Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1072

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Социально - психологические методы — это комплекс методов, способов, приемов взаимодействия с объектами СР.

  • методы психологического исследования: наблюдение, эксперимент;

  • диагностические методы - выявление и изменение индивидуально -психологических особенностей личностей с помощью тестирования;

  • лонгитюдные методы - длительное и систематическое изучение клиен­тов; метод исследования жизненного пути

  • изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

  • метод психологической помощи: методы психологический коррекции (психотерапия и реабилитация), методы психогигиены;

  • полифункциональные методы: беседы, анализ результатов деятельности клиента.

По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну какую-то теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы проходят "насквозь" все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.


Даша Пр

  1. Клиент социальной работы.

Понятие «клиент» в социальной работе и его трансформация в современных условиях. Многообразие теоретических подходов к проблемам клиента и выбору стратегии социальной работы с ним. Личностные, экономические и социальные ресурсы клиента как условие осуществления социальной работы. Индивидуальный подход в работе с клиентом. Изучение факторов, воздействующих на клиента, анализ социального окружения и значимых социальных связей человека, нуждающегося в помощи.

Даша Пр

  1. Современная социальная работа: определение понятия (Определение Международной федерации социальных работников 2014 года)

Цели, задачи, принципы социальной работы в XXI веке. Уровни профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Основные ценности современной социальной работы. Междисциплинарность социальной работы. Основные формы и методы современной социальной работы.




  1. Основные теоретические подходы в теории социальной работы

Психодинамическая парадигма социальной работы. Теория психодинамики как контекст социальной работы. (Аня) Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция З. Фрейда. Психологические инстанции по Р.Баттергею. Основные фазы развития, приводящие к возможным социальным травмам. Концепция психосоциальной идентичности личности Э. Эриксона. Жизненный цикл человека. Основные функции развития «Я». Механизмы защиты и способы функционирования «Я». Теория лечения. Психодинамическая теория отношений. Невротическая личность (К.Хорни). Теории объектных отношений (Дж.Боулби. Х.Когут, О. Кернберг). Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов.

Теория человеческого развития.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека (10 декабря 1948 г.) явилось подтверждением того, что главной целью развития является благополучие человека. Центральная идея концепции человеческого развития определяет развитие как процесс расширения возможностей людей делать выбор, т. е. цель развития заключается не в увеличении производства (например, ВВП на душу населения), а в предоставлении людям возможностей расширять свой выбор. Уровень развития уже не может оцениваться только показателями продукта или дохода.

По определению Программы развития ООН, «Человеческое развитие — это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем. Но на всех уровнях развития главными аспектами человеческого развития являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В том случае если нет доступа к этим основным выборам, у человека не будет доступа и к другим возможностям».

Концепция рассматривает двоякий подход к человеческому развитию: с одной стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, c другой стороны, это процесс использования людьми приобретенных ими способностей для производственных целей, культурной, политической деятельности и для отдыха. Таким образом, эта концепция не сводит человеческое развитие лишь к формированию ресурсов для производственной деятельности и ориентации на увеличение материального богатства.



Концепция человеческого развития содержит четыре главных элемента:

Производительность (продуктивность). Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности, полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих человеческого потенциала.

Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности в экономической жизни, и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей, должны быть устранены.

Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений. В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит сделать возможным восполнение всех видов капитала - физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям.


Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Люди должны всемерно принимать участие в процессах принятия решений, определяющих их жизнь. Они появляются на свет с определенными потенциальными способностями. Задача человеческого развития заключается в создании такой среды, в которой каждый человек может развивать свои способности, и возможности этого развития должны все более расширяться.

Таким образом, коренное отличие концепции человеческого развития от предшествующих концепций состоит в том, что развитие не рассматривается как фактор формирования ресурсов для обеспечения производственной деятельности.

Психодинамическая концепция З. Фрейда

Психодинамическая (психоаналитическая) теория личности анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido – влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:


1) ид («оно») – сфера влечений. Главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») – поле борьбы между «ОНО» и «СВЕРХ-Я». Эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов

Психологические инстанции по Р.Баттергею



Основные фазы развития, приводящие к возможным социальным травмам.