Файл: Модели финансирования и организации систем здравоохранения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Классификация систем здравоохранения ведущих стран согласно трем основным моделям
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЯТИ ВЕДУЩИХ СТРАН
Ключевые параметры моделей здравоохранения пяти ведущих стран
Соотношение расходов и индикаторов эффективности системы здравоохранения
Система здравоохранения Канады базируется на следующих принципах, закрепленных Законом о здравоохранении (Canada Health Act) от 1984 г.: государственное управление, универсальность, мобильность и доступность. Канадскую модель здравоохранения можно охарактеризовать как социально-страховую, но во многом она схожа с государственной моделью. Ее формирование происходило под существенным влиянием политики здраво- охранения ведущих стран — Великобритании (государственная модель здравоохранения) и США (рыночная модель здравоохранения). Универсальный доступ к услугам здраво- охранения обеспечивает система всеобщего государственного медицинского страхова- ния «Медикэр» (Medicare), по сути являющаяся системой государственного медицинского обслуживания, которой охвачено 98–99 % всего населения.
Основной источник финансирования здравоохранения в Канаде — федеральные фонды и страховые фонды провинций, доля в покрытии затрат здравоохранения которых равна 90 %. Оставшиеся 10 % распределены между частным страхованием и добровольными пожертвованиями. Государственные расходы составляют около 7,6 % от ВВП, совокупные — 10,8 % от ВВП10. Из государственного бюджета средства перенаправляются в федеральные фонды и/или страховые планы провинций и территорий, затем — в адрес ЛПУ и частнопрак- тикующих врачей. Форма управления здравоохранением децентрализованная.
Финансирование больниц осуществляют региональные министерства здравоохране- ния, как правило, по методу глобального бюджета, т. е. за заранее оговоренный объ- ем медицинских
услуг. Однако ряд провинций перешел на формирование бюджетов в зависимости от фактических объемов оказываемых услуг.
Ключевую роль в оказании первичной и стационарной медицинской помощи игра- ют частнопрактикующие врачи и частные учреждения здравоохранения. Несмотря на разнообразие форм собственности больничных учреждений, большинство больниц име- ют статус частных некоммерческих организаций. Они, как правило, управляются регио- нальными органами здравоохранения либо советами больниц, в состав которых входят ведущие эксперты, проживающие на данной территории.
Контроль качества и объемов медицинских услуг находится частично в руках государства, частично — в руках неправительственных и некоммерческих организаций, включая:
-
Канадский совет по здравоохранению (Health Council of Canada), задачей которого является мониторинг и подготовка отчетности по качественным показателям здравоохра- нения. -
Канадский институт по безопасности пациентов (Canadian Patient Safety Institute), созданный для обобщения и распространения лучших практик в области безопасности пациентов. -
Канадский институт информации здравоохранения (Canadian Health Information Institute), занимающийся сбором и стандартизацией информации о здравоохранении. -
Канадскую медицинскую ассоциацию (Canadian Medical Association), сфера дея- тельности которой распространяется на лицензирование врачей и разработку стандартов лечения. -
Канадский совет по аккредитации (Accreditation Canada), в ведении которого находит- ся аккредитация организаций здравоохранения — региональных органов здравоохранения, больниц, учреждений долговременного медицинского ухода и общинных центров11.
Обобщенные ключевые параметры моделей здравоохранения пяти рассмотренных нами ведущих стран представлены в табл. 1.
10 MostEfficientHealthCare:Countries/BloombergVisualData2013.
11 InternationalProfilesofHealthCareSystems.
Таблица1
Ключевые параметры моделей здравоохранения пяти ведущих стран
| Франция | Германия | Великобритания | США | Канада | |
1 | Источники финанси- рования здраво- охранения | ОМС — 50 %, ДМС — 20 %, государственный бюджет — 10 %, личные сред- ства — 20 % | ОМС — 60 %, ДМС — 10 %, государственный бюджет — 15 %, личные сред- ства — 15 % | Государственный бюджет — 85 %, ДМС — 15 % | Частное стра- хование — 40 %, личные сред- ства — 20 %, программы для пожилых и мало- имущих — 40 % | Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов — 90 %, фонды частных страховых ком- паний и добро- вольные пожерт- вования — 10 % |
2 | Охват населения бесплатной меди- цинской помощью | 96 % населения охвачено программами ГМС | 90 % населения охвачено программами ОМС, 10 % — програм- мами ДМС, при этом 3 % застра- хованных в ОМС имеют ДМС | Всеобщий охват населения бесплатной медицинской помощью | Ограничивается платежеспособ- ностью пациен- тов, программы для пожилых и малоимущих распространя- ются не на всех нуждающихся | 98–99 % населе- ния охвачено про- граммами ОМС. Утвержденного набора покрыва- емых МУ нет, но необходимые МУ покрываются все- общим медстра- хованием |
3 | Адекват- ность ресурсов здраво- охранения | Покрывается 77,8 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 9,7 % ВВП, общие — 12,5 % | Покрывается 73,1 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 7,8 % ВВП, общие — 11,7 % | Покрывается 82,4 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 7,7 % ВВП, общие — 9,4 % | Покрывается 49 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 9,1 % ВВП, общие — 17,2 % | Покрывается около 70 % всех МУ, государственные расходы состав- ляют 7,6 % ВВП, общие — 10,8 % |
4 | Каналы финан- сирования здраво- охранения | Многоканальная система финан- сирования, преобладающим каналом являются фонды всеобщего медстрахования | Многоканальная система финансирования | Многоканальная система финансирования | Многоканальная система финансирования | Многоканальная система финансирования |
5 | Способы распре- деления средств | Государство > частные неком- мерческие фон- ды всеобщего медстрахования | Государство > частные фонды всеобщего меди- цинского страхо- вания (неком- мерческие само- управляемые организации) | Государство > самоуправ- ляемые организации | Частные стра- ховые компании, государственные программы для социально незащищенных граждан | Государство > федеральные фонды, государство > страховые планы провинций и территорий |
6 | Форма управления здравоохра- нением | Децентра- лизованная | Децентра- лизованная | Централи- зованная | Децентра- лизованная | Децентра- лизованная |
7 | Типы собст- венности медицин- ских учреж- дений | Сочетание учреждений различных форм собствен- ности с преобла- данием частных | Сочетание различных типов медицинских учреждений | Преобладают государственные ЛПУ, семейные врачи — ИП | Преобладают частные некоммерческие ЛПУ, семейные врачи — ИП | Ключевую роль в оказании пер- вичной и СМП играют частно- практикующие врачи и частные учреждения здра- воохранения |
| Франция | Германия | Великобритания | США | Канада | |
8 | Методы оплаты медицин- ских услуг | Сочетание КСГ и метода глобаль- ного бюджета (стационары), платы за резуль- тат (амбулатор- ная помощь) | КСГ (стацио- нары), платы за результат (амбулаторная помощь) | КСГ (стацио- нары), плата за результат (амбулаторная помощь) | КСГ и глобальный бюджет (стацио- нары), плата за результат (амбулаторная помощь) | КСГ и глобальный бюджет (стацио- нары), плата за результат (амбулаторная помощь) |
9 | Субъекты регулиро- вания в системе оказания медицин- ской помощи | Государство, фонды ОМС и професси- ональные медорганизации | Государство, объединенные комиссии плательщиков, состоящие из представителей больничных касс и поставщиков услуг, професси- ональные медорганизации | Государство (включая 10 стратегических органов здраво- охранения (Strategic Нealth Аuthorities, SHAs)), трасты по оказа- нию медпомощи и профессио- нальные медорганизации | Государство, частные стра- ховые фонды и профессио- нальные медорганизации | Государство, фонды неправи- тельственных и некоммер- ческих органи- заций |
10 | Объекты регулиро- вания в сис- теме оказа- ния меди- цинской помощи | Набор объектов регулирования и их ранжирование по степени важности в разных странах различны. Государство контролирует такие важнейшие сферы, как допуск медицинских технологий на рынок, защита конкуренции, определение незащищенных групп населения, установление уровней возмещения, перечней возмещаемых медицинских технологий и цен. Такие сферы, как обеспечение качества, аккредитация и лицензирование, а также распределение объемов медицинской помощи, как правило, регулируются совместно государством и профессиональными организациями |