Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 году, постановлением метод проектов был осужден какчуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения.
В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» [17].
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях.
Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и другие) [11].
Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений.
Эта проблема еще недостаточно хорошо изучена. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А.И. Савенковым, старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой. Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова
Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б.В. Хозиев. Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова
И так, в современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
I.2. Сущность и особенности формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступного его понимания общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека, а, чтобы добыть эти знания он должен быть активен, открыт для познания нового.
Активность– деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания [15].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [20].
Познавательная активность– стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира [19].
Познавательная активность дошкольника проявляется в возможности преобразования заданных для усвоения знаний в соответствии с конкретными целями и задачами усвоения, следует, поэтому различать две его стороны: что (какое содержание) задано и как (какими мыслительными средствами) оно фактически усваивается.
Усвоение знаний есть процесс активной переработки ребенком общественно- исторического опыта, содержание и формы которого должны соответствовать возможностям ребенка воспроизвести этот опыт в собственной деятельности (предметно- игровой, практической, учебной, трудовой, общественно- полезной).
Как активизировать деятельность ребенка? Как развить его инициативу, самостоятельность? Ведь как бы хороши ни были программы и пособия, как бы совершенны ни были формы и методы обучения, без познавательной активности каждого ребенка не может быть подлинного усвоения знаний. Активность дошкольников не всегда бывает высокой. (А.Н Леонтьев) [14]. В дошкольном возрасте познавательные процессы еще несовершенны. Усвоить огромный объем информации дошкольнику помогают эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития дошкольника [14].
Полностью Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляетсегодня проблему познавательного развития дошкольников, используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» [2].
Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательные интересы– это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения [4].
Познавательные действия– это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора [4].
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия,при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [19].
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие творческойпознавательной активности[14].
К первой стадии относятлюбопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. Для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами,
активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата [7].
Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили, как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.
На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят творческуюпознавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача[7].
К концу пребывания в детском саду воспитатели должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать
самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности