Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (



9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар
при заданных условиях дорожного движения


Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта:

L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м),

где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м).

Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных.

Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов:

(с) (

1,87 мин.),

где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА.

Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле:

tgαma× = Dma×f,

где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18];

Dma× — максимальный динамический фактор.

Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги.

D0 – 2tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137

D2-4 = tgα2-4f = tg4+ 0,05 = 0,1199

D4-5-6tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05

Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги.

V0-2 = 27 (км/ч)

V2-4 = 28 (км/ч)

V4-5-6 = 58 (км/ч)

Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги:

(с) (2,1 мин.)

(с) (1,88 мин.)

(с) (0,77 мин.)

Общее время следования ПА на пожар:

tобщ. = t0-2 + t2-4t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )

Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод:

tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.)

9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение
опрокидывания и заноса пожарного автомобиля


Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар.

При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю.

, (9.1)

(9.2)

где В — ширина колеи базового шасси ПА, м;

Н — высота центра масс ПА, м;

R — радиус поворота, м;

g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения;

= 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания.

Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1).

При движении ПА на участке 0-2:



27 > 23,11

На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1):

(м/с) (23 км/ч)

При движении ПА на участке 2-4:



28 > 21,39

На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1):

(м/с) (21 км/ч)

При движении ПА на участке 4-5-6:



58 > 30,25

На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1):

(м/с) (30 км/ч)

При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4):

; (9.3)

, (9.4)

где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15];

R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м;

g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения.

Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3).

При движении ПА на участке 0-2:



27 >  19,72

На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3):

(м/с) (19 км/ч)

При движении ПА на участке 2-4:



28 > 19,72

На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3):

(м/с) (19 км/ч)

При движении ПА на участке 4-5-6:



58>  19,72

На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3):

(м/с) (19 км/ч)


Результаты анализа пути следования пожарного автомобиля по вызову на пожар сведём в таблицу.

Участок

L, м

V, км/ч

t, мин

Опрокидывание

Занос

1

0-2

950

27

2,1

+

+

2

2-4

960

28

1,88

+

+

3

4-5-6

750

58

0,77

+

+




Рекомендации водителю пожарного автомобиля:

1) при движении на участке 0-2 рекомендуемая скорость движения 23 км/ч, на повороте 2 водителю необходимо осуществлять движение ПА со скоростью менее 19 км/ч во избежание опрокидывания и ПА. ;

2) при движении на участке 2-4 рекомендуемая скорость движения 21 км/ч, на повороте 4 водителю необходимо осуществлять движение ПА со скоростью менее 19 км/ч во избежание опрокидывания и заноса ПА.

3) при движении на участке 4-5-6 рекомендуемая скорость движения 30 км/ч, на повороте 5 водителю необходимо осуществлять движение ПА со скоростью менее 19 км/ч во избежание опрокидывания и заноса ПА.

10. Влияние пожарных автомобилей на загрязнение окружающей среды

Состав отработавших газов (ОГ) двигателей автомобилей. Общее количество различных химических соединений, входящих в состав отработавших газов достигает 200 наименований. Это в основном такие вещества, как оксид углерода (СО), окислы азота (NОх), углеводороды (СН), альдегиды (НСНО) и др.

Их количество в ОГ двигателей зависит не только от конструкции и типа двигателей, но и от ряда причин: нарушения состава рабочей смеси, ухудшения условий ее воспламенения, изменения дорожных сопротивлений при движении автомобиля и др. Однако в среднем содержание основных вредных продуктов в ОГ можно характеризовать величинами, приведенными в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

Наименование веществ

Содержание в ОГ, %

дизели

карбюраторные двигатели

Оксид углерода

Углекислый газ

Углеводороды

Сернистый газ

Окислы азота

Альдегиды

Сажа, г/м3

0,2

12,0

0,10

0,03

0,50

0,002

0,25

5,0

10,0

0,5

0,008

0,30

0,025

0,05


Из этой таблицы следует, что дизели сравнительно мало содержат продуктов неполного сгорания (СО и СН). Однако содержание окислов азота и сажи в них значительно больше, чем в ОГ карбюраторных двигателей, что представляет серьезную опасность для окружающей среды.


При работе дизелей по внешней скоростной характеристике концентрация сажи в ОГ находится в пределах 0,6…1,2 мг/л, а иногда и больше. Экологическая опасность сажи заключается в том, что на поверхности ее частиц адсорбируется бензопирен (до 0,01 мг/м3), являющийся, по некоторым данным, канцерогенным веществом. Сажа, в отличие от других веществ ОГ не улетучивается в атмосферу, а осаждается на землю.
Выводы по курсовому проекту

По результатам выполнения курсового проекта можно сделать следующие выводы:

1) Приём единиц пожарной, спасательной техники и другой пожарно-технической продукции, поступающих в подразделения МЧС России осуществляется в чётко установленном порядке. Приём и передача техники производятся в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России.

2) От технического состояния пожарной техники, умения личного состава правильно эксплуатировать весь комплекс находящегося в его распоряжении оборудования и снаряжения, а также пожарных автомобилей в целом зависят боевая готовность и оперативные возможности пожарной охраны. Для обеспечения готовности и длительного срока службы пожарной техники необходимо правильно её эксплуатировать, а также производить регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт. Технически грамотная эксплуатация пожарной техники всегда должна быть направлена на поддержание её надежности, повышение долговечности и обеспечение постоянной готовности. Одним из условий, обеспечивающих постоянную готовность пожарной техники, является её регулярное техническое обслуживание.

3) При корректировании норм межремонтных пробегов и пробегов между очередными номерными ТО для пожарных автомобилей, состоящих в расчёте подразделения для заданной категории условий эксплуатации и климатической зоны, откорректированные значения пробега получились значительно меньше нормативных значений.

4) При определении эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей, в зависимости от условий эксплуатации ПА в летний и зимний периоды с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих условия эксплуатации в конкретном регионе, городе в заданный период времени, было выявлено, что результаты в зимний период значительно превосходят результаты в летний период времени.


5) При определении времени следования пожарного автомобиля на пожар
при заданных условиях дорожного движения определили, что значение фактического времени следования ПА на пожар находится в пределах допустимых норм (10 мин.) для городских условий.

При проверке устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар выяснили, что происходит опрокидывание и занос, следовательно, водителю ПА следует снизить скорость до минимальной рекомендуемой.

Литература

1. Курсовое проектирование по дисциплине «Пожарная техника» / М.Д. Безбородько, А.В. Рожков, С.А. Шкунов, А.А. Шульпинов / Под общ. ред. М.Д. Безбородько. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. — 69 с.;

2. Пожарная и аварийно-спасательная техника: учебник: в 2 ч. / М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко и др.; под ред. М.Д. Безбородько. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2013;

3. Пожарная техника: учебник / М.Д. Безбородько, М.В. Алешков, В.В. Роенко и др.; под ред. М.Д. Безбородько. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. — 437 с.;

4. Оценка оперативной подвижности пожарного автомобиля: контрольная работа по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника»/ Сост. М.В. Алешков, А.В. Рожков, В.М. Климовцов, С.В. Огурцов. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. — 19 с.;

5. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ (редакция от 23.06.2014 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13.07.2014 г.) (В редакции Федеральных законов от 10.07.2012 г. №117-ФЗ, от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, от 23.06.2014 г. №160-ФЗ), ст. 118, 120, 121;

6. ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования;

7. Приказ МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

8. Приказ МЧС России №157 от 30.03.2016 г. О потребности в моторесурсах транспортных средств и специальной техники в системе МЧС России;

9. Приказ МЧС России №624 от 25.11.2016 года «Об утверждении Положения об организации ремонта