Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1322

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Циклические представления об истории содержаться и в концепции социальной и культурной динамики П.А.Сорокина. На основе анализа огромного статистического материала Сорокин доказывает, что на протяжении всей человеческой истории происходит поочередная смена трех «суперсистем»: чувственной, идеациональной и идеалистической. Будущее не предопределено, и каким оно будет, считает Сорокин, зависит от каждого из нас.
У А-Д.Тойнби теорий циклического времени приобрела характер цивилизационной теории или концепции круговорота локальных цивилизаций. В соответствие с ней цивилизации, претерпевая постоянные изменения, подчиняются циклическим ритмам. Анализ циклических закономерностей или динамических универсалий ‑ важная задача цивилизационной теории.
Другой тип концепций будущего базируется на идее регресса. Для теорий регресса характерны представления о движении общества от высшего к низшему, о его деградации, возврату к изжившим себя формам и структурам. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй – "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Люди в современном для Гесиода обществе оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Концепции регресса развивались также Сенекой, Цицероном, Вергилием, Тибуллом, Овидием.
В противоположность, как циклическим представлениям, так и идеям регресса еще в античности сформировались концепции прогресса. Первоначально они развивались софистами, Демокритом и Эпикуром. Важнейшим событием в развитии прогрессистских концепций будущего стала концепция линейного исторического времени св. Августина Блаженного, послужившая основой провиденциализма – представлений о божественной предопределенности развития мира.
В дальнейшем концепции прогресса развивались на основе как провиденциализма (Ж.Боден, Г-В.Лейбниц, Г-Э.Лессинг), так и материалистических идей (М.Монтень, Ф.Бэкон, М-Ф.Вольтер, А-Р.Тюрго и др.). Вольтер, Тюрго, Кондорсе объясняли прогресс не божественным предопределением, а совершенствованием разума.
Работы Г-В.Гегеля и К. Маркса также основываются на концепции прогресса. Гегель понимает прогресс как осуществление «абсолютной идеи», которая первоначально развивается по внутренней логике, имманентно, затем «отчуждается», превращаясь в природу, и наконец, на третьем этапе, «разворачивается» в прогрессивное развитие общества за счет познания самой себя в ходе человеческого познания, Критерием прогресса у Гегеля выступает степень свободы человека.

В соответствие с концепцией К.Маркса, носящей, в отличие от философии Гегеля, материалистический характер, основой прогресса выступает экономическое развитие общества, в частности, противоречие между развитием производительных сил и производственных отношений. Определенный этап развития социума определяется как общественно-экономическая формация ‑ тип общественного устройства, в котором базис (производственные отношения, прежде всего отношения собственности) определяет политическую, правовую надстройку и связанные с ней формы общественного сознания


Функции социального прогнозирования:

1. ориентирующая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их

достижения

2. нормативная означает определение важнейших тенденций социального развития,

3. предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в

тенденциях вероятного развития.

Типы социальных прогнозов:

1. Поисковый прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?

2. Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

3. Комплексный прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов.

По периоду упреждения различают следующие виды прогнозов:

— оперативный прогноз с периодом упреждения до 1 месяца;

— краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;

— среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5лет;

— долгосрочный прогноз с периодом упреждения от 5 лет до 15лет;

— дальнесрочный прогноз с периодом упреждения более 15 лет.

По масштабам прогнозирования выделяют:

—мировые прогнозы;

—государственные прогнозы;

—структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

—прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры;

—отраслевые прогнозы;

—региональные прогнозы;
Этапы прогнозирования:

  1. Первый этап – прогнозирование параметров прогноза:

– временного интервала прогнозирования тенденций развития объекта;

– достоверности прогноза;

– целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез;

– методов, структуры и организации исследования.

По существу – это составление программы прогностического исследования.

  1. Второй этап предполагает построение базовой (исходной) модели программируемого объекта. На основе базовой (исходной) модели разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.

  2. Третий этап определяет прогнозируемый фон, т. е. анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.

  3. Четвертый этап включает в себя осуществление расчетов возможных показателей поисковой модели, вероятностных их значений и конструирование «дерева возможных результатов».

  4. Пятый этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.



Демографический прогноз — это научно обоснованное предвидение будущей демографической ситуации, прежде всего численности и структуры населения и основных параметров движения населения (рождаемости, смертности, миграции). В основе прогноза лежат перспективные исчисления населения, расчеты, построенные на некоторых гипотезах относительно будущей динамики тех или иных показателей рождаемости и смертности.
Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.

84. Социальное моделирование (Аня)

Понятие, типы, функции моделей. Методы моделирования. Основные требования к модели. Критерии оценки социальной модели: прогрессивность, новизна, разработанность, креативность.

Основные направления социального моделирования: модели социальной реабилитации, адаптационные модели, модели социальной защиты, модели социальной структуры, модели миграции и т.д.

Понятие, типы, функции моделей.

Моделирование - многоплановый метод исследования; один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, процессов (социальных), органических и неорганических систем для определения или улучшения характеристик, рационализации способов построения и управления.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).

Модель – 1) мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; 2) формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.

Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно выделить:

1) материальные модели,
которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

2) идеальные модели в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:

– по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т. д.;

– по уровню моделируемой системы – микро- и макромодели;

– по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала – субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;

– способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, – детерминистические и стохастические модели;

– ориентированности на изучение функционирования или развития системы – модели с постоянной и изменяющейся структурой;

– месту в структуре научного познания – измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;

– уровню формализации – концептуальные и формально-логические (математические) модели;

3) смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человекомашинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии.

На эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

– измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки).

На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

– объяснительную – раскрытие сущности исследуемых объектов,

– критериальную – проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез,

– предсказательную – оценка будущего состояния рассматриваемой системы.

Методы моделирования

Каузальное моделирование – построение моделей, базирующихся на установлении причинно-следственных связей.