Файл: Лоббизм и gr теория и практика Тема Теория gr основные понятия и концепции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1596

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Организованные интересы в сфере досуга и отдыха: а) спортивные союзы и объединения; б) кружки для общения и реализации хобби.
4. Организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: а) церкви, секты; б) научные ассоциации; в) общеобразовательные кружки, клубы по искусству.
5. Организованные интересы в общественно-политической сфере: а) духовные, этические, правозащитные объединения; б) общественно-политические объединения
(экологические, разоруженческие).
Следующей ступенью организации интересов являются группы давления.
Группа давления – это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на органы государственной власти с целью добиться от них принятия решений, соответствующих ее интересам.
В своей деятельности группы давления различаются:
1) по цели: группы, отстаивающие материальные интересы, и группы, поддерживающие идеологические, моральные принципы;
2) по роду: частные группы – общественные;
3) по структуре: массовые (профсоюзы) – кадровые (с ограниченным числом членов).
Определение феномена группы давления включает в себя три элемента:
а) существование организованной группы; б) защита интересов; в) осуществление давления на власть.
Главной образующей силой групп давления является элита как наиболее влиятельная часть общества.
Таким образом, лоббизм – сложный социопсихологический и общественно- политический феномен, существующий в разнообразных формах, реализующийся через различные инструменты и механизмы, но представляющий собой всегда одно – атрибут представительства интересов. По сути, лоббизм – это технология преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса и отсутствием легитимного механизма его учета.
В западной научной литературе принято различать три типа лоббизма: 1)
«прямой лоббизм», в рамках которого ведется целенаправленная работа с представителями институтов власти, причем в основном силами лоббистов- профессионалов; 2) «косвенный лоббизм», когда организуются разнообразные общественные акции; 3) «внутренний лоббизм», при котором интересы в органах власти отстаивают те, кто в них работает или имеет к ним непосредственное отношение.
Виды лоббирования (по форме):
непосредственное спланированное спонтанное опосредованное плюралистическое корпоративное ситуационное стратегическое


Виды лоббирования (по содержанию):
При непосредственной лоббистской деятельности субъект лоббизма сам является организатором и исполнителем всего процесса лоббирования. При
опосредованной лоббистской деятельности формируются и поддерживаются группы давления. В условиях отсутствия правового регулирования лоббизма его опосредованность становится одной из наиболее распространенных форм.
Что касается лоббистской деятельности, осуществляемой в условиях легитимности, то можно выделить ряд общих характерных черт, присущих легитимному лоббизму. Во-первых, основным институтом, где наиболее ярко проявляется подобная форма отстаивания групповых интересов, является парламент.
Парламент любой страны постоянно находится в центре общественно-политической жизни, является местом пересечения и столкновения существующих в обществе многочисленных интересов, мотивов, потребностей. Неизменным атрибутом парламентской жизни является важность выполняемых данным органом функций и наличие лоббистского давления на деятельность парламента. Процесс лоббирования в парламентской деятельности показывает наличие многочисленных субъектов группового давления, отражающих широкий спектр существующих в обществе интересов. Очевидно, что существование законных рамок, регулирующих лоббистскую деятельность, дает обществу и другим социальным группам определенные механизмы контроля за деятельностью лоббистов, в том числе и физических лиц. Во-вторых, в большинстве стран лоббизмом занимаются как физические, так и юридические лица, но регистрации подлежат физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В законодательстве некоторых стран встречаются ограничения в выборе клиентов лоббистской деятельности, например, ими могут являться только негосударственные организации. В ряде стран, в частности во Франции, лоббистами не могут быть физические лица. Групповые интересы во всем многообразии их конкретных форм служат основной причиной, исходя из которой член парламента начинает формировать свою позицию по тому или иному законопроекту. В американской политической терминологии существует понятие «встроенный лоббист». Он законное криминальное активные эмоциональные рациональные пассивные разовые постоянные
применяется по отношению к конгрессменам, которые на постоянной основе отстаивают определенные корпоративные интересы. Непоследовательность, противоречивость политического поведения членов парламентов чаще возникает при отсутствии феномена «встроенного лоббизма» и объясняется сменой партнеров из числа лоббистских структур. Очевидно, что подобное явление, как правило, возникает при отсутствии легитимности лоббистской деятельности.
Предметом лоббирования чаще всего становятся условия хозяйственной деятельности, т. е. собственность, налоги, квоты, лицензии, государственные заказы.
В условиях легитимного лоббизма в среде лоббирующих организаций, как правило, достигается соглашение об основополагающих целях давления на государство путем разностороннего лоббирования. При этом возможны разнообразные модификации, способы существования и проявления лоббизма.
Если провести сравнительный анализ, то можно выявить виды лоббирования, более характерные для легитимной его формы. Как правило, легитимное лоббирование бывает чаще непосредственное, чем опосредованное; стратегическое чаще, чем ситуационное; криминальное реже, чем законное; прямое чаще, чем косвенное. Опосредованная форма используется и при легитимном лоббизме, но зачастую в ней нет необходимости. Однако легитимная модель также не может обеспечить стопроцентного контроля над деятельностью лоббистов. Так, например, в
ФРГ разнообразных «групп интересов» только в западных землях насчитывается от 4 до 5 тыс. В лоббистской сфере задействованы значительные финансовые средства, к примеру, в США только на услуги непрямого лоббизма, осуществляемого через PR- компании, в 1999–2000 гг. было израсходовано около 790 млн долларов. Очевидно, что проконтролировать денежные суммы, которые направляются на лоббирование, можно только в условиях легитимности, хотя стремление использовать не установленные законом способы лоббизма имеет место и при его легитимности.
Таким образом, легитимная и нелегитимная модели лоббизма по своей форме переплетаются, и ясно, что невозможно поставить под общественный контроль все проявления лоббизма. Так, например, если на частной встрече представитель корпорации предлагает выдвинуть нужный законопроект и в благодарность внести нужную сумму в предвыборный фонд, подобные действия являются одним из жестких проявлений лоббизма. Доказать факт такой договоренности почти невозможно.
Фактически это можно рассматривать как подкуп, но с юридической точки зрения это всего лишь влияние, так как передача денег в избирательный фонд представляет собой изъявление политических предпочтений, что гарантировано первой поправкой к
Конституции США.
Одной из главных задач для аппарата лоббирования является правильный выбор объекта давления. Например, если вновь избранный парламент будет голосовать по готовящемуся законопроекту, что предпочтительнее: внести немного денег в предвыборные фонды как можно большего числа кандидатов; внести большую сумму тем депутатам, кто, по прогнозам, уже имеет хорошие шансы; распределить всю сумму среди тех, кто, вероятно, окажется в комитете, готовящем законопроект? Правильно сделанный выбор определяет успех лоббирования.
Кроме передачи денег в избирательный фонд, среди других методов лоббирования можно отметить «финансовые консультации», т. е. помощь в правильном размещении капиталов, давление общественным мнением, вырабатываемым в дружественных СМИ, частные договоренности относительно дальнейшей карьеры лоббируемого лица.
Итак, существуют различные подходы к классификации лоббизма, основными из них являются корпоративная и прюралистическая модели, однако на практике преобладают смешанные типы представительства интересов.


Вопросы для самопроверки:
1. Какова природа лоббизма?
2. Какое место занимает институт лоббизма в политической системе общества?
3. В чем разница между ключевыми методологическими подходами к пониманию лоббизма?
4. Каковы функции групп интересов и групп давления в политической системе?
Какова их связь с лоббизмом?

Лоббизм и GR: теория и практика
1   2   3   4   5   6

Тема 3.
Основные GR-технологии
Цели изучения темы:

изучение основных технологий GR и лоббирования
Задачи изучения темы:

изучить классификацию технологий GR и лоббизма

рассмотреть преимущества и недостатки различных технологий, особенности применения в разных ситуациях и условиях

познакомиться с факторами, определяющими GR-стратегию организации или проекта и влияющими на выбор конкретных технологий
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:

сущность основные этапы GR-деятельности, основания классификации и виды технологии GR и лоббирования

существующие стандарты корпоративной социальной ответственности
Уметь:

составлять карту стейкхолдеров для целей GR-менеджмента

формулировать вопросы, по которым необходимо принять стратегические решения для целей GR (цели и ценности, этические стандарты, корпоративная социальная ответственность, политическое участие)

подбирать технологии для решения GR-задач с учетом факторов времени, ресурсов и корпоративных стандартов
Владеть:

навыками составления и корректировки карты стейкхолдеров

навыками мониторинга открытых источников для целей GR
Учебные вопросы темы:
1. Основные этапы GR-деятельности.
2. Основные технологии GR и лоббирования.
3. Формирование стратегии взаимодействия бизнеса с органами власти.
4. Мониторинг и исследования.
5. Воздействие на лиц, принимающих решения через экспертное сообщество.
6. Корпоративная социальная ответственность и поддержка политической деятельности.
7. Международные стандарты корпоративной социальной ответственности.

Вопрос 1. Основные этапы GR-деятельности
Напомню, что ключевой задачей GR-менеджмента является, во-первых, снижение рисков, источником которых являются органы власти, и, во-вторых, максимизация выгод (прибыли) от взаимодействия с органами власти.
Например, орган власти, который является регулятором для отрасли, может быть одновременно источником рисков и плюсов, потому что правила регулирования могут не только ослаблять административные барьеры, но и добавлять новые. Какому-то виду деятельности отменят лицензию, а какому-то добавят.
Налоговая служба

источник рисков (штрафов, проверок, то есть риск дополнительных расходов для организации). А, например, орган власти, размещающий государственный заказ

источник возможной прибыли. Органы местной власти могут перегородить дорогу к вашему производственному объекту, а могут помочь вам построить дорогу через поселок к вашему объекту в рамках, например, муниципально-частного партнерства.
Поэтому базовой технологией и даже концептуальным принципом успешной
GR-деятельности является регулярный мониторинг за работой органов власти, которые могут так или иначе повлиять на работу организации в ту или иную сторону. Этот инструмент (и даже базовый функционал) называется «карта стейкхолдеров», и об этом мы поговорим отдельно. А начнем, конечно, с классификации технологий GR и лоббизма.
Рассматривая GR как направление менеджмента (корпоративного или проектного в некоммерческой организации), мы можем представить его как набор определенных этапов, шагов и процедур. Это позволит нам сориентироваться в многообразии доступных инструментов GR.
По процедурам (этапам) GR-менеджмента можно разделить технологии следующим образом:
Стратегические технологии (определение принципов взаимодействия, установление этических норм и принципов, целеполагание, анализ государственной стратегии на долгосрочную перспективу, допустимость / недопустимость политической активности организации, определение бюджета расходов на работу
GR-подразделения). То есть это базовые рамки, в пределах которых может осуществляться выбор конкретных технологий для достижения целей GR.
Аналитические технологии (исследования, мониторинг, прямые контакты, запросы в органы власти, анализ открытых источников и документов). Львиная доля времени сотрудников GR-департаментов в организациях уходит именно на это направление, на проактивное действие.
Тактические инструменты (переговоры, переписка, выступления на форумах, участие в мероприятиях с участием представителей власти, информирование, экспертное участие, работа в различных комиссиях, неформальные встречи, поддержка политической деятельности, формирование общественного мнения и др.).
Инструменты контроля и оценки (сопровождение продвижения документа в органах власти, получение обратной связи, юридическая чистота взаимодействия и др.).
Посмотрим более детально на эти технологии, чтобы разобраться в многообразии и понять, как и когда их можно применять.


Вопрос 2. Основные технологии GR и лоббирования
Чтобы достичь целей на практике, требуется объединять и применить все, что возможно. В науке и теории тенденция обратная: мы разделяем, раскладываем по полочкам, чтобы понять, с чем мы имеем дело и как это можно использовать.
Начнем с теории. Проведем логическое разделение

классификацию технологий и инструментария GR-менеджеров по разным основаниям, чтобы проявить их существенные свойства.
Итак, классификация базовых технологий GR и лоббизма:
(1)
По законности: законные и незаконные. Или «цивилизованный» GR и лоббизм и «теневой».
В нашем курсе рассматриваем исключительно законные методы работы, потому что любая деятельность, нарушающая закон, является преступлением и нами не изучается. Часто лоббизм и GR связывают с коррупцией. И нельзя отрицать, что это беспочвенно. Периодически вскрываются преступления в разных странах, скандалы о многомиллионных взятках, которые корпорации платили чиновникам за лояльность и принятие определенных решений в пользу кампаний. Но сразу отметим, что дача взятки

это преступление, а не прямая обязанность лоббиста или
GR-специалиста.
Соответственно, любая технология, которую вы будете планировать использовать, предполагает изначальную оценку ее юридической чистоты.
(2)
По характеру взаимодействия технологии GR и лоббизма можно разделить на:
– технологии прямого взаимодействия (например, переговоры, участие в слушаниях и др.)
– технологии косвенного воздействия (например, создание информационного фона через СМИ, формирование общественного мнения и др.)
(3)
По субъекту воздействия:
– индивидуальное взаимодействие (сама организация действует в своих интересах, представляя лично себя в органах власти)
– консолидированное взаимодействие (участие в отраслевых объединениях, ассоциациях, территориальных группах)
(4)
По объекту лоббирования:
– тип органов власти (законодательная, исполнительная, судебная)
– конкретный орган власти (Президент РФ, Министерство образования РФ,
Антимонопольная служба, Правительство Москвы)
– определенный уровень власти (федеральный, региональный)
– определенная территория (юрисдикция) – страна, регион. Например,
Евросоюз, Московская область, отдельное муниципальное образование в России
(5)
По характеру взаимодействия
GR-технологии можно разделить на три группы: консервативные, конструктивные и агрессивные.
Подробнее на них посмотрим.
1
. Консервативные технологии. В GR два основных направления: снизить риски для проекта или организации и получить преимущества от взаимодействия с властью. Консервативные технологии как раз направлены на снижение рисков.
Этот набор инструментов предполагает осторожную позицию, когда в приоритет ставится безопасность, минимизация рисков и лекарский принцип
«Не навреди!». Основным инструментом является мониторинг, неконфликтная
«реагирующая» медиаактивность, действия и выступления строго в рамках закона и политического мейнстрима.