Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1323
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Математическое моделирование связано с количественным измерением. Сегодня данный вид моделирования часто применяется для в том числе и в сфере изучения социальных процессов. В частности, с помощью математических методов моделируется воспроизводство населения, динамика показателей социальной защищенности различных групп, мобильности трудовых ресурсов и т.п.
Статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, построенных на базе статистического материала. Социальное моделирование – предопределение поведения системы (например, система социальной поддержки многодетных семей в условиях рыночных отношений), определение различных уровней жизни: прожиточного минимума, социально комфортного уровня, каждый из которых содержит комплекс всевозможных показателей.
Эвристическое моделирование состоит в выявлении негативных тенденций и поиске конструктивного решения проблем, выделение и блока проблем наиболее важных. Отдельным видом моделирования в социальной работе является также социальное проектирование, т.е. разработка какого-либо проекта, нацеленного на определенный результат. Проектирование в сфере социальной работы предполагает тесную взаимосвязь между управлением процессом проектирования и собственно разработкой проекта.
Основные требования к модели
В целом модель должна соответствовать следующим требованиям.
1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.
2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.
3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.
4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.
5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.
6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.
7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.
Критерии оценки социальной модели: прогрессивность, новизна, разработанность, креативность.
Модель различается по следующим оценкам:
•прогрессивность;
•качество;
•уровень творческого решения;
•уровень использования модели.
Прогрессивность - означает, насколько модель по целому ряду параметров является лидирующей. Прогрессивность определяется характеристиками свойств модели, применяемой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователя.
Качество - определение качества не простая задача, особенно, когда речь идет о моделях социальной сферы. В качестве главными критериями выступают:
•новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);
•распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа);
•уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм).
Уровень творческого решения - означает степень выполнения моделью гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической функции.
Последовательность творческого решения здесь такова:
•первый уровень - определение, классифицирование известных фактов, предметов, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений;
•второй уровень - выполнение гносеологических и эвристических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.
Уровень использования модели - характеризуется следующими показателями:
•определена цель применения модели;
•углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;
•используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.
Основные направления социального моделирования
: модели социальной реабилитации, адаптационные модели, модели социальной защиты, модели социальной структуры, модели миграции и т.д. Они отвечают всем правилам и принципам моделирования, но отличаются спецификой, связанной с областью применения.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Кононова Л.И. Теория социальной работы. Учебник для бакалавров.– М.,: Изд-во МГСУ, 2014. – 345с. – 4 изд. Серия бакалавр. Базовый курс. . biblio-online.ru
2. Нестерова Г.Ф., Астер И.В.Технология и методика социальной работы: учеб. Пособие для студентов. М., - Издательский центр «Академия», 2011.
4. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. – М.: ИКАР, 2009
5. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Изд. центр «Академия», 2011.
6. Психология социальной работы; Учебник для вузов. 2-е изд./Под ред. М.А. Гулиной.
СПб.: Питер, 2010.
7. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 345 с. – Серия: Бакалавр
8. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.
9. Технология социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009, 2010.
10. Технология социальной работы. Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс. / Отв. ред. Кононова Л.И., Холостова Е.И. – М.: Изд-во РГСУ, 2012.
11. Технология социальной работы: учебник /под ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011.
12. Технология социальной работы: учебник для бакалавров/ Студенова Е.Г., Фирсов М.В. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
13. Технология социальной работы: Учебное пособие под общ. ред. Е.И. Холостовой. М., 2010.
14. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. Учебное пособие. М.: Изд-во Юрайт, 2012.
15. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 455 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
16. Фирсов М.В. История социальной работы: учеб. Пособие. М.: КНОРУС, 2012.
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006.
2. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика, Ярославль, 2004.
3. Богданова Н.О. Факторы эффективной социализации молодежи //журнал «Соискатель», 2010 - №1.
4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2008.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
6. Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке. //Актуальные проблемы семей в России. М.:2006.
7. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. Екатеринбург, 2004.
8. Гурко Т.А., Белобородова О.А. Становление института приемной семьи в регионах. //Социологические исследования, 2009 - №12.
9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Университет, 2002.
10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004.
11. Елютина М.Э Супружеские отношения в пожилом возрасте // СоцИс, 2010 - №11.
12. Зборовский Г.Е.. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования, Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2002.
13. Зеленков С., Ефремов К. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи// Народное образование, 2006- №7.
14. Интегрированная старость: практики социального участия / [М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий [и др.]; под ред. М. Э. Елютиной. Саратов, 2007.
15. История социальной работы в Европе (1900-1960): женщины-первопроходцы и их влияние на развитие международных социальных организаций / Под ред. Сабины Херинг и БельтекеВаальдиг. Опладен: Леске и Будрих. 2003,
16. История социальной работы: идеология и повседневность. // Журнал исследований социальной политики, 2007 Т.5-№4.
17. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Трофимова И.Н. Совершенствование работы с молодежью группы риска в РФ. М., 2007.
18. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие. //СоцИс, 2001 – №7.
19. Козлова Т З. Мотивы принятия детей в опекунскую семью // Детский дом. 2011. №1. С.15-21.
20. Козлова Т.З. Опекунская семья - М.: Аспект-Пресс, 2009.
21. Козлова Т.З. Опекунская семья и образовательные траектории детей // Социология образования. 2010. №7. С.56-64.
22. Красницкая Г.С. Основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Право на защиту, право на семью. М.: РОО "Право ребенка", 2001.
23. Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 2007.
24. Максимова А.А. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России // Налоги. Инвестиции. Капитал, 2002 - №2.
25. Масленников В.А. Совершенствование законодательства о правах молодежи в России, 2007 - №2, том 7.
26. Михайлов С.В. Социометрия: учебное пособие. Тверь: Тверс. Гос.ун-т, 2009.
27. Молодежь в меняющемся мире: региональный мониторинговый доклад. Флоренция, ЮНИСЕФ, 2000.
28. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе.М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2005.
29. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования, 2000-№9.
30. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
31. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии. // Социологические исследования, 2011-№4.
32. 33. Писарев А.В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
34. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // СоцИс, 2004- № 4.
35. Плеханова О.Г., Галагузов А.Н. Реабилитация пожилых людей средствами культуры.// Педагогический журнал Башкортостана, 2011 - №1(32).
36. Прохорова О.Г. Подготовка молодежи к родительству // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2008 - №1.
37. Психология старости и старения: хрестоматия. /Сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г. М.: Academia, 2003.
38. Пэйн Малькольм Социальная работа: современная теория. М.: Академия, 2007.
39. Радина Н.К. Комплексная экспертиза нормативных документов по защите прав детей без попечения родителей // Журнал исследований социальной политики, том 2 - №2.
40. Смирнова Т.В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте.// СоцИс, 2007 - №5.
41. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция. // СоцИс, 2008 - №8.
42. Смолькин А.А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2010 - № 3.
43. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращение, судьбы родителей детей-сирот / Под ред. Т.З. Козловой. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010.
44. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методическое пособие. /Под ред. Климантовой Г.И. – М.: Изд-во РГСУ, 2008.
45. Старшинова А.В. Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт// Журнал исследований социальной политики.2004, Т.2 - №3.
46. Уфимцева Н.Ф. Теория социальной работы: учебное пособие. Екатеринбург: издательство РГППУ, 2011.