Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Низкий уровень– не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Количественные и качественные результаты:

  • 3 детей (24%) имеют высокий уровень познавательной активности;

  • 10 детей – (47%) уровень выражен средне;

  • у 5 детей активность находится на низком уровне (29%) (см.рис.2.1.)


Рис.2.1.Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе (методика В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова)

Для реализации четвертой задачи родителям предложена анкета «Познавательное развитие ребенка» (Приложение 1).

Цель: выявить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ анкеты «Познавательное развитие ребенка». Все родители (100%) считают своего ребенка любознательным.Основные мотивы познавательной деятельности ребенка: собственный интерес ребенка – 67%, по инициативе родителей – 33%.

Стимулы для поддержания познавательного интереса:отвечают на детские вопросы -60% родителей, одобряют стремление узнать новое – 30%, соединяют интересное и малопривлекательное – 10%.Значимость детских вопросов в развитии ребенка и побуждение к ним детей отмечают – 95 % родителей.

Интересы детей распределяются в следующих сферах: природа – 75% детей, мир человеческих отношений -75% детей,техника – 58 % детей,предметный мир – 50% детей,организм человека – 42% детей,астрономия – 25% детей,история – 17% детей.

Из дополнительных интересов родители отметили, что 4 ребенка интересуется войнами (19%) и проявляют компьютерный интерес 6 детей (25%).

Детскую справочную и познавательную литературу имеют 50% , полное отсутствие справочной и познавательной литературы отметили – 33% родителей.

Наличие видеотеки представлено у 75% семей, отсутствие – у 25%.

Записано в библиотеку - 9%детей (2 ребенка).


Остальная часть группы 91% - нет.

Совместно с родителями познавательные телепередачи смотрят 41% детей, иногда – 9% детей, нет – 50% детей

Совместные беседы о прочитанном проводят 66% детей и родителей, редко – 25% детей и родителей, нет – 9% детей и родителей.

Таким образом, по результатам анкеты можно сделать вывод, что большинство родителей осознают значимость познавательного развития ребенка.

Однако максимальный вклад в его развитие осуществляет только 25% родителей группы. Изучение проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста предопределило необходимость осуществления проектной деятельности в целях повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Для определения направления проектной деятельности проведен мониторинг по методике «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова см. Приложение 2).

Цель: выявить предпочитаемый вид деятельности детей.

По результатам диагностики, предпочитаемым видом деятельности стали: игровая – 29%; экспериментирование – 20%; чтение книг и изобразительная деятельность – 14%; конструирование – 13% и наименьшим предпочтением у детей - труд в уголке природы – 10% (см. рис.2.2.).


Рис. 2.2. Результаты мониторинга по методике «Выбор деятельности»
Дошкольники выбирают игровую деятельность, потому что это ведущий вид деятельности в этом возрасте. Экспериментирование, потому что эта деятельность регулярно проводится в данной группе.

Эксперименты для дошкольников как фокусы. Выполняя опыты и эксперименты дети, проявляют познавательную активность: задают поисковые вопросы, выдвигают предположения и так далее. Труд в уголке природы выбрали всего 10% воспитанников, так как в группе находится в очень малом

количестве комнатных растений, а животные вовсе отсутствуют.

Исходя, из этого целесообразней было бы провести проектную деятельность в направлении по ознакомлению детей с миром природы, для повышения познавательной активности в этой области. Так же задействовать экспериментальную деятельность, так как дети этой группы любят экспериментировать. Так как подготовительный этап выявил недостаточный познавательный интерес в области природы принято решение осуществить проектную деятельность в разделе ознакомления с миром природы.



Цель: повысить познавательную активность в области ознакомления с миром природы. В ходе проекта широко использовать экспериментальную деятельность, так как деятельность значима для детей.


II.2. Апробирование метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.



Цель: апробировать метод проекта с целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели были определены задачи:

  1. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

  2. Привлечь родителей к развитию познавательной потребности дошкольников.

Проект получил свое название «День космонавтики», (Приложение 3).Является среднесрочным и познавательно-исследовательским.

Цель:формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. О юбилейной дате празднования Дня космонавтики

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Результат: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Работа проводилась со всеми детьми, но особое внимание уделялось детям с низким и средним уровнем познавательной активности.

Проект реализован в четыре этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – организационный;

3 этап – практико-реализующий;


4 этап – обобщающий.

1 этап – подготовительный включил в себя:

1. Подбор необходимой литературы по теме.

2. Информирование родителей о реализации проекта.

3. Разработка плана проекта.

В начале реализации проекта перед родителями и детьми ставитсяпроблема: «Что за дата 12 апреля»

Для раскрытия темы им предложено собрать информацию. Разделила на небольшие подгруппы и дала задание:

  • 1 группа - стихи про космос,

  • 2 группа – полезная информация про космос,

  • 3 группа - загадки о космосе.

Таким образом, происходило информирование о начале проекта.

Совместно с педагогами-специалистами был организован план мероприятий развлекательного характера.

2 этап – организационныйвключает:

  • сбор информации о космосе;

  • собранная родителями и детьми информация послужила идеей для создания книги и была оформлена под названием «Космос – это МЫ!».

3 этап – практико-реализующий:на данном этапе был разработан план мероприятий: социально-коммуникативное развитие; сюжетно-ролевые игры.

Игра «Космонавты тренируются».

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Игра «Космодром»

Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученныхзнаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Интеллектуальная игра

«Путешествие к далеким планетам»

Цель: побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.