Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поступившие в подразделения МЧС России новые образцы техники перед постановкой в расчёт должны пройти обкатку.
Обкатке подвергается новая техника, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объеме обкаточного пробега, установленного техническими условиями ([7, п. 190], [8]).
Обкатка направлена на первоначальную притирку и взаимную приработку сопряжённых поверхностей в начальный период времени. Именно этот начальный период и определяет надёжную и долговечную работу отдельных механизмов и машин пожарной, спасательной техники в целом.
Обкатка пожарной, аварийно-спасательной техники (в том числе обкатка специального оборудования) производится перед постановкой в расчёт, в пределах норм, установленных предприятием-изготовителем. Обкатка производится силами водительского состава учреждения, допущенного к управлению данным видом техники, использованию её для выполнения задач без применения максимальных нагрузок. Учёт расходования ГСМ и технологических жидкостей производится по путевым листам (п. 191).
Обкатка иной техники производится в период эксплуатации в порядке, рекомендованном предприятием-изготовителем (п. 191).
Обкатке подвергается новая техника, поступающая в подразделение МЧС России, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объёме, установленном техническими условиями (п. 190).
Перед обкаткой водители должны:
1) изучить особенности конструкции поступившего образца техники и установленного на нём оборудования;
2) произвести проверку технического состояния поступившего образца техники (п. 193).
Проверка технического состояния поступившего образца техники состоит в следующем:
– проверяется исправность элементов, влияющих на безопасность движения (работы), топливную экономичность, состояние окружающей среды (п. 193);
– проверяется крепление всех механизмов и агрегатов, других составных элементов поступившего образца техники;
– проверяется наличие масла в механизмах и смазки в узлах трения;
– проверяется исправность рулевого управления и тормозов;
– осуществляется заправка топливом и другими эксплуатационными материалами.
При обкатке различные неровности деталей механизмов изменяются и сглаживаются, микронеровности получают направление по движению трущихся поверхностей. То есть при обкатке происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Этим обеспечивается долговечность всех механизмов.
Результаты обкатки зависят преимущественно от трёх факторов:
– от удельного давления;
– от относительной скорости перемещения поверхностей;
– от продолжительности обкатки при заданной нагрузке и скорости.
То или иное сочетание этих факторов называется режимам обкатки.
Рассмотрим общую закономерность изнашивания поверхностей деталей машин.
В начальный период эксплуатации интенсивность изнашивания сопряжённых поверхностей деталей механизмов велика (аб, см. рис. 2). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период L0 (период приработки) на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке скорость движения пожарного, спасательного автомобиля ограничивают на 40…50%.
Рис. 2. Общая закономерность изнашивания
Период бв — период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δпр. — называют долговечностью (L на рис. 2).
Порядок использования техники, особенности использования техники караулов (дежурных смен, расчётов), особенности использования отдельных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с пп. 195 – 232 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года
Порядок передачи и списания техники и имущества осуществляется в соответствии с пп. 309 – 312 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года
2.4. Порядок предъявления акта-рекламации
Акт-рекламация — документ, в котором излагается претензия, предъявляемая заказчиком (потребителем) предприятию-изготовителю или поставщику по качеству и/или комплектации образца поступившей техники.
Подразделения пожарной охраны обязаны предъявлять рекламацию в следующих случаях:
– при обнаружении неисправности, поломок, разрушений работоспособности деталей механизмов, систем поступившей единицы техники;
– при обнаружении несоответствия качества установленным требованиям и некомплектности;
– при несоответствии стандартам;
– при нарушении целостности тары, в которой она транспортировалась к заказчику, её опломбировки;
– при преждевременном выходе из строя (отказе) единицы техники, при соблюдении режимов эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации;
– при преждевременном износе агрегатов, механизмов и деталей, а также при поломке деталей и авариях ПА, произошедших в течение гарантийного срока по вине заводов-поставщиков при соблюдении правил эксплуатации, изложенных в инструкциях заводов-изготовителей и наставлении по эксплуатации пожарной и спасательной техники;
– при несоответствии параметров работы параметрам, изложенным в технической документации на изделие (единицу техники).
Порядок предъявления актов-рекламаций чётко определён нормативными документами (регламентирован Правительством РФ и Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 г.).
2.5. Основные документы, учитывающие использование пожарной
и спасательной техники
После приёмки ПА на него заводится необходимая эксплуатационно-техническая документация.
Выполнение планов эксплуатации и ремонта машин в значительной степени зависит от надлежащего учёта машин и их работы. Правильно организованный учёт даёт возможность своевременно выявить фактический расход моторесурсов каждой машиной и в случае больших отклонений произвести корректировку плана эксплуатации.
Формы большинства документов по учёту работы пожарных автомобилей и аварийно-спасательных автомобилей представлены в соответствующих приложениях Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС(Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012).
Согласно Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г. основными документами по учёту работы техники МЧС России являются:
1) Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;
2) Книга учёта техники (Приложение №9 к Инструкции);
3) Паспорт (формуляр) машины (Приложение №10 к Инструкции);
4) Формуляр машины (Приложение №11 к Инструкции);
5) Эксплуатационная карта;
6) Наряд на использование техники (Приложение №22 к Инструкции);
7) Книга заявок на использование техники (Приложение №23 к Инструкции);
8) Путевой лист (Приложение №24 к Инструкции);
9) Книга учёта работы машин, расхода горючего и смазочных материалов (Приложение №25 к Инструкции);
10) Журнал учёта движения путевых листов (Приложение №26 к Инструкции);
11) Акт списания моторесурсов (Приложение №27 к Инструкции);
12) Журнал выхода и возвращения машин (Приложение №28 к Инструкции);
13) карточка учёта работы автомобильной шины (приведена в приложении 10 к Инструкции);
14) карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (приведена в приложении 10 к Инструкции);
15) журнал учёта технического обслуживания и ремонта;
16) Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №20 к Инструкции);
17) Месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №21 к Инструкции);
18) Журнал осмотров спидометров (Приложение №30 к Инструкции).
Свидетельство о регистрации выдается ГИБДД при регистрации автомобиля и сдаётся в ГИБДД при его списании.
3. Обеспечение постоянной технической готовности
пожарной техники в подразделении пожарной охраны
Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделениях пожарной охраны достигается путём проведения регламентных и плановых работ по различным видам технического обслуживания, своевременным направлением единиц техники в подразделения технической службы МЧС России, ремонтные организации для проведения очередных ТО №2, сезонного ТО и всех видов ремонта.
Согласно п. 235 Приказа МЧС России №555 от 18.09.2012 г. периодичность и объём работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий-изготовителей.
3.1. Контрольный осмотр
Контрольный осмотр техники производится перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после её преодоления [7, п. 244].
Сущность контрольного осмотра техники состоит в проверке: наличие (и при необходимости производится дозаправка) горючего, масла и охлаждающей жидкости; исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения (работ); отсутствие подтеканий горючего, масла, охлаждающей жидкости и утечки воздуха; выполнение необходимых крепёжно-регулировочных работ, а также проводится при необходимости устранение выявленных неисправностей. Контрольный осмотр проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой [7, п. 246].
3.2. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
Ежедневное техническое обслуживание проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчёта ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчётов).
3.2.1. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
при смене караулов
Примерный перечень основных операций ежедневного технического обслуживания при смене караулов для пожарных автомобилей АЦ-3,0-40(43206) и АЦ-5,0-40(43202)
1. По шасси пожарного автомобиля
1.1. Контрольные работы
1.1.1. Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стёкол, стеклоподъёмников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колёс.