Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[19].

Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности[10].

Первый тип мотивации – игровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

Второй тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.

Третий тип мотивации - мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую [14]. В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции – интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Таким образом, метод проектов – технология обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проект– это специально организованный взрослым и выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, эффективный инструмент развития познавательного интереса.Основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.Метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самостоятельность и творчество.Метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.



Глава II. Практическое изучение метода проекта как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста



II.1.Работа педагога на подготовительном этапе



Данная дипломная работа носит практический характер. Практическая часть осуществлена на базе муниципального общеобразовательного учреждения ДОУ Муниципальный детский сад №2 «Тополек» г. Жирновск Волгоградской области.

Цель практической работы: апробировать эффективность использования метода проекта c целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

  3. Проанализировать динамику познавательной активности детей методом диагностического исследования.

В работе по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода проектов было выделено несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На каждом этапе определена цель, которая конкретизирована через задачи:

1 этап – подготовительный

Цель: выявить уровень познавательной активности детей и особенности использования метода проектов в ДОУ.

Для осуществления поставленной цели определены задачи:

  1. Изучить условия работы ДОУ по проектной деятельности.

  2. Осуществить анализ комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».

  3. Выявить уровень детей старшего дошкольного возраста по проявлению познавательной активности.

  4. Осуществить контакт с родителями и выявить особенности семейного воспитания по вопросам формирования познавательной активности.

  5. Выявить предпочитаемый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.


2 этап – основной

Цель: апробировать метод проекта с целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели были определены задачи:

  1. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

  2. Привлечь родителей к развитию познавательной потребности дошкольников.

3 этап – заключительный

Цель: выявить динамику познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Обобщить результаты по использованию проекта с целью формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  2. Проанализировать динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Подготовительный этап включает в себя следующую цель: выявить уровень познавательной активности детей и особенности использования метода проектов в ДОУ.

Для осуществления поставленной цели определены задачи:

  1. Изучить условия работы ДОУ по проектной деятельности.

  2. Осуществить анализ комплексно образовательной программы «От рождения до школы» (под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».

  3. Выявить уровень детей старшего дошкольного возраста по проявлению познавательной активности.

  4. Осуществить контакт с родителями и выявить особенности семейного воспитания по вопросам формирования познавательной активности.

  5. Выявить предпочитаемый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации первой задачи изучены условия ДОУ №2 «Тополек» г. Жирновск Волгоградской области.

В год проводятся несколько проектов, в основном познавательно-исследовательские, исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

  • комплексные, например, «Мир театра», «Книжкина неделя»;

  • межгрупповые, например, «Мир животных и птиц», «Времена года»;

  • индивидуальные, например, «Я и моя семья».

По продолжительности они бывают: краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);средней продолжительности (2-3 месяца); долгосрочные.


Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, одной из ее задач является развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется и линия творчества - пробудить творческую активность детей,

стимулировать воображение.

Проанализировав общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), в образовательнойобласти «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы» в старшем дошкольном возрасте, пришла к выводу, что условием реализации проектной деятельности можно использовать время года– весна. В это время года мир позволяет дошкольникам увидеть всю красоту в полном ее объеме. Обхватить широкий выбор познавательной активности детей, а также реализовать задачи образовательной программы.

Задействовать малоактивных детей. А также раскрыть и реализовать проектно- исследовательскую деятельность в данном направлении.

Диагностика уровня познавательной активности проведена в группе (старшего дошкольного возраста). В исследовании приняло участие 10 девочек и 8 мальчиков.

Использована методика«Любознательный, активный»(автор В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова) [5].

Цель методики: выявление наличия познавательной потребности.

Критерии:

Высокий уровень– проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи.

В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Средний уровень– большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.