Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7
I.1. Из истории возникновения проектного метода 7
I.2. Сущность и особенности формирования познавательной активности детей дошкольного возраста 10
I.3. Понятие о методе проекте, особенностях его организации 19
Глава II. Практическое изучение метода проекта как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 29
II.1.Работа педагога на подготовительном этапе 29
II.2. Апробирование метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 36
II.3. Анализ результатов по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 42
Заключение 44
Введение
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения познавательных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста является весьма актуальным по целому ряду причин:
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Об этом свидетельствуют исследования, проведенныеА.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым, Е. Евдокимовой.
Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности – между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.
Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.
Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых Н.В.Абрамовских, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и другие.
М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром[16].
Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольник[21].
Динамика познавательной активности, присущая ребёнку дошкольного возраста, описана в работе Р.Буре. Характеризуя процесс её протекания, автор отмечает такие черты свойственные ей как самостоятельность, инициативность, творчество, проявление познавательного интереса к окружающей действительности, умение применять полученные знания в собственной практической деятельности, стремление постичь новое, испытать радость успеха от самостоятельно найденного решения познавательной задач.
Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы работы:
«Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Объект: образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».
Предмет: использование метода проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель:обосновать эффективность использования метода проекта на повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
-
Изучить историю возникновения проектного метода. -
Охарактеризовать сущность и особенности формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. -
Дать понятие о методе проекте, особенностях его организации. -
Описать работу педагога на подготовительном этапе. -
Апробировать метод проекта как средства для повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. -
Проанализировать результаты по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ нормативных документов. -
эмпирические: комплекс психодиагностических методик наблюдения – методика «Любознательный, активный» (автор В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова), методика «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова); анкетирование; -
общенаучные: методы математической статистики и графической обработки результатов
Гипотеза: предполагается, что включение детей в разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности старших дошкольников.
База исследования: ДОУ Муниципальный детский сад №2 «Тополек» г. Жирновск Волгоградской области.
Глава I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
I.1. Из истории возникновения проектного метода
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям ХердКиллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов») [10].
Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу.Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В практике обучения этот метод стали использовать после выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел» [13].
В России метод проектов был известен еще с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие.
Педагоги 20-х годов прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и так далее.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить профплан») [13].