Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Конструирование 

«Космические корабли»

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».

Познавательное развитие

Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».

Наблюдения на прогулке за небом.

Беседа«Кого принимают в космонавты?»

Цель: Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

Цель: Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Просмотр презентаций. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.

Познакомить детей с понятием «планета».

Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.

Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом

Развитие речи

Заучивание стихов о космосе

Отгадывание загадок

Сочинение рассказов на тему «Космические истории»

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по немотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.


Цикл познавательных статей в энциклопедиях

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Космонавты»,Аппликация «Звездное небо»

Цель: развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка; развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках; учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность; закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Музыка

Развлечение «День космонавтки».

Слушание музыкальных произведений.

Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение; учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке

Познавательная активность будет развиваться тогда, когда ребенок включен в процесс

4 этап – обобщающий

Объектом исследования стал комплекс мероприятий «День космонавтики». В который включил в себя ряд мероприятий: «Эстафета я и космос». На данном этапе дети учувствовали в командной эстафете, зарабатывали планеты и в конечном итоге чья команда соберет весь ряд планет станет победителем. Это так же способствовало повышению интереса. Дети с большим азартом учувствовали в конкурсах. Соревнования формировали способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учились делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Оформление книги «Космос – это МЫ!»Позволило обобщить весь материал в единое целое.Совместный сбор информации о космосе повысил познавательный интерес к этому празднику у детей. А родители, принимая активное участие стали задумываться о проблеме познавательной активности своего ребенка.

Фотоотчет проекта на родительском собрании.

Реализуя проектный метод, были использованы такие методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание



воображаемой ситуации, использование музыки, презентации.

Разработанный проект полностью был реализован. В конце реализации проекта дети стали чаще задавать вопросы познавательного характера.


II.3. Анализ результатов по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.



Цель: выявить динамику познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Обобщить результаты по использованию проекта с целью формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  2. Проанализировать динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Проект проходил одну неделю, но за такое время можно заметить положительную динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики (через изучение, поведения детей, количество задаваемых вопросов) после проведения проекта: познавательная активность увеличиласьсреди детей,имеющих высокий уровень познавательной активности с 24% до 33% разница составила 9%, среди детейсо средним уровнем активности увеличилась с 47% на 52% разница составила 5%, а с низким уменьшилась на 14%, с 29% на 15%.

Активность родителей так же возросла. В начале проекта не все родители включились работу и неохотно шли на сотрудничество. Но благодаря повышению активности детей, постепенно стали включатся в процесс.

Проект включает разные виды деятельности. Спланированная система мероприятий развлекательного
, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень познавательного развития детей.

Такого роста познавательной активности детей добились, благодаря использованию метода проектов.

Полученные данные позволяют сделать следующее выводы: уровень развития познавательной активности детей стал значительно отличаться.Применение на практике метода проектов ведет к развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Оценка результатов свидетельствует о том, что проект, разработанный нами, являются эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников.Кроме того, произошло развитие общих способностей детей. В ходе проектной деятельности дети выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, делали выводы, результаты фиксировали различными способами: словесно, фотографиями, схематично.

Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Данный проект может использоваться педагогами для повышения познавательной активности в весенний период года.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута.

Заключение




Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, пришла к выводу, чтопроектный метод деятельностиразвивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используяметод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.

Разработанный проект «Лето – это маленькая жизнь» включал в себя разные формы работы и виды деятельности, которые способствовали повышению уровня познавательной активности старших дошкольников.Практика показала эффективность использования метода проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что было доказано результатами мониторинга детей до и после проведенного проекта. Тем самым решив поставленные задачи в начале работы.

Спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень психического развития детей.