Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (



Поступившие в подразделения МЧС России новые образцы техники перед постановкой в расчёт должны пройти обкатку.

Обкатке подвергается новая техника, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).

Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объеме обкаточного пробега, установленного техническими условиями ([7, п. 190], [8]).

Обкатка направлена на первоначальную притирку и взаимную приработку сопряжённых поверхностей в начальный период времени. Именно этот начальный период и определяет надёжную и долговечную работу отдельных механизмов и машин пожарной, спасательной техники в целом.

Обкатка пожарной, аварийно-спасательной техники (в том числе обкатка специального оборудования) производится перед постановкой в расчёт, в пределах норм, установленных предприятием-изготовителем. Обкатка производится силами водительского состава учреждения, допущенного к управлению данным видом техники, использованию её для выполнения задач без применения максимальных нагрузок. Учёт расходования ГСМ и технологических жидкостей производится по путевым листам (п. 191).

Обкатка иной техники производится в период эксплуатации в порядке, рекомендованном предприятием-изготовителем (п. 191).

Обкатке подвергается новая техника, поступающая в подразделение МЧС России, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).

Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объёме, установленном техническими условиями (п. 190).

Перед обкаткой водители должны:

1) изучить особенности конструкции поступившего образца техники и установленного на нём оборудования;

2) произвести проверку технического состояния поступившего образца техники (п. 193).

Проверка технического состояния поступившего образца техники состоит в следующем:

– проверяется исправность элементов, влияющих на безопасность движения (работы), топливную экономичность, состояние окружающей среды (п. 193);

– проверяется крепление всех механизмов и агрегатов, других составных элементов поступившего образца техники;

– проверяется наличие масла в механизмах и смазки в узлах трения;


– проверяется исправность рулевого управления и тормозов;

– осуществляется заправка топливом и другими эксплуатационными материалами.

При обкатке различные неровности деталей механизмов изменяются и сглаживаются, микронеровности получают направление по движению трущихся поверхностей. То есть при обкатке происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Этим обеспечивается долговечность всех механизмов.

Результаты обкатки зависят преимущественно от трёх факторов:

– от удельного давления;

– от относительной скорости перемещения поверхностей;

– от продолжительности обкатки при заданной нагрузке и скорости.

То или иное сочетание этих факторов называется режимам обкатки.

Рассмотрим общую закономерность изнашивания поверхностей деталей машин.

В начальный период эксплуатации интенсивность изнашивания сопряжённых поверхностей деталей механизмов велика (аб, см. рис. 2). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период L0 (период приработки) на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке скорость движения пожарного, спасательного автомобиля ограничивают на 40…50%.



Рис. 2. Общая закономерность изнашивания

Период бв — период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δпр. — называют долговечностью (L на рис. 2).


Порядок использования техники, особенности использования техники караулов (дежурных смен, расчётов), особенности использования отдельных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с пп. 195 – 232 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года

Порядок передачи и списания техники и имущества осуществляется в соответствии с пп. 309 – 312 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года

2.4. Порядок предъявления акта-рекламации

Акт-рекламация — документ, в котором излагается претензия, предъявляемая заказчиком (потребителем) предприятию-изготовителю или поставщику по качеству и/или комплектации образца поступившей техники.

Подразделения пожарной охраны обязаны предъявлять рекламацию в следующих случаях:

– при обнаружении неисправности, поломок, разрушений работоспособности деталей механизмов, систем поступившей единицы техники;

– при обнаружении несоответствия качества установленным требованиям и некомплектности;

– при несоответствии стандартам;

– при нарушении целостности тары, в которой она транспортировалась к заказчику, её опломбировки;

– при преждевременном выходе из строя (отказе) единицы техники, при соблюдении режимов эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации;

– при преждевременном износе агрегатов, механизмов и деталей, а также при поломке деталей и авариях ПА, произошедших в течение гарантийного срока по вине заводов-поставщиков при соблюдении правил эксплуатации, изложенных в инструкциях заводов-изготовителей и наставлении по эксплуатации пожарной и спасательной техники;

– при несоответствии параметров работы параметрам, изложенным в технической документации на изделие (единицу техники).

Порядок предъявления актов-рекламаций чётко определён нормативными документами (регламентирован Правительством РФ и Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 г.).


2.5. Основные документы, учитывающие использование пожарной
и спасательной техники


После приёмки ПА на него заводится необходимая эксплуатационно-техническая документация.

Выполнение планов эксплуатации и ремонта машин в значительной степени зависит от надлежащего учёта машин и их работы. Правильно организованный учёт даёт возможность своевременно выявить фактический расход моторесурсов каждой машиной и в случае больших отклонений произвести корректировку плана эксплуатации.

Формы большинства документов по учёту работы пожарных автомобилей и аварийно-спасательных автомобилей представлены в соответствующих приложениях Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012).

Согласно Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г. основными документами по учёту работы техники МЧС России являются:

1) Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;

2) Книга учёта техники (Приложение №9 к Инструкции);

3) Паспорт (формуляр) машины (Приложение №10 к Инструкции);

4) Формуляр машины (Приложение №11 к Инструкции);

5) Эксплуатационная карта;

6) Наряд на использование техники (Приложение №22 к Инструкции);

7) Книга заявок на использование техники (Приложение №23 к Инструкции);

8) Путевой лист (Приложение №24 к Инструкции);

9) Книга учёта работы машин, расхода горючего и смазочных материалов (Приложение №25 к Инструкции);

10) Журнал учёта движения путевых листов (Приложение №26 к Инструкции);

11) Акт списания моторесурсов (Приложение №27 к Инструкции);

12) Журнал выхода и возвращения машин (Приложение №28 к Инструкции);

13) карточка учёта работы автомобильной шины (приведена в приложении 10 к Инструкции);

14) карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (приведена в приложении 10 к Инструкции);

15) журнал учёта технического обслуживания и ремонта;

16) Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №20 к Инструкции);

17) Месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №21 к Инструкции);

18) Журнал осмотров спидометров (Приложение №30 к Инструкции).

Свидетельство о регистрации выдается ГИБДД при регистрации автомобиля и сдаётся в ГИБДД при его списании.

3. Обеспечение постоянной технической готовности
пожарной техники в подразделении пожарной охраны


Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделениях пожарной охраны достигается путём проведения регламентных и плановых работ по различным видам технического обслуживания, своевременным направлением единиц техники в подразделения технической службы МЧС России, ремонтные организации для проведения очередных ТО №2, сезонного ТО и всех видов ремонта.


Согласно п. 235 Приказа МЧС России №555 от 18.09.2012 г. периодичность и объём работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий-изготовителей.

3.1. Контрольный осмотр

Контрольный осмотр техники производится перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после её преодоления [7, п. 244].

Сущность контрольного осмотра техники состоит в проверке: наличие (и при необходимости производится дозаправка) горючего, масла и охлаждающей жидкости; исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения (работ); отсутствие подтеканий горючего, масла, охлаждающей жидкости и утечки воздуха; выполнение необходимых крепёжно-регулировочных работ, а также проводится при необходимости устранение выявленных неисправностей. Контрольный осмотр проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой [7, п. 246].

3.2. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники

Ежедневное техническое обслуживание проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчёта ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчётов).

3.2.1. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
при смене караулов


Примерный перечень основных операций ежедневного технического обслуживания при смене караулов для пожарных автомобилей АЦ-3,0-40(43206) и АЦ-5,0-40(43202)

1. По шасси пожарного автомобиля

1.1. Контрольные работы

1.1.1. Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стёкол, стеклоподъёмников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колёс.