Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1332

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фрейд развивал учение о стадиях человеческого развития. По его мнению, каждая стадия предполагает свою систему становления физиологических и психических процессов. Эти стадии наслаиваются друг на друга, и если на какой-либо фазе развития произошло отклонение, то последующая фаза может протекать неадекватно.

Концепция психосоциальной идентичности личности Э. Эриксона

Согласно предложенной Эриком Эриксоном концепции психосоциальной идентичности, личность принимает свое "Я" в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных связей приводит к трансформации прежней идентичности, что чревато определенными кризисами, которые продолжаются до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. В соответствии с концепцией Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь стадий, каждая из которых сопровождается конфликтами.

Первая стадия – младенчество (от рождения до одного года). На этой стадии, согласно Эриксону, закладывается доверие ребенка к окружающему миру. Формирование доверия базируется на удовлетворении его потребностей, где взрослые должны проявлять уверенность и заботу. Первый опыт связан с самоидентификацией Эго, когда ребенок может находиться в изоляции самостоятельно, без поддержки окружающих взрослых.

Вторая стадия – раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием независимости ребенка, когда им принимаются первые самостоятельные решения. По мнению Эриксона, здесь у ребенка появляются первые контролируемые действия. Так, если раньше движение продуктов пищеварения было бесконтрольным, то теперь ребенок чувствует связанный с этим дискомфорт. Как считает психолог, чувство неудобства впоследзствии разовьет формы неуверенности в себе, однако данная фаза жизни укрепляет автономию. На другом полюсе формируются сомнение и стыд.

Третья стадия – детство (по терминологии Эриксона – возраст игры; третий – пятый год жизни). В этот период укрепляется инициатива ребенка. На данной стадии жизни происходит идентификация ребенка по полу, созревают социальные формы самовыражения. Как полагает Эриксон, в данный период происходит разрыв между возможностью существования и подрывом сил и здоровья.


Четвертая стадия – младший школьный возраст (с шестого года до периода полового созревания). Это период, когда у ребенка формируется чувство предприимчивости. Во многих современных культурах данный этап связан с процессом обучения и инкультурации, приобщения к собственной культуре. На этой стадии жизни появляются первые разочарования, ребенок может чувствовать свои ограничения и неполноценность. Здесь вырабатываются представления о социальных и профессиональных ролях.

Пятая стадия – подростковый и юношеский возраст (13–19 лет). На этой стадии завершается детство и начинается юность. Подростки сталкиваются с новыми ощущениями, они по-новому начинают воспринимать свое тело. Появляются "взрослые" ценности. Как считает Эриксон, личность отождествляется с требованиями либидо. Сложность данного периода состоит в потере ролевых установок, поскольку на предыдущих стадиях формировалась самоидентификация Эго в соответствии с представлениями других людей об образе человека.

Шестая стадия – начало взрослой жизни (от 20 до 40 лет). В процессе взаимодействия с окружающими людьми человек может потерять свое лицо. Он стремится войти в дружеские и любовные отношения. Большое значение играют устойчивые моральные основы и сформированные требования к личностным обязательствам в отношении окружающего мира и других людей. На этой стадии человек тяжело переживает свою изолированность.

Седьмая стадия – средний возраст (от 45 до 66 лет). Человек учится быть полезным для других, у него формируется потребность в том, чтобы его ценили, обращались за содействием. Быть востребованным – очень важный компонент жизнедеятельности человека. На этой фазе реализуются потребности в воспитании, близости к собственным детям, в творчестве и деятельности. Опасность данной стадии заключается в том, что застой и стагнация не дают возможности для личностной и профессиональной самореализации.

Восьмая стадия – поздняя зрелость (после 65 лет). В этот период у человека ухудшается здоровье, он стремится к уединению, сталкивается со смертью супруга, друзей. По мнению Эриксона, данный период связан не столько с психосоциальным кризисом, сколько с интегративной оценкой всей прожитой жизни. Только в старости приходит настоящая зрелость человека, позволяющая ему оценить предшествующий опыт и достижения. Это полюс, обозначенный Эриксоном как мудрость. На другом полюсе находятся люди, которые не смогли реализовать свой потенциал. Они осознают невозможность начать все сначала, поэтому у них превалирует два типа раздражения: сожаление о невозможности начать жизнь заново и отрицание своих недостатков, которые они проецируют на окружающий мир.



ж
Жизненный цикл человека

Эриксон рассмотрел восемь стадий жизненного цикла или возрастов человека, каждая из которых характеризуется существованием полярных отношений, способных привести к кризисному состоянию.

1) орально-сенсорная, характеризующаяся базисным доверием против базисного недоверия. Даже при благоприятных обстоятельствах эта стадия «вносит в психическую жизнь ощущение внутреннего раскола и всеобщей тоски по утраченному раю»;

2) мышечно-анальная, соответствующая проявлению автономии против стыда и сомнения. Исход этой стадии зависит от соотношения любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления;

3) локомоторно-генитальная, связанная с инициативой против чувства вины. Она соответствует «эдиповой» стадии, связана с введением деспотического правления морального чувства, задает направление движения к реальному и возможному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни;

4) латентная, соотносящаяся с трудолюбием против чувства неполноценности. Па этой стадии ребенок учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, но в то же время сталкивается с опасностями, состоящими в чувстве неадекватности и неполноценности. Это «наиболее решающая в социальном отношении стадия»;

5) подростковый возраст и ранняя юность, где наблюдается идентичность против смешения ролей. В рамках данной стадии происходит интеграция в форме идентичности Я в сочетании с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Но опасность состоит в смешении ролей, проецировании образа собственного Я на других. Это — психологическая стадия «между детством и взрослостью, между моралью, уже освоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому;

6) ранняя взрослость, характеризующаяся близостью против изоляции. На этом уровне «новоиспеченный взрослый» готов к близости с другими, способен связывать себя отношениями интимного и товарищеского характера. Опасность этой стадии — изоляция, т. е. избегание контактов, которые обязывают к близости. В психопатологии это нарушение может приводить к тяжелым «проблемам характера»;

7) взрослость, где имеет место генеративность против стагнации. Генеративность — это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Она является важной стадией как психосексуального, так и психосоциального развития. Однако на этой стадии развития возможна регрессия к «обсессивной потребности в псевдоблизости, часто с глубоким чувством застоя и обеднением личной жизни», и ранняя физическая и психологическая инвалидность, становящаяся средством сосредоточения заботы человека на самом себе;


8) зрелость, соотносящаяся с целостностью, Я против отчаяния. Целостность Я — накопленная уверенность человека в своем стремлении к порядку и смыслу, «постнарциссическая любовь» как переживание опыта, передающего некий мировой порядок и духовный смысл, принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни, как того, чему суждено было произойти. При отсутствии или утрате этой целостности Я превалирует страх смерти. Отчаяние выражает сознание того, что «времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности».

Механизмы защиты и способы функционирования «Я».

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса. В силу особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение (Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий);

  • проекция (Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи);

  • замещение (В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника);

  • рационализация (Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом);

  • реактивное образование (Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким);

  • регрессия (Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью);

  • сублимация (Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи. Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения);

  • отрицание (Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).