Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ХИМИИ И ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА
НАДУТКИН РУСЛАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МЧС РОССИИ.

ВАРИАНТ № 9






Выполнил:

Студент 2 курса заочной формы

обучения

Направление подготовки 20.03.01

Техносферная безопасность

Программа Пожарная безопасность



Заведующий кафедрой

д.т.н.
____________ / Я.М. Абдрашитов
«» _________2021 г.



Руководитель

ст.преподаватель
____________ / М.О.Тихонов



СТЕРЛИТАМАК – 2021

Содержание




Стр.

Введение

4

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

6

2. Порядок приёмки и постановки пожарной техники в расчёт

7

3. Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделении пожарной охраны

15

3.1. Контрольный осмотр

15

3.2. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники

15

3.2.1. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
при смене караулов

16

3.2.2. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
по возвращении с пожара, учения, с аварийно-спасательных и других неотложных работ

20

3.3. Техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений)

21

3.4. ТО №1. Посты технического обслуживания

24

3.5. Корректирование норм межремонтных пробегов и пробегов между очередными номерными ТО для пожарных автомобилей, состоящих в расчёте подразделения для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

34

3.5.1. Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными номерными ТО для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

34

3.5.2. Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными средними ремонтами для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

36

3.5.3. Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными капитальными ремонтами для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

38

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

41

4.1. Исходные данные для определения эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

41

4.2. Определение эксплуатационных норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру

41

4.2.1. Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру при перегоне

41

4.2.2. Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру при обкатке

43

4.2.3. Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру в режиме нормальной эксплуатации

44

4.3. Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода

46

4.3.1. Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода в период обкатки

46

4.3.2. Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода в период нормальной эксплуатации

48

4.4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата

49

4.4.1. Определение норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата в режиме обкатки

49

4.4.2. Определение норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата в режиме нормальной эксплуатации

51

5. Разработка проекта пожарного депо

52

5.1. Требования нормативных документов к подразделениям пожарной охраны

51

5.2. Разработка планировочного решения первого этажа здания пожарного депо

53

6. Категорирование техники и имущества

54

7. Проверка работоспособности и технического состояния пожарно-технического оборудования

56

8. Охрана труда в подразделениях пожарной охраны

58

9. Анализ пути следования по вызову на пожар

59

10. Влияние пожарных автомобилей на загрязнение окружающей среды

63

Выводы по курсовому проекту

65

Литература

65

Приложение 1. Экспликация помещений первого этажа здания пожарного депо на 4 автомобиля

68

Приложение 2. Экспликация помещений второго этажа здания пожарного депо на 4 автомобиля

69

Приложение 3. Экспликация помещений и оборудования
рукавного поста

70



Введение

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили являются оперативными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на различных объектах. От их технического состояния, умения личного состава правильно эксплуатировать весь комплекс находящегося на них оборудования зависят оперативные возможности подразделений МЧС России. Техническое состояние единиц техники в подразделениях МЧС России зависит от организации их правильной эксплуатации.

Термин «эксплуатация машин» является комплексным, поскольку эксплуатация включает в себя использование машин, их обслуживание и ремонт, а также хранение и учёт. В определении термина главным является использование. Эффективное использование пожарных и аварийно-спасательных автомобилей требует, чтобы в течение всего срока эксплуатации параметры их технического состояния не выходили за установленные для них пределы.

Ответственность за правильную эксплуатацию и состояние техники возлагается на руководителей подразделений МЧС России.

Пожары, аварии и другие ЧС возникают в непредсказуемое время. Время их локализации и ликвидации во многом зависит от времени начала работ, от технических возможностей и технического состояния машин пожарной и аварийно-спасательной техники. Время начала работ в основном определяется скоростью прибытия техники на место вызова (место пожара, ЧС). Поэтому машины пожарной и аварийно-спасательной техники должны содержаться в постоянной технической готовности.

Постоянная техническая готовность пожарных автомобилей и машин спасательной техники определяется следующими показателями:

1) исправным техническим состоянием;

2) заправкой эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами;

3) укомплектованностью пожарно-техническим и спасательным оборудованием, инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;

4) соответствием внешнего вида пожарного, аварийно-спасательного автомобиля нормативно-технической документации.

Важную роль в решении проблем управления техническим состоянием пожарной и аварийно-спасательной техники, обеспечения её постоянной технической готовности играет планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы технического обслуживания и ремонта, нормы эксплуатации по поддержанию образцов техники в исправном состоянии.



Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение методов диагностирования технического состояния образцов пожарной и аварийно-спасательной техники являются важными составляющими в обеспечении постоянной технической готовности и эксплуатационной надёжности техники.

Цели курсового проекта:

1) теоретически подготовиться к выполнению функций начальника караула и руководителя подразделения пожарной охраны;

2) обучиться применять теоретические знания курса «Пожарная и аварийно-спасательная техника» для решения практических задач по вопросам эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в подразделениях МЧС России.

Задачи курсового проекта:

1) для каждой единицы техники, находящейся в подразделении, разработать перечень операций по всем видам технического обслуживания, которые проводятся в подразделениях пожарной охраны;

2) отработать методику корректировки норм межремонтных пробегов и пробегов между очередными ТО №2 для пожарных автомобилей, находящихся в эксплуатации в подразделении, с учётом условий эксплуатации;

3) отработать методику расчёта норм расхода топлива пожарными автомобилями при различных режимах работы в заданных условиях эксплуатации;

4) разработать планировочные решения этажей здания пожарного депо с учётом требований нормативных и распорядительных документов к подразделениям пожарной охраны, выполнить план первого этажа здания пожарного депо;

5) разработать порядок проверки работоспособности и технического состояния пожарно-технического оборудования, предусмотренного вариантом задания;

6) провести анализ времени следования пожарных автомобилей по вызову на пожар с учётом условий дорожного движения;

7) произвести оценку влияния пожарных автомобилей на загрязнение окружающей среды;

8) закрепить и углубить знания нормативных и распорядительных документов по организации эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в подразделениях пожарной охраны МЧС России;

9) изучить особенности обеспечения технической готовности подразделений ГПС МЧС России;


10) научиться квалифицированно применять техническую, справочную литературу, нормативные и распорядительные документы по вопросам организации эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники;

11) усвоить функциональные обязанности начальника караула и руководителя подразделения пожарной охраны по вопросам организации эксплуатации пожарной техники в подразделениях ГПС МЧС России.

Исходными данными для решения поставленных задач являются:

1) списочное количество единиц пожарной и спасательной техники в подразделении пожарной охраны по типам и базовым моделям;

2) нормы расхода топлива при эксплуатации единиц техники в различных режимах работы;

3) условия эксплуатации единиц техники;

4) условия следования техники по вызову на пожар.


1. Исходные данные для выполнения курсового проекта


Вариант №9

Нормы расхода жидкого топлива на 100 км пробега,
при работе двигателей пожарных автомобилей в стационарном режиме
со специальными агрегатами и без нагрузки

№ п/п

Тип, марка
пожарного
автомобиля

Базовая
модель
автомобиля или двигателя

Нормы расхода жидкого топлива

на 100 км
(основная норма без учёта надбавок), Hб, л

при работе
двигателя
со спец.
агрегатами,
hсп, л/мин

при работе
двигателя в
стационарном
режиме
без нагрузки,
hхх, л/мин

1

2

3

4

5

6

1

АЦ-3,0-40(43206)

ЯМЗ - 236

39

0,330

0,200

2

АЦ-5,0-40(43202)

ЯМЗ 236

44,5

0,330

0,200

3

АНР-100-3000(6522)

740.51-320

54

0,800

0,200

4

АД-45/20(3302)

ЗМЗ 4063

19

0,160

0,080


Условия эксплуатации пожарных автомобилей



п/п




Обозначение

Размерность

Значение

1

Обкатка новых ПА и прошедших средний и капитальный ремонт

d1

%

10

2

Перегон ПА в пожарную часть

d2

%

10

3

Эксплуатация в зимних условиях

количество месяцев

5,0

D1

%

20

4

Высота над уровнем моря

Н

м

750

D2

%

5

5

Дороги со сложным профилем

Категория дорог Кд



D3

%

30

6

Численность населения города

тыс. жит.

150

D4

%

10

7

Срок службы ПА

τ

лет

6

D5

%

5

8

Эксплуатация в сложных
климатических, дорожных и особых условиях

Категория автомобильных дорог



D6

%

50

9

Категория условий эксплуатации

КУЭ



4

10

Природно-климатические условия

Пр.Кл.У



5