Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уже с первого класса выделяются две задачи:
1) необходимость исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших для обучения;
2) использование возможностей урока для развития речевой деятельности детей.
При решении первой задачи – исправление недостатков речевого развития – выделяем четыре направления:
а) воспитание звуковой культуры речи;
б) уточнение словарного запаса;
в) выявление уровня сформированности фразовой речи;
г) совершенствование речевого общения.
Перечитывая К. Д. Ушинского, мы находим подтверждение правильности этого пути [17]:
1) «Метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста...»;
2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;
3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;
4) приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные» [17].
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
– развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, артикуляционная зарядка, подражание «тегонька гага-гого, коровушка му-му» [17].
– отчетливое произношение слов и фраз, чему помогают игры-инсценировки;
– корректировка темпа речи, где используются скороговорки и паузы – «красноречивое молчание»;
– развитие речевого дыхания возможно через длинные песенки (33 Егорки сидели на пригорке), «вытягивание ниточки» (на один звук вытягиваем воображаемую нить);
– увеличение силы и высоты голоса тренируется песенками большого (басовито) и игрушечного парохода (в высокой тональности);
– развитие фонематического слуха достигается дидактическими играми «Узнай и назови звук», «Подбери слово со звуком»;
– достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений (на этом этапе) с голоса учителя. «В этом возрасте я советую разучивать стихотворения не иначе, как в классе» [17], – писал великий педагог.
К. Д. Ушинский предлагает такие звуковые упражнения, «которые могут выражаться в следующих приемах: подбор детьми слов на заданные звуки; замена одних звуков другими (кот, пот, рот); перестановка одних и тех же звуков (мука-кума)» [17] и др.
Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи.
«Наставник обязан заботиться о том, чтобы дитя... вступало в духовное обладание теми сокровищами родного слова, которые оно усвоило только подражанием, полуосознанно... почему и употребляет часто некстати, не зная настоящего, точного значения употребляемых им слов и оборотов» [17].
Здесь обращается внимание не только на то, у скольких слов ребенок понимает лексическое значение, но и как правильно употребляет их в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже, умеет ли придавать словам различные оттенки, знает ли слова-связки.
Для формирования правильной речи используются:
– договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных... (ежей) нет на свете... (сторожей);
– согласование существительных и местоимений – «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
– употребление прилагательных – «Из чего предмет?» (деревянный карандаш).
Уточнение словарного запаса возможно через:
– беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним).
«Большей частью беседа эта должна отвечать на следующие простые вопросы: для чего предмет назначен? Из какого материала он сделан? Кто его сделал?» [17];
– беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному городу;
– формулирование значения слова.
Выявление уровня сформированности фразовой речи. Чтобы научить высказываться по определенной теме (выступать с развернутым высказыванием), необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.
Для этого предлагается пересказать небольшой текст («Умная галка», «Муравей и голубка»), рассказать о прожитом дне, о событии из жизни и др.
«Назначение... крошечных литературных произведений то, чтобы дитя, прочитав такой коротенький рассказ в две-три строчки, могло сразу уловить его содержание и передать его изустно» [17].
Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:
– развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, послоговое прохлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
– пониманию речи окружающих и своей собственной способствуют учебное общение в паре, задания, вида: какое слово короче – хвост или хвостик? Кто длиннее – удав или червячок? Установление связей между понятиями ложка – каша, картофель – огород;
– развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого, построение ответа на основе слов вопроса.
Вторая задача – использование возможностей для речевого развития детей в I классе в большей степени решается на уроке обучения грамоте.
Во-первых, планируя урок, учитель должен четко представлять себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока, этапы и связи между ними, отбор материала, форму подачи, выбор приемов и видов работы, форму обратной связи. Применение всех компонентов учебной деятельности направляются на конечный результат.
Цель планируется как для учителя, так и для ученика (узнать, запомнить, научиться...).
Во-вторых, с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на оргмомент важно планировать нестандартное начало урока:
– назови слова, близкие (противоположные) по значению;
– найди третье (четвертое) лишнее (выделяют сходства и различия, что обосновывают связным высказыванием);
– назови новое слово, поменяв порядок букв;
– объясни значение (заменив одну букву: бочка – точка);
– в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);
– измени ударение (стрелки, замки), изменилось ли значение;
– отгадай (составь) загадку (здесь важна совокупность признаков), дай развернутое объяснение;
– разгадывание кроссворда.
В-третьих, продуманность отбора материала:
а) содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам. К. Д. Ушинский предлагает уроки первоначального чтения по темам: мебель и посуда, части суток, деньги, имена, пять чувств и др. [17].
б) обязательное введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств.
Их на урок может принести Мудрая Сова, они есть на страницах учебника, получаются способом словообразования, подбираются синонимы и антонимы, толкуются с помощью словаря омонимы. «Всякое дитя... усваивает уже и готовый, прежде его созданный язык» [17];
в) введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова... По содержанию темы... важны... тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [17];
г) воспитательная направленность речевого обращения достигается использованием материалов «Культура общения», «Речевой этикет». Приучая создавать душевный комфорт для себя и окружающих, обогащаю урок словами и фразами речевого этикета (прошу прощения, вы не могли бы...);
д) искусственно организуется диалог. Монологическая речь формируется на основе формы речевого общения. Диалог – первая ступень развития связной речи ребенка.
Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках, но особое место в ее решении принадлежит урокам развития речи. Специальный урок развития речи – один из самых сложных, сложность его определяется многогранностью задач, которые надо решить на данном уроке, и особой подготовкой урока такого типа, поскольку он связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира. Наряду с общеобразовательными и развивающими урок развития речи решает и воспитательные задачи.
1.2 Сущностная характеристика понятия «игровые технологии»
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности [12].
Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
-
дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи; -
деятельность подчиняется правилам игры; -
учебный материал используется в качестве её средства; -
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; -
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По мнению современных педагогов, игра – наиболее прогрессивный метод обучения младших школьников. Именно в игре учителю легче сформировать у ребенка такие способности, как сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, сравнивать, а также реализовать насущные воспитательные задачи. На первоочередное место игры в развитии человекав настоящее время указывается многими педагогами.
Так, С. А. Шмаков считает, что «игра сейчас встаёт в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишённые игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются» [18, с. 52].
Существуют различные классификации игр, но большое влияние на развитие мыслительных процессов и речи оказывает дидактическая игра.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр [18].
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.