стаж государственной гражданской службы не приравнивается к воинской выслуге лет, не суммируется с выслугой лет, не влияет на назначение пенсии по выслуге лет по линии Минобороны России. В этой связи было принято решение «обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Хабаровского края» возобновить И.Н. Сасу выплату пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2017 года и производить выплату пенсии за выслугу лет в дальнейшем» [21].
Таким образом, каждый военный пенсионер имеет право на получение пенсии. В случае нарушения или ограничения данного права военные могут восстановить права в судебном порядке. Никто не вправе ограничить военного пенсионера от получения причитающейся ему суммы пенсионной выплаты. Существует ряд гарантий, которые обеспечивают реализацию права военнослужащего на получение пенсионных выплат.
2.3. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения
В настоящее время система пенсионного обеспечения военных в нашей стране достаточно хорошо развита. Однако существует ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание.
Рассмотрим подробнее основные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военных. Основной проблемой является снижение уровня военных пенсий по сравнению с прошлыми периодами. Этот факт обусловлен ростом инфляции и индексацией пенсий граждан, не состоявших на военной службе. Такая ситуация возникает ввиду того, что на размер пенсионных выплат влияет лишь должностной оклад военного. Несмотря на то, что за последние три года уровень материальных выплат военным увеличился, на размер пенсии это не повлияло. Так как увеличение это произошло за счет увеличения размера надбавок, которые не учитываются при расчете пенсии. Как результат мы наблюдаем рост размера денежного содержания военного и сохранения размера пенсии на прежнем уровне.
Вместе с тем наблюдается рост пенсий для граждан, не являющихся военнослужащими, в том числе рост пенсий для бывших государственных гражданских служащих с учетом выслуги лет. Однако, как мы уже упоминали, пенсионные выплаты военным должны быть одной из мотиваций для гражданина для поступления на военную службу.
Отметим, что у военных пенсионеров на обеспечении находятся дети, а иногда и супруги в случае, если служба проходила в районе, где трудоустроиться супруге не представлялось возможным. Все эти моменты усугубляют ситуацию военного пенсионера.
Поэтому можем предположить, что Правительству РФ стоит пересмотреть порядок начисления и расчет пенсионных выплат, а также учесть надбавки, которые могут повлиять на их рост. При этом стоит учитывать
, что на пенсию многие военные выходят, будучи в экономически активном возрасте, а найти работу, не имея стажа в иной сфере, достаточно тяжело. Поэтому пенсионные выплаты становятся основным источником дохода военного пенсионера. Кроме того, на иждивении таких пенсионеров находятся дети или родители. А если им и удастся найти работу, то в основном – это сфера охраны с невысокой заработной платой [36]. Поэтому государству необходимо разработать пакет мер, направленных на обеспечение профессиональной переподготовки военных пенсионеров и адаптации к гражданской жизни.
Ситуация усложняется еще и тем, что ежегодно на пенсию выходит около 50 тысяч военных в возрасте до 45 лет [37]. И до тех пор, пока государство не разработает программу переквалификации военных пенсионеров, ситуация с их трудоустройством не разрешится.
Военнослужащие должны понимать, что по выходе на пенсию они будут обеспечены. Однако же эти две проблемы четко характеризуют, что привлекательность военной службы снижается, ухудшается и комплектование кадрового состава российской армии, что влечет за собой снижение уровня военной безопасности России. Если несколько лет назад военные пенсионеры имели преимущество по уровню пенсионных выплат перед гражданами, не состоявшими на военной службе, то сегодня эта разница практически стерта.
Крупные изменения в социальном обеспечении военных начались в 2002 году. В период с 2002 года по 2004 год пенсионная система военнослужащих была сильно урезана. В этой связи рост уровня пенсий военнослужащих отставал от темпов роста инфляции. Например, 1 июля 2002 года военные пенсионеры утратили право оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства со скидкой 50% по достижении пенсионерами возраста, при котором появляется право на получение пенсии по старости [36].
С 1 марта 2005 года денежное довольствие военнослужащих было увеличено за счет выплаты ежемесячных надбавок равных по размеру одному денежному окладу военного [36]. Однако же данная надбавка не идет в расчет при начислении пенсии военнослужащему. Также в 2005 году абсолютно все военные получили еще одну надбавку за сложные и напряженные условия службы [36]. Размер такой набавки варьировался в зависимости от региона прохождения службы (для столичного региона она равна 200% должностного оклада). Но и эта сумма при расчете пенсии не учитывается [36].
Еще одной проблемой в пенсионном обеспечении военнослужащих является исключение стоимости продовольственного пайка из пенсионных выплат. Так, с 2000 года по 2007 год в пенсию включалась стоимость продовольственного пайка. Однако же в этот период эта сумма была очевидно занижена и составляла лишь 20 рублей на день [36]. Но с 2007 года стоимость продовольственного пайка не включается в размер денежного довольствия, который учитывают при расчете и начислении пенсионных выплат военным, так как ее включили в состав оклада по воинскому званию, причем был включен не фактический размер пайка, а заниженная его сумма – 20 рублей в сутки [36].
Следующей проблемой в системе пенсионного обеспечения военных, на которую стоит обратить внимание, является система страхового пенсионного законодательства. С 2008 года работающие военные пенсионеры получили право на пенсию по выслуге лет или пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по старости (не включая базовую ее часть) [36]. Но не все работающие пенсионеры вправе получить страховую часть трудовой пенсии. Для ее поучения необходимо соблюдение нескольких условий.
-
После увольнения со службы у пенсионера должен быть страховой стаж от 5 лет. Но пенсионер должен не только заработать этот стаж, но и его работодатель обязан в течение этих лет делать отчисления в Пенсионный фонд России. Соответственно, если зарплата военного пенсионера не официальная, а работодатель не делает соответствующих отчислений, то получение страховой пенсии невозможно. Так, например, при расчёте страхового стажа не учитывается период прохождения военной службы или приравненной к ней деятельности. -
Для оформления страховой части пенсии для военных существуют жесткие ограничения по возрасту: военный пенсионер должен достичь установленного для лиц, не состоявших на военной службе, пенсионного возраста (60 лет для женщин, 65 лет для мужчин). Однако наличие у них выслуги лет в таком случае также не учитывается. Кроме того, не учитываются и периоды прохождения военной службы в особо сложных условиях и районах, служба в горячих точках [38]. Но, судя по текущей экономической обстановке, можно предположить, что в ближайшее время должностные оклады военных пенсионеров не будут увеличены, и, следовательно, их пенсионные выплаты останутся на прежнем уровне.
Основной причиной такой ситуации в сфере военного пенсионного обеспечения является не системное реформирование пенсионной системы. Проводимая с 2018 г. пенсионная реформа касается лишь граждан, не состоявших на военной службе. Согласно же Федеральному закону от 8 декабря 2020 года № 397-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [17], приостановлено действие части 2 статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [8]. Таким образом, при начислении пенсии учитывается размер денежного довольствия в 73,68 % [17].