Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Конструирование
«Космические корабли»
Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Познавательное развитие
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
Наблюдения на прогулке за небом.
Беседа«Кого принимают в космонавты?»
Цель: Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Цель: Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Просмотр презентаций. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием «планета».
Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
Развитие речи
Заучивание стихов о космосе
Отгадывание загадок
Сочинение рассказов на тему «Космические истории»
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по немотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Цикл познавательных статей в энциклопедиях
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Космонавты»,Аппликация «Звездное небо»
Цель: развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка; развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках; учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность; закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Музыка
Развлечение «День космонавтки».
Слушание музыкальных произведений.
Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение; учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке
Познавательная активность будет развиваться тогда, когда ребенок включен в процесс
4 этап – обобщающий
Объектом исследования стал комплекс мероприятий «День космонавтики». В который включил в себя ряд мероприятий: «Эстафета я и космос». На данном этапе дети учувствовали в командной эстафете, зарабатывали планеты и в конечном итоге чья команда соберет весь ряд планет станет победителем. Это так же способствовало повышению интереса. Дети с большим азартом учувствовали в конкурсах. Соревнования формировали способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учились делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.
Оформление книги «Космос – это МЫ!»Позволило обобщить весь материал в единое целое.Совместный сбор информации о космосе повысил познавательный интерес к этому празднику у детей. А родители, принимая активное участие стали задумываться о проблеме познавательной активности своего ребенка.
Фотоотчет проекта на родительском собрании.
Реализуя проектный метод, были использованы такие методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание
воображаемой ситуации, использование музыки, презентации.
Разработанный проект полностью был реализован. В конце реализации проекта дети стали чаще задавать вопросы познавательного характера.
II.3. Анализ результатов по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить динамику познавательной активности детей.
Задачи:
-
Обобщить результаты по использованию проекта с целью формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. -
Проанализировать динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Проект проходил одну неделю, но за такое время можно заметить положительную динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики (через изучение, поведения детей, количество задаваемых вопросов) после проведения проекта: познавательная активность увеличиласьсреди детей,имеющих высокий уровень познавательной активности с 24% до 33% разница составила 9%, среди детейсо средним уровнем активности увеличилась с 47% на 52% разница составила 5%, а с низким уменьшилась на 14%, с 29% на 15%.
Активность родителей так же возросла. В начале проекта не все родители включились работу и неохотно шли на сотрудничество. Но благодаря повышению активности детей, постепенно стали включатся в процесс.
Проект включает разные виды деятельности. Спланированная система мероприятий развлекательного
, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень познавательного развития детей.
Такого роста познавательной активности детей добились, благодаря использованию метода проектов.
Полученные данные позволяют сделать следующее выводы: уровень развития познавательной активности детей стал значительно отличаться.Применение на практике метода проектов ведет к развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Оценка результатов свидетельствует о том, что проект, разработанный нами, являются эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников.Кроме того, произошло развитие общих способностей детей. В ходе проектной деятельности дети выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, делали выводы, результаты фиксировали различными способами: словесно, фотографиями, схематично.
Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Данный проект может использоваться педагогами для повышения познавательной активности в весенний период года.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, пришла к выводу, чтопроектный метод деятельностиразвивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используяметод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.
Разработанный проект «Лето – это маленькая жизнь» включал в себя разные формы работы и виды деятельности, которые способствовали повышению уровня познавательной активности старших дошкольников.Практика показала эффективность использования метода проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что было доказано результатами мониторинга детей до и после проведенного проекта. Тем самым решив поставленные задачи в начале работы.
Спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень психического развития детей.