Файл: Модели финансирования и организации систем здравоохранения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Классификация систем здравоохранения ведущих стран согласно трем основным моделям

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЯТИ ВЕДУЩИХ СТРАН

Германия

Великобритания

США

Франция

Канада

Ключевые параметры моделей здравоохранения пяти ведущих стран

Соотношение расходов и индикаторов эффективности системы здравоохранения

Плюсы и минусы различных моделей здравоохранения

Таким образом, анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы: Ни в одной стране не существует конкретных моделей в чистом виде. Ни одна модель не обладает универсальностью. В любой из моделей имеется только один доминирующий источник финансиро- вания. В бюджетной и страховой моделях государство обеспечивает более 70 % всех расходов. Важнейшим фактором устойчивости систем является охват населения бесплатны- ми медицинскими услугами, отсутствие дублирования расходов, эффективность расходования ресурсов и доступность медицинских услуг. Ни одна страна не может обеспечить всех потребностей здравоохранения из государственных средств без частного страхования и/или соплатежей. ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ БЮДЖЕТНО-СТРАХОВОЙ МОДЕЛИ РФ Особенность действующей смешанной бюджетно-страховой модели РФ — существенное недофинансирование как из бюджетных источников, так и в рамках обязательного меди- цинского страхования (ОМС). В настоящее время общие расходы на здравоохранение в РФ не превышают 6 % ВВП. Расходы на здравоохранение из общественных источников составляют 3,4 % ВВП — это один из самых низких уровней в Европе и мире. При таком уров- не финансирования практически невозможно добиться удовлетворения в полном объеме даже базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к самым передовым мето- дам лечения и медицинским технологиям. Ситуация усугубляется тем, что значительная часть выделяемых на здравоохранение средств тратится неэффективно. По экспертным оценкам, доля неэффективных расходов на здравоохранение в мире составляет от 20 до 40 %12.В России доля неэффективных расходов составляет, по разным оценкам, около 40 %. Охват населения ОМС составляет 98–99 %, ДМС — 10 %. Соплатежи за медицинские услуги и лекарственные препараты отсутствуют.По данным Министерства здравоохранения, 68 % всех расходов здравоохранения по- крывается из фонда ОМС, тогда как 32 % — из бюджетов всех уровней, что свидетельствует о том, что Россия существенно продвинулась по пути перехода на одноканальное финан- сирование через ОМС. Однако, по данным Министерства финансов РФ, расходы ОМС и бюджетов разных уровней делятся 50 на 50. При этом средства госпрограмм выделяются из федерального бюджета органам здравоохранения в регионах.Фактически ОМС финансируется из федерального бюджета, а его средства прирав- нены к бюджетным средствам. Функции страховщика возложены на ФФОМС, страховые медицинские организации полностью исключаются из процесса управления финансами здравоохранения, выступая исключительно в роли посредников при перераспределении средств бюджета ФФОМС. В результате страхование фактически носит декларативный характер, а деньги, как правило, не следуют за пациентом13.Нормативно-правовые и организационные аспекты взаимодействия обязательного и добровольного медицинского страхования четко не прописаны, система возмещения стоимости и соплатежей отсутствует, что препятствует созданию сбалансированного ме- ханизма финансирования здравоохранения. Сохраняется монополизм государственных ЛПУ и их незаинтересованность в повышении качества оказываемых услуг. Переходная бюджетно-страховая модель, как свидетельствует практика, не способствует реструкту- ризации существующей сети лечебно-профилактических учреждений. Тип собственно- сти медицинских учреждений в основном государственный, институт частных семейных врачей и государственно-частное партнерство не развиты. В законодательных докумен- тах провозглашена свобода выбора страховой компании, ЛПУ и врача, но в реальности альтернативы при выборе отсутствуют.Несмотря на то что в стратегических документах заявлен переход на социально-стра- ховую модель, ряд экспертов считает целесообразным вернуться к бюджетной модели. Что касается авторов данной работы, то нам представляется, что России стоит продолжить курс на создание страховой модели по следующим причинам: она обладает меньшим количеством недостатков по сравнению с двумя другими моделями; 12 Докладосостоянииздравоохранениявмире(http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/whr2010.pdf).13 БыстроваК.Е.Комплекснаясистемамедицинскогострахования:организацияипринципыфинанси-рования. меньше, чем бюджетная модель, зависит от обеспеченности необходимыми ресур- сами, что особенно актуально для России; обладает более устойчивыми источниками финансирования; функции финансирования и оказания медицинских услуг в ней отделены друг от друга, что способствует устранению конфликта интересов в отношении ЛПУ, находящихся в государственной собственности; отличается более высокой по сравнению с бюджетной моделью ролью конкурент- ных механизмов в повышении качества медицинских услуг, оказываемых частными врачами и учреждениями различных форм собственности; обеспечивает соблюдение принципа «деньги следуют за пациентом»; характеризуется более структурированным, чем в бюджетной модели, распределе- нием средств. Чтобы страховая модель заработала, необходимо: Постепенно увеличить долю расходов на здравоохранение из общественных средств до 5–6 % от ВВП. Завершить переход на действительно одноканальное финансирование через ОМС. Прекратить практику, когда ФФОМС играет роль посредника при перекачке денег из бюджета в территориальные фонды медицинского страхования. Изменить роль ФФОМС и страховых компаний, повысив роль последних в управлении ресурсами здравоохранения. Отойти от сметного финансирования, реализовать на практике принцип «деньги следуют за пациентом». Добиться, чтобы заработал принцип свободы выбора врача и медицинской органи- зации для повышения качества медицинских услуг. Провести поиск дополнительных источников финансирования, включая доброволь- ное медицинское страхование и соплатежи за услуги, лекарства и другие технологии здравоохранения. Разработать нормативную базу о разделении полномочий и взаимодействии обяза- тельного и добровольного медицинского страхования. Принять закон о ГЧП, в котором была бы прописана нормативная база по исполь- зованию этого важного механизма повышения эффективности в здравоохранении. Библиография Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию [Электронный ресурс] / Российская газета. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html. Быстрова К. Е. Комплексная система медицинского страхования: организация и принципы финанси- рования / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Санкт-Петербург, 2013. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Финансирование систем здравоохранения. Путь к все- общему охвату населения медико-санитарной помощью, 2010 г. [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения — Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/ whr2010.pdf. Крестинский Ю. А. Роль государства в здравоохранении, 2013 [Электронный ресурс] / Институт развития общественного здравоохранения. — Режим доступа: http://www.apteka.ua/wp-content/ uploads/2013/09/5-krestinskiy.pdf. Kullman D. PHIS Pharma Profile United Kingdom [Электронный ресурс] / WHO Collaborating Centre for Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Policies, 2010. — Режим доступа: http://whocc.goeg.at/ Literaturliste/Dokumente/CountryInformationReports/PHIS%20Pharma%20Profile%20UK%20Feb2011.pdf. Most Efficient Health Care: Countries [Электронный ресурс] / Bloomberg Visual Data 2013. — Режим доступа: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst/most-efficient-health-care-countries. Thomson S., Osborn R., Squires D., Jun M. International Profiles of Health Care Systems: Australia, Canada, Denmark, England, France, Germany, Iceland, Italy, Japan, the Netherlands, New Zealand, Norway, Sweden, Switzerland, and the United States. 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. commonwealthfund.org/


Система здравоохранения Канады базируется на следующих принципах, закрепленных Законом о здравоохранении (Canada Health Act) от 1984 г.: государственное управление, универсальность, мобильность и доступность. Канадскую модель здравоохранения можно охарактеризовать как социально-страховую, но во многом она схожа с государственной моделью. Ее формирование происходило под существенным влиянием политики здраво- охранения ведущих стран Великобритании (государственная модель здравоохранения) и США (рыночная модель здравоохранения). Универсальный доступ к услугам здраво- охранения обеспечивает система всеобщего государственного медицинского страхова- ния «Медикэр» (Medicare), по сути являющаяся системой государственного медицинского обслуживания, которой охвачено 98–99 % всего населения.

Основной источник финансирования здравоохранения в Канаде — федеральные фонды и страховые фонды провинций, доля в покрытии затрат здравоохранения которых равна 90 %. Оставшиеся 10 % распределены между частным страхованием и добровольными пожертвованиями. Государственные расходы составляют около 7,6 % от ВВП, совокупные 10,8 % от ВВП10. Из государственного бюджета средства перенаправляются в федеральные фонды и/или страховые планы провинций и территорий, затем — в адрес ЛПУ и частнопрак- тикующих врачей. Форма управления здравоохранением децентрализованная.

Финансирование больниц осуществляют региональные министерства здравоохране- ния, как правило, по методу глобального бюджета, т. е. за заранее оговоренный объ- ем медицинских
услуг. Однако ряд провинций перешел на формирование бюджетов в зависимости от фактических объемов оказываемых услуг.

Ключевую роль в оказании первичной и стационарной медицинской помощи игра- ют частнопрактикующие врачи и частные учреждения здравоохранения. Несмотря на разнообразие форм собственности больничных учреждений, большинство больниц име- ют статус частных некоммерческих организаций. Они, как правило, управляются регио- нальными органами здравоохранения либо советами больниц, в состав которых входят ведущие эксперты, проживающие на данной территории.

Контроль качества и объемов медицинских услуг находится частично в руках государства, частично в руках неправительственных и некоммерческих организаций, включая:

  1. Канадский совет по здравоохранению (Health Council of Canada), задачей которого является мониторинг и подготовка отчетности по качественным показателям здравоохра- нения.

  2. Канадский институт по безопасности пациентов (Canadian Patient Safety Institute), созданный для обобщения и распространения лучших практик в области безопасности пациентов.

  3. Канадский институт информации здравоохранения (Canadian Health Information Institute), занимающийся сбором и стандартизацией информации о здравоохранении.

  4. Канадскую медицинскую ассоциацию (Canadian Medical Association), сфера дея- тельности которой распространяется на лицензирование врачей и разработку стандартов лечения.

  5. Канадский совет по аккредитации (Accreditation Canada), в ведении которого находит- ся аккредитация организаций здравоохранения региональных органов здравоохранения, больниц, учреждений долговременного медицинского ухода и общинных центров11.


Обобщенные ключевые параметры моделей здравоохранения пяти рассмотренных нами ведущих стран представлены в табл. 1.




10 MostEfficientHealthCare:Countries/BloombergVisualData2013.

11 InternationalProfilesofHealthCareSystems.

Таблица1

Ключевые параметры моделей здравоохранения пяти ведущих стран








Франция

Германия

Великобритания

США

Канада

1

Источники финанси- рования здраво- охранения

ОМС 50 %, ДМС 20 %,

государственный бюджет — 10 %, личные сред- ства 20 %

ОМС 60 %, ДМС 10 %,

государственный бюджет — 15 %, личные сред- ства 15 %

Государственный бюджет — 85 %, ДМС 15 %

Частное стра- хование 40 %, личные сред- ства — 20 %, программы для пожилых и мало- имущих 40 %

Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов 90 %, фонды частных страховых ком- паний и добро- вольные пожерт- вования — 10 %

2

Охват населения бесплатной меди- цинской помощью

96 % населения охвачено программами ГМС

90 % населения охвачено программами ОМС,

10 % — програм- мами ДМС, при этом 3 % застра- хованных в ОМС имеют ДМС

Всеобщий охват населения бесплатной медицинской помощью

Ограничивается платежеспособ- ностью пациен- тов, программы для пожилых

и малоимущих распространя- ются не на всех нуждающихся

98–99 % населе- ния охвачено про- граммами ОМС. Утвержденного набора покрыва- емых МУ нет, но необходимые МУ покрываются все- общим медстра- хованием

3

Адекват- ность ресурсов здраво- охранения

Покрывается 77,8 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 9,7 % ВВП, общие 12,5 %

Покрывается 73,1 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 7,8 % ВВП, общие 11,7 %

Покрывается 82,4 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 7,7 % ВВП, общие 9,4 %

Покрывается

49 % от всех МУ, государственные расходы состав- ляют 9,1 % ВВП, общие 17,2 %

Покрывается около 70 % всех МУ,

государственные расходы состав- ляют 7,6 % ВВП, общие — 10,8 %

4

Каналы финан- сирования здраво- охранения

Многоканальная система финан- сирования, преобладающим каналом являются фонды всеобщего медстрахования

Многоканальная система финансирования

Многоканальная система финансирования

Многоканальная система финансирования

Многоканальная система финансирования

5

Способы распре- деления средств

Государство > частные неком- мерческие фон- ды всеобщего медстрахования

Государство > частные фонды всеобщего меди- цинского страхо- вания (неком- мерческие само- управляемые организации)

Государство > самоуправ- ляемые организации

Частные стра- ховые компании, государственные программы

для социально незащищенных граждан

Государство > федеральные фонды, государство > страховые планы провинций

и территорий

6

Форма управления здравоохра- нением

Децентра- лизованная

Децентра- лизованная

Централи- зованная

Децентра- лизованная

Децентра- лизованная

7

Типы собст- венности медицин- ских учреж- дений

Сочетание учреждений различных форм собствен- ности с преобла- данием частных

Сочетание различных типов медицинских учреждений

Преобладают государственные ЛПУ, семейные врачи ИП

Преобладают частные некоммерческие ЛПУ, семейные врачи ИП

Ключевую роль в оказании пер- вичной и СМП играют частно- практикующие врачи и частные

учреждения здра- воохранения








Франция

Германия

Великобритания

США

Канада

8

Методы оплаты медицин- ских услуг

Сочетание КСГ

и метода глобаль- ного бюджета (стационары), платы за резуль- тат (амбулатор- ная помощь)

КСГ (стацио- нары), платы за результат (амбулаторная помощь)

КСГ (стацио- нары), плата за результат (амбулаторная помощь)

КСГ и глобальный бюджет (стацио- нары), плата

за результат (амбулаторная помощь)

КСГ и глобальный бюджет (стацио- нары), плата

за результат (амбулаторная помощь)

9

Субъекты регулиро- вания

в системе оказания медицин- ской помощи

Государство, фонды ОМС и професси- ональные

медорганизации

Государство, объединенные комиссии плательщиков, состоящие из представителей больничных касс и поставщиков услуг, професси- ональные медорганизации

Государство (включая 10 стратегических органов здраво- охранения (Strategic Нealth Аuthorities, SHAs)), трасты по оказа- нию медпомощи и профессио- нальные медорганизации

Государство, частные стра- ховые фонды и профессио- нальные

медорганизации

Государство, фонды неправи- тельственных

и некоммер- ческих органи- заций

10

Объекты регулиро- вания в сис- теме оказа- ния меди- цинской помощи

Набор объектов регулирования и их ранжирование по степени важности в разных странах различны. Государство контролирует такие важнейшие сферы, как допуск медицинских технологий на рынок, защита конкуренции, определение незащищенных групп населения, установление уровней возмещения, перечней возмещаемых медицинских технологий и цен. Такие сферы, как обеспечение качества, аккредитация и лицензирование, а также распределение объемов медицинской помощи, как правило, регулируются совместно государством и профессиональными организациями