Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (

кладовая спортивного инвентаря, коридор оборудованный с двух сторон противопожарными стенами, башня для сушки пожарных рукавов. Помещения здания имеют естественное освещение. Суммарная площадь помещений второго этажа здания пожарного депо составляет 1110 м2. Для рационализации использования элементов коммуникаций проектом предусмотрено расположение помещения столовой над душевой. С этой же целью предусмотрено расположение санузлов на обоих этажах здания.

В плане второго этажа не учитывается площадь гаража и башни для сушки пожарных рукавов, поэтому суммарная площадь первого этажа превышает площадь второго этажа.

При планировке помещения учитываются особенности предназначения помещений, наличие инженерных коммуникаций, возможность обеспечения установленного температурного режима и другие факторы (приказ №555) для более быстрой и четкой работы подразделения.

6. Категорирование техники и имущества

Распределение техники и имущества в зависимости от технического состояния, технического ресурса (срока эксплуатации), гарантийного срока эксплуатации осуществляется по категориям в соответствии с Приложением 7 к Инструкции по организации МТО системы МЧС России, утверждённой Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 г.
Приложение №7 к Инструкции по организации
материально-технического обеспечения системы МЧС


Распределение техники и имущества по категориям

Наименование материальных средств

категория

II категория

III категория

IV категория

Vкатегория

Техника
(за исключением указанной в иных графах)


Новая, исправная, не бывшая в использовании, в пределах гарантийных сроков использования (хранения)

Исправная,
находящаяся или находившаяся в использовании,
а также прошедшая регламентированное техническое обслуживание, средний, регламентированный или капитальный ремонты


Неисправная,
по своему техническому состоянию требующая регламентированного технического обслуживания (поверки) или среднего ремонта


Неисправная,
выработавшая установленные сроки эксплуатации и требующие по своему техническому состоянию регламентированного или капитального ремонта


Неисправная,
выработавшая установленные сроки эксплуатации, восстановление которой технически невозможно или экономически нецелесообразно


Прицепы, полуприцепы, агрегаты машин, приборы ночного видения, прочие приборы

Новые, исправные, не бывшие в использовании, в пределах гарантийных сроков использования (хранения)

Исправные, находящиеся или находившиеся в использовании, а также прошедшие капитальный ремонт

Не устанавливается

Неисправные,
выработавшие установленные сроки эксплуатации и требующие по своему техническому состоянию капитального ремонта


Неисправные,
выработавшие установленные сроки эксплуатации, восстановление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно


Автомобильные шины, резиновые (резино-металлические) гусеницы

Новые, исправные, не бывшие в использовании, со сроками хранения не превышающими 50 процентов от гарантийных сроков использования (хранении)

Исправные,
находящиеся или находившиеся
в использовании, имеющие пробег
до 50
 процентов
от предельного


Исправные, находящиеся или находившиеся в использовании, имеющие пробег свыше 50 процентов от предельного,
а также прошедшие ремонт


Неисправные, требующие ремонта

Несправные,
непригодные к дальнейшему
использованию, с истекшими сроками использования (хранения), а также пробегом сверх предельного


Кислотные стартерные аккумуляторные батареи

Новые, исправные, сухозаряженные или приведённые в рабочее состояние и имеющие отдаваемую мощность при контрольном разряде не менее 90 процентов от номинальной, не бывшие в использовании со сроками хранения, не превышающими установленные нормы

Исправные, сухозаряженные со сроками хранения, превышающими нормы, установленные правовыми, а также приведённые в рабочее состояние и имеющие отдаваемую мощность при контрольном разряде не менее 70 процентов
от номинальной


Исправные, приведённые в рабочее состояние и имеющие отдаваемую мощность при контрольном разряде не менее 50 процентов от номинальной или требующие ремонта

Не устанавливается

Неисправные,
непригодные к дальнейшему использованию,
имеющие отдаваемую ёмкость при контрольном разряде менее 50 процентов от номинальной, восстановление которых невозможно или нецелесообразно


Щелочные аккумуляторы (батареи)

Новые, исправные, не бывшие в использовании со сроками хранения, не превышающими установленные нормы

Исправные, находящиеся или находившиеся в использовании, имеющие отдаваемую ёмкость при контрольном разряде не менее 75 процентов
от номинальной


Не устанавливается

Не устанавливается

Неисправные,
непригодные к дальнейшему использованию, имеющие отдаваемую ёмкость при контрольном разряде менее 75 процентов от номинальной


Запасные части, инструмент и принадлежности

Новые, исправные, не бывшие
в использовании


Исправные, находящиеся или находившиеся в использовании, полученные от разборки техники и комплектов ЗИП, а также прошедшие ремонт

Неисправные,
восстановление которых возможно средствами учреждений МЧС России, а также
достигшие установленных
предельных сроков хранения, при этом принимается решение о допуске их к дальнейшему использованию


Неисправные, имеющие неисправности, восстановление которых возможно только на специализированных ремонтных предприятиях

Неисправные,
непригодные
к дальнейшему использованию, восстановление которых невозможно или нецелесообразно


Прочие материальные средства

Новые, исправные, не бывшие
в использовании, со сроками хранения до 50 процентов
от предельного


Новые, исправные, со сроками хранения свыше
50 процентов
от предельного, а также исправные находящиеся или бывшие в использовании


Не устанавливается

Не устанавливается

Неисправные,
непригодные к дальнейшему использованию, восстановление которых невозможно или нецелесообразно


Техника и имущество восстановление которых не предусмотрено
(не производится), неремонтируемые


в зависимости от качественного состояния подразделяются на пригодные и непригодные



Ввод в строй (закрепление) техники осуществляется в соответствии с пп. 186 – 187 «Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждённой Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 года

Порядок передачи и списания техники и имущества осуществляется в соответствии с пп. 309 – 312 «Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждённой Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 

7. Проверка работоспособности и технического состояния пожарно-технического оборудования

Задание: проверить работоспособность газоструйного вакуумного аппарата (ГСВА) пожарного автомобиля.

Газоструйные вакуумные аппараты устанавливают в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания АЦ или АНР. ГСВА состоит из корпуса с заслонками, струйного газового насоса и газовой сирены.

Устройство газоструйного вакуумного аппарата Блок газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 4) состоит из корпуса 5 и крышки 10, изготовленных из серого чугуна. К корпусу 5 присоединены резонатор 1 и распределитель 2, составляющие газовую сирену, и газоструйный насос 12. Внутри корпуса на осях 6 установлены заслонки 3 и 14. На концах осей закреплены рычаги 7 и 11. Пружиной 13 заслонки прижаты к своим седлам. В этом положении отработавшие газы проходят от двигателя к глушителю.



Рис. 4. Газоструйный вакуумный аппарат:

1 - резонатор; 2 – распределитель; 3,14 – заслонки; 4 – рычаг заслонки; 5 – корпус; 6,9 – ось заслонки; 7,11 – рычаги; 8 – фланец; 10 – крышка; 12 – струйный насос; 13 – пружина.
Условия работы ГСВА очень тяжёлые. Все его детали омываются горячими отработавшими газами двигателя. Поэтому большой и малый диски заслонок выполнены из жаростойкой легированной стали и приварены к стальным цилиндрам.

Заслонки 3, 14

устанавливаются так, что могут отклоняться от их осей на 5 – 6º. Этим обеспечивается плотное прилегание заслонок к сёдлам. Рычаги 4 жёстко соединены с осями 6, поворачивающимися в стальных втулках. Газоструйный насос 12 крепится к фланцу ГСВА. К фланцу 8 диффузора присоединяется трубопровод от вакуумного крана.

Герметичность в месте соединения корпуса и крышки обеспечивается прокладками из асбостального полотна и подмоткой шнурового асбеста в выточках осей. Оси заслонок собирают на графитной смазке.

Включение ГВСА производят из насосного отделения при заднем размещении насоса. При этом заслонка 14 займёт вертикальное положение и будет открыт путь отработавшим газам в струйный насос 12.

Сирену включает водитель в кабине. При этом заслонка 3 займет вертикальное положение, отработавшие газы будут проходить через распределителя 2 в резонатор 1. Изменяя обороты двигателя и, следовательно, количество выходящих отработавших газов, изменяют силу и тон звука, издаваемого сиреной.

Работу системы всасывания рассмотрим по схеме, представленной на рис. 5. При вертикальном положении заслонки 7 ГСВА и включенном вакуумном кране 4 отработавшие газы двигателя Qp поступят в струйный насос 9. В его камере будет создано разрежение и из полости насоса 3 и всасывающих рукавов 2 начнется удаление воздуха Qэ. Под влиянием разности атмосферного давления Ра и разрежения поднимется обратный клапан во всасывающей сетке 1 и вода заполнит всасывающую линию. При выключении вакуумного крана камера струйного насоса будет соединена с атмосферой. Это позволит ГСВА удалить воду из трубки 10, если она туда попала при несвоевременном выключении вакуумного крана.



Рис. 5. Вакуумная система с ГСВА:

1 — всасывающая сетка; 2 — всасывающий рукав; 3 — пожарный насос; 4 — вакуумный кран; 5 — коллектор двигателя; 6 — корпус ГСВА; 7 — заслонка; 8 — выхлопная труба; 9 — газоструйный насос; 10 — трубка, соединяющая газоструйный насос с вакуумным краном

При заборе воды из открытого водоисточника с глубины всасывания 7,5 м при нормальном атмосферном давлении время забора воды не должно превышать 40 с.

8. Охрана труда в подразделениях пожарной охраны


Основные нормативно-технические и распорядительные документы, регламентирующие пожарную безопасность объектов ГПС и охрану труда:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2014 г. №1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»;

2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности»;

3. Приказ МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

4. Приказ МЧС РФ от 25.07.2006 г. №425 «Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года» (с изменениями, внесёнными Приказом МЧС России от 28 марта 2014 г. №142 «О внесении изменения в Приказ МЧС России от 25.07.2006 г. №425»);

5. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ (редакция от 23.06.2014 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13.07.2014 г.) (В редакции Федеральных законов от 10.07.2012 г. №117-ФЗ, от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, от 23.06.2014 г. №160-ФЗ), ст. 118, 120, 121;

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС


В системе МЧС России предусматриваются следующие виды инструктажей по охране труда:

– вводный;

– первичный на рабочем месте;

– повторный;

– внеплановый;

– целевой.

Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит специалист по охране труда или иное должностное лицо подразделения ГПС, на которое приказом его руководителя возложены обязанности по проведению инструктажа.

9. Анализ пути следования по вызову на пожар

Исходные данные для анализа пути следования пожарного автомобиля на пожар выберем из табл. 7.1 [1].

Условия движения пожарного автомобиля (Вариант 8Б)

Характеристика траектории движения ПА

Участки дорог, D

Угол уклона
дороги,
α, град.

Длина участков
дорог, м

Радиусы закруглений
на поворотахR×, м

Обозначение
места поворота
на плане
населённого пункта

Радиус R×, м

0 – 2

5




2

7

2-4

4




4

6

4-5-6

0




5

12

Условия эксплуатации:

– тип дороги или покрытий

Грунтовое покрытие

– состояние дороги

Влажная

Характеристики базового шасси ПА:

– базовое шасси ПА

ЗиЛ-131

– максимальная скорость движения Vma×, км/ч

85

– минимальный радиус поворота Rmin, м

10,2

– коэффициент поперечной устойчивости ПА против опрокидывания k

0,6