Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1331
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Л. Самнер утверждает: человек счастлив, если он удовлетворен обстоятельствами своей жизни или ее условиями.
3. Р. Бисвас-Дайнер с коллегами выделяют три субъективных области, определяющих благополучие:
• индивидуальные, психологические характеристики человека;
• адаптацию к положительным или отрицательным событиям личной жизни;
• социальные взаимоотношения, прежде всего, наличие близких интимных отношений, построенных на доверии.
4. Н.Гленн и Ч. Фивер (исследование влияния уровня образования на субъективное благополучие; выявили, что мнения молодых людей по социальным и политическим вопросам, как правило, разнятся в отличие от людей старшего возраста (их взгляды одинаковы
Современные социологические исследования социального самочувствия населения в период социальных перемен (оценка материального положения; уровня жизни, уровня адаптированности к переменам) (Л.Я.Рубина, Е.И. Головаха, Е.Ю.Батурова, Н. В. Панина, Л.Е.Душацкий, Н.В.Жукова, Л.Е.Петрова, и др.).
1. В настоящее время проведено немало исследований в области социального самочувствия. Так, в исследовании социального самочувствия учителей Л. Я. Рубина выделяет в качестве показателей данного феномена степень удовлетворенности выбором и реализацией жизненной стратегии, высокий уровень социальной активности в различных сферах жизни, возможность смены профессии в случае необходимости, устойчивое ощущение комфортности, отсутствие сложностей в системе межличностных отношений, чувство содержательной наполненности жизни, социальной защищенности.
2. Е. Головаха и Н. Панина соотнесли социальное самочувствие личности со степенью удовлетворения её потребностей, которые производны от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Ощущение человеком нехватки этих благ ухудшает его социальное самочувствие. Это означает возможность измерять социальное самочувствие в связи с оценкой людьми своего социального благополучия
3. Рассмотрение Л.Е. Душацким социального самочувствия осуществлялось в контексте политической и экономической стратификации общества, то есть в связи с властным ресурсом и богатством (экономическим ресурсом). Социолог подчеркнул, что отображенные в самооценке ощущения той или иной степени властности или материальной состоятельности выступают важнейшими составляющими социальной комфортности субъекта. Социальное самочувствие исследовалось как ощущение человека, отражающее степень его удовлетворенности своим положением в том или ином сообществе с точки зрения рассмотрения веса (значимости) власти и богатства в качестве ценностных критериев индивида
4. По мнению Петровой Л. Е., понятийные индикаторы социального самочувствия представлены следующим образом:
1. «Уровень притязаний»: жизненная ориентация; ценностные ориентации трудовой деятельности; ценности учебной деятельности; ценности семьи; ценности общения и досуговой деятельности; субъективная оценка характеристик успеха;
2. «Характеристика активности субъекта»: трудоспособность; адаптивная деятельность; конкретные шаги по реализации жизненной программы;
3. «Идентификационная стратегия»: характеристика референтной группы; характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты; степень доверия социальным институтам; институт помощи;
4. «Удовлетворенность реализацией жизненной стратегии»: удовлетворенность работой; удовлетворенность семейной карьерой; удовлетворенность вещной средой;
5. «Временные характеристики»: отношение к изменениям; планирование важнейших событий;
6. Объективные детерминирующие факторы: среда выхода; статус субъекта социального самочувствия.
Павлова
83. прогнозирование
Прогнозирование как способ объективной оценки социальных явления и процессов, происходящих в обществе. Исторические концепции будущего. Концептуальные подходы в прогнозировании. Законы развития общества. Этапы прогнозирования. Методы прогнозирования: интуитивные и математические. Типы социальных прогнозов. Демография в системе социального прогнозирования. Роль социального прогнозирования в практике социальной работы.
Методика прогнозирования - система методов и способов прогнозирования. Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широкое предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.)
Социальное прогнозирование
— определение вариантов развития социальной действительности или ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального способа решения проблемы, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
Традиционные методы социального прогнозирования – формализация, экстраполяция, моделирование, экспертная оценка, анализ динамики, наблюдение, эксперимент и интуитивный метод.
Исторические концепции будущего:
-
Не существует ни одной известной физической или технической причины, по которой основные потребности населения не могли бы быть удовлетворены в обозримом будущем. -
Численность населения и объем материальных благ не могут возрастать постоянно, потому что есть пределы. -
Отсутствует надежная и полная информация о том, в какой степени природные условия могут отвечать потребностям демографического роста и экономического развития. (Должной информации нет, в результате - оптимистичные и пессимистичные взгляды на будущее.) -
Существующая политика не сулит в ближайшие десятилетия ни желаемого будущего, ни тем более социальной справедливости, создания для людей достойного образа жизни. Она приведет к увеличению пропасти между богатыми и бедными, к проблемам истощения природных богатств и ухудшения экономических условий. -
Продолжение современных тенденций едва ли возможно в будущем. В ближайшее будущее социально-экономические системы будут находиться на стадии перехода к некоему состоянию, которое не только количественно, но и качественно будет отличаться от существующего. -
По сравнению с техническими усовершенствованиями перестройка социально-экономических, политических систем более эффективна в достижении желаемого будущего. -
Пространственно-временные связи между народами и странами гораздо сильнее, чем это считается; действия в какой-либо части планеты имеют далеко идущие последствия. Решения должны приниматься в максимально широком контексте с учетом пространственно-временных факторов с опорой на данные из разных областей знаний.
ДРУГАЯ ИНФА ПРО ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ
В соответствие с выводами современной науки первобытный человек только на определенном этапе своего развития вырабатывает представление о будущем. Первоначально человек «существовал» только в одном временном измерении — в настоящем. Этому настоящему сначала противопоставляется даже не будущее или прошлое, а «другое», «иное» время. Это время, в котором действовали герои мифов, сверхъестественные силы, существовали мира, в который «уходят» умершие люди.
В дальнейшем формирование представлений об «ином будущем» времени проходил по трем направлениям: религиозному, утопическому и философскому.
Религиозное направление. Формирование представлений о будущем происходило на основе первобытной мифологии: решения вопросов родового устройства общества, происхождения людей в целом и судьбы умерших. На этой основе сформировались самые древние из существующих — религиозные концепции будущего.
Можно выделить две концепции времени, сложившиеся в рамках религиозных представлений:
· Индуистско-буддистско-джайнистская концепция сложилась в 1-м тысячелетии до н.э. В соответствие с ней история представлялась в виде постоянной смены циклов регресса от «золотого века» к «концу света», а затем, вновь к «сотворению нового мира», вновь регресса и т.д. Циклическое развитие претерпевает не только общество в целом, но и душа каждого человека. Счастливое будущее человека заключается в избавлении от круговорота бесконечных перевоплощений души после смерти и перехода в состояния «нирваны» — качественно иного состояния, при котором отсутствуют желания и страдания.
· иудаистско-христианско-мусульманская концепция возникла в 1 веке н.э. В ней появляется представление о «линейном времени». Будущее представляется в виде прихода «спасителя-мессии», установления «царства божьего», наступления «конца света», «страшного суда» и, наконец, перехода в качественно новое состояние «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников.
Утопическое направление. Утопические концепции стали развиваться вслед и в тесной связи с религиозными концепциями будущего. Они отличались от религиозных тем, что иное будущее человечества понимается не как действия сверхъестественных сил, а как результат человеческой деятельности.
Первые утопия возникли во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в античном мире и в Китае. Утопии носили характер идеализации родового или кастового строя (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций). Наиболее известная из утопий античного мира изложена в диалогах Платона «Государство» и «Законы».
Второй этап связан с эпохами Возрождения и Просвещения (XVI — первая треть XVIII в.). В этот период появляются утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы, «Завещание» Ж.Мелье и «Философские письма» М-Ф. Вольтера. «Утопия» Мора и «Город солнца» Кампанеллы, оказали исключительное влияние на последующую утопическую мысль. Золотым веком для утопии стал XVII век, когда появилось множество романов и трактатов. В этот период появились «Новая Атлантида» Ф.Бэкона, Макария С. Гартлиба, «Океания» Дж. Гаррингтона. В начале XVIII века, были опубликованы «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Приключения Гулливера» Дж. Свифта. Утопии становятся идеологиями буржуазных революций XVI — XVII вв.
Третий этап охватывает две последние трети XVIII в. (от Ж. Мелье до Ф. Бабефа). Он отличается от предыдущего резким разрывом с религией и эсхатологией, тесной связью с западноевропейской философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк и др.), идеологией просветительства (М-Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Ш-Л. Монтескье, П-А. Гольбах, К-А. Гельвеций, Д. Дидро), а также более четким характером конкретных программ политической борьбы.
Четвертый этап приходится на первую половину XIX в. (от А. Сен-Симона, Ф. Фурье и Р. Оуэна до Л. Блана, Э. Кабе и В. Вейтлинга, а в России — до А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского). Утопии этого периода отличаются: переосмыслением опыта Великой французской революции, стремлением связать утопизм с коммунистической идеологией, попытками использовать не только идеологию просветительства, но и классическую философию (И.Кант, И-Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г-В.Гегель), а также классическую политэкономию (А.Смит, Д.Рикардо, Ж-Ш.Сисмонди и др.)
Наряду с развитием религиозных и утопических представлений о будущем в древнем мире формировались взгляды на историю как на естественный процесс. К середине 1-го тысячелетия до н. э. эти взгляды приобрели характер философско-исторических концепций будущего. Сформировались три основных концепции, существующие до сих пор: представление о циклических подъемах и падений культуры в круговороте одних и тех же стадий развития,теории регресса от «золотого века» в древности к постепенной деградации и гибели культуры и прогресса от низшего к высшему.
Теория циклов была первоначально разработана в трудах Полибия (II в. до н. э.). В эпоху Возрождения и Просвещения концепции циклов вновь появляется в трудах Н.Макиавелли и Ж-Б.Вико. В классической и современной философии данное понимание истории представлено в трудах О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского П.А.Сорокин, А.Д.Тойнби.
В трудах Н.Я.Данилевского вводится понятие культурно-исторического типа ‑ целостной системы, определяемой культурными, психологическими и иными социальными факторами, присущими группе народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них, по мнению Данилевского, завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития[4].