Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2

Общие результаты диагностики уровня активизации речевой деятельности младших школьников

Результат

Кол-во учащихся

Процентное соотношение

Низкий уровень до 30 слов

6

27%

Средний уровень от 30 до 70 слов

12

55%

Высокий уровень от 70 и выше

4

18%


В таблице 3 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками экспериментального класса при написании сочинения.


Таблица 3

Грамматические ошибки

Количество учащихся

Построение предложений

Построение словосочетаний

Образование форм слов

22 человека

11

6

5

Всего (в %):

50

27

23

Как показывают данные таблицы 3, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблице 3 данную ошибку допускают 50% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения.

В таблице 4 представлены речевые ошибки, допущенные учениками экспериментального класса при выполнении задания.

Таблица 4

Речевые ошибки

Виды ошибок

Количество ошибок

1. Повтор слова в рамках небольшого контекста

10

2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций

3

3. Неудачное употребление местоимений

3

4. Неудачный выбор слова

1

5. Неудачный порядок слов

2

6. Смешение видо-временных форм

глагола

2

7. Нелепые суждения

3

Всего:

24


Как показывают данные таблицы 4, наибольшую трудность при написании сочинения у учащихся вызывают построения предложений без повторов слов.

По результатам выполнения данного задания, приходим к выводу, что уровень активизации речевой деятельности в данном классе находится на среднем уровне. Но у большинства учащихся встречаются грамматические и речевые ошибки. В следующем параграфе даны методические рекомендации, которые можно использовать на уроках русского языка с целью активизации речевой деятельности младших школьников посредством игровых технологий.

Необходимо осуществлять постоянный контроль над развитием речи и мышления школьника путем систематической диагностики, то есть, изучая его творческие работы, исправлять ошибки по стилистике и орфографии. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.



2.2 Методические рекомендации по активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий

В качестве методических рекомендаций мы предлагаем игры и комплекс упражнений, направленных на развитие речевой деятельности младших школьников.

Игра «Кто больше напишет слов?»

Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.

Например:

верный – преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный, испытанный;

милосердие – сострадательность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, мягкосердечие.

Игра «Наоборотки»

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот – победитель.

Диктант-игра «Запоминайка»

Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не.

Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов.

Образец:

чуткий – нечуткий, внимательный – невнимательный

гостеприимный, приветливый, дружелюбный, друг.


Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.

С е можно быстро обойти всё кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать.)

С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять – примирять.)

С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым.

(Полоскать – поласкать.)

С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть.

(Поседел – посидел.)

Игра «Как назвать одним словом?»


Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание); всё положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство унижение); совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т.д.

Кто первым назовет слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого больше, тот и победитель.

Игры для развития речи

Игра «Интервью»

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью – беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер – тот, кто задает вопросы. Респондент – тот, кто отвечает на вопросы.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) учитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у учителя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Игра «Картинки-загадки»

Из класса выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Игра «Сочини предложение»

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Игра «Противоположность»

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце – это часть естественной природы), «вода» (вода – это наполнитель, а чашка – это форма) и т. д.


Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Игра «Мостик»

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Комплекс упражнений

Упражнение1

Задание: найти в предложении лишнее слово.

В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

На празднике было много мальчиков, детей, девочек.

На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

Упражнение 2

Задание: найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).

Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.

Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.

Ребята бежали за лисой, но она убежала.

Был солнечный день. День был теплый.

Упражнение 3

Задание: найдите ошибки, напишите правильный вариант.

У меня много делов.

Ждут каникулов

Ходят без польт.

Засох из камня.

Упражнение 4

Задание: предложите правильный вариант.

Текет крыша

Красивше

Туманная утра

Вся семья встретились

Упражнение 5

Задание: прочитайте предложения. Напишите правильный вариант.

Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.

На зеленой лужайке стоял колодец старый.

День стал короче, а ночь длинной.

Упражнение 6

Задание: найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.

Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Упражнение 7

Задание: предложите правильный вариант.

Пример решается действием отнимания.

Девочки собирают ягоды и малину.

Около ух пятнышки.

Упражнение 8

Задание: составьте из двух предложений одно.

Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

Упражнение 9

Задание: предложите правильный вариант.

Вкусная картофель