Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1074

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Математическое моделирование связано с количественным измерением. Сегодня данный вид моделирования часто применяется для в том числе и в сфере изучения социальных процессов. В частности, с помощью математических методов моделируется воспроизводство населения, динамика показателей социальной защищенности различных групп, мобильности трудовых ресурсов и т.п.

Статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, построенных на базе статистического материала. Социальное моделирование – предопределение поведения системы (например, система социальной поддержки многодетных семей в условиях рыночных отношений), определение различных уровней жизни: прожиточного минимума, социально комфортного уровня, каждый из которых содержит комплекс всевозможных показателей.

Эвристическое моделирование состоит в выявлении негативных тенденций и поиске конструктивного решения проблем, выделение и блока проблем наиболее важных. Отдельным видом моделирования в социальной работе является также социальное проектирование, т.е. разработка какого-либо проекта, нацеленного на определенный результат. Проектирование в сфере социальной работы предполагает тесную взаимосвязь между управлением процессом проектирования и собственно разработкой проекта.

Основные требования к модели

В целом модель должна соответствовать следующим требованиям.

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.

4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.


5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.

6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

Критерии оценки социальной модели: прогрессивность, новизна, разработанность, креативность.

Модель различается по следующим оценкам:

прогрессивность;

качество;

уровень творческого решения;

уровень использования модели.

Прогрессивность - означает, насколько модель по целому ряду параметров является лидирующей. Прогрессивность опре­деляется характеристиками свойств модели, применяемой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователя.

Качество - определение качества не простая задача, осо­бенно, когда речь идет о моделях социальной сферы. В качестве главными критериями выступают:

•новизна отражения (интуитивное отражение, качествен­ное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

•распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа);

•уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм).

Уровень творческого решения - означает степень вы­полнения моделью гносеологической (познавательной, объясни­тельной) и эвристической функции.

Последовательность творческого решения здесь такова:

•первый уровень - определение, классифицирование из­вестных фактов, предметов, упорядочение их и решение про­стых задач, усовершенствование простейших модельных пред­ставлений;

•второй уровень - выполнение гносеологических и эври­стических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Уровень использования модели - характеризуется сле­дующими показателями:

•определена цель применения модели;

•углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;

•используется в системе научного знания, в системе под­готовки кадров, в учебных заведениях.

Основные направления социального моделирования

: модели социальной реабилитации, адаптационные модели, модели социальной защиты, модели социальной структуры, модели миграции и т.д. Они отвечают всем правилам и принципам моделирования, но отличаются спецификой, связанной с областью применения.


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Кононова Л.И. Теория социальной работы. Учебник для бакалавров.– М.,: Изд-во МГСУ, 2014. – 345с. – 4 изд. Серия бакалавр. Базовый курс. . biblio-online.ru

2. Нестерова Г.Ф., Астер И.В.Технология и методика социальной работы: учеб. Пособие для студентов. М., - Издательский центр «Академия», 2011.

4. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. – М.: ИКАР, 2009

5. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Изд. центр «Академия», 2011.

6. Психология социальной работы; Учебник для вузов. 2-е изд./Под ред. М.А. Гулиной.

СПб.: Питер, 2010.

7. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 345 с. – Серия: Бакалавр

8. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.

9. Технология социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009, 2010.

10. Технология социальной работы. Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс. / Отв. ред. Кононова Л.И., Холостова Е.И. – М.: Изд-во РГСУ, 2012.

11. Технология социальной работы: учебник /под ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011.

12. Технология социальной работы: учебник для бакалавров/ Студенова Е.Г., Фирсов М.В. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

13. Технология социальной работы: Учебное пособие под общ. ред. Е.И. Холостовой. М., 2010.

14. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. Учебное пособие. М.: Изд-во Юрайт, 2012.

15. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 455 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

16. Фирсов М.В. История социальной работы: учеб. Пособие. М.: КНОРУС, 2012.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006.

2. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика, Ярославль, 2004.

3. Богданова Н.О. Факторы эффективной социализации молодежи //журнал «Соискатель», 2010 - №1.


4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2008.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

6. Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке. //Актуальные проблемы семей в России. М.:2006.

7. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. Екатеринбург, 2004.

8. Гурко Т.А., Белобородова О.А. Становление института приемной семьи в регионах. //Социологические исследования, 2009 - №12.

9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Университет, 2002.

10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004.

11. Елютина М.Э Супружеские отношения в пожилом возрасте // СоцИс, 2010 - №11.

12. Зборовский Г.Е.. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования, Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2002.

13. Зеленков С., Ефремов К. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи// Народное образование, 2006- №7.

14. Интегрированная старость: практики социального участия / [М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий [и др.]; под ред. М. Э. Елютиной. Саратов, 2007.

15. История социальной работы в Европе (1900-1960): женщины-первопроходцы и их влияние на развитие международных социальных организаций / Под ред. Сабины Херинг и БельтекеВаальдиг. Опладен: Леске и Будрих. 2003,

16. История социальной работы: идеология и повседневность. // Журнал исследований социальной политики, 2007 Т.5-№4.

17. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Трофимова И.Н. Совершенствование работы с молодежью группы риска в РФ. М., 2007.

18. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие. //СоцИс, 2001 – №7.

19. Козлова Т З. Мотивы принятия детей в опекунскую семью // Детский дом. 2011. №1. С.15-21.

20. Козлова Т.З. Опекунская семья - М.: Аспект-Пресс, 2009.

21. Козлова Т.З. Опекунская семья и образовательные траектории детей // Социология образования. 2010. №7. С.56-64.

22. Красницкая Г.С. Основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Право на защиту, право на семью. М.: РОО "Право ребенка", 2001.

23. Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 2007.

24. Максимова А.А. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России // Налоги. Инвестиции. Капитал, 2002 - №2.


25. Масленников В.А. Совершенствование законодательства о правах молодежи в России, 2007 - №2, том 7.

26. Михайлов С.В. Социометрия: учебное пособие. Тверь: Тверс. Гос.ун-т, 2009.

27. Молодежь в меняющемся мире: региональный мониторинговый доклад. Флоренция, ЮНИСЕФ, 2000.

28. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе.М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2005.

29. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования, 2000-№9.

30. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

31. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии. // Социологические исследования, 2011-№4.

32. 33. Писарев А.В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005.

34. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // СоцИс, 2004- № 4.

35. Плеханова О.Г., Галагузов А.Н. Реабилитация пожилых людей средствами культуры.// Педагогический журнал Башкортостана, 2011 - №1(32).

36. Прохорова О.Г. Подготовка молодежи к родительству // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2008 - №1.

37. Психология старости и старения: хрестоматия. /Сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г. М.: Academia, 2003.

38. Пэйн Малькольм Социальная работа: современная теория. М.: Академия, 2007.

39. Радина Н.К. Комплексная экспертиза нормативных документов по защите прав детей без попечения родителей // Журнал исследований социальной политики, том 2 - №2.

40. Смирнова Т.В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте.// СоцИс, 2007 - №5.

41. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция. // СоцИс, 2008 - №8.

42. Смолькин А.А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2010 - № 3.

43. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращение, судьбы родителей детей-сирот / Под ред. Т.З. Козловой. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010.

44. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методическое пособие. /Под ред. Климантовой Г.И. – М.: Изд-во РГСУ, 2008.

45. Старшинова А.В. Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт// Журнал исследований социальной политики.2004, Т.2 - №3.

46. Уфимцева Н.Ф. Теория социальной работы: учебное пособие. Екатеринбург: издательство РГППУ, 2011.