Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.) [18].
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Приведём примеры такого рода игр:
«Орфографическое лото»
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица
Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
– Куда Макар телят не гонял.
– Как в воду канул.
– Ветер свистит в карманах.
– На языке вертится.
– В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: – не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?)– не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?)– плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Склонение имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо имя существительное. Ученик ловит мяч, называет склонение и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Таким образом, применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к таким предметам, как русский язык и литература, развить в каждом такие личностные качества, как:
– целеустремлённость,
– сотрудничество,
– умение приходить на помощь товарищу,
– активность.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
На уроках русского языка и литературы можно создать условия для формирования познавательных действий учащихся. Например, используя приём составления ребусов или кроссвордов. Обучающиеся с большим интересом самостоятельно работают на уроке, демонстрируя затем свой предложенный вариант.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – утверждал Ф. И. Буслаев [3]. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные самими обучающимися, помогут мне сделать урок русского языка интересным, а в преподавание этих непростых предметов внести разнообразие.
2 Методические основы активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий
2.1 Экспериментальное обоснование процесса активизации речевой деятельности младших школьников
Опытная работа по выявлению уровня активизации речевой деятельности с применением игровых технологий проводилась в 3 классе МОУ «Ялгинская СОШ» р. п. Ялга, г. о. Саранск, Республики Мордовия по образовательной программе «Школа России». В эксперименте принимало участие 22 человека. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету «Русский язык» отношение у большинства школьников положительное.
Для диагностики уровня активизации речевой деятельности младших школьников можно использовать различные методики, анкеты, наблюдения, игры. Нами было использовано игровое задание, при помощи которого можно выявить уровень активизации речевой деятельности учащихся. Школьникам было предложено сочинить текст из наибольшего количества слов начинающихся на одну и ту же букву. Например: Однажды Отец Онуфрий обходя Онежское озеро и т. д.
Обработка данных.
По полученным данным испытуемых составляется сводная таблица (Таблица 1). В ней идет подсчет слов, начинающихся на одну и ту же букву, а также учитывается связь этих слов между собой по смыслу. Тем самым по результатам данной игры мы выявляем уровень активизации речевой деятельности учащихся данного класса.
Вот некоторые работы учащихся данного класса:
Низкий уровень: Саша с Соней сели смотреть сериал. Стали спорить. Смотрим «Солдаты» - сказала Саша. «Собака» - сказала со смехом Соня. «Селёдка» - сказала со смехом Саша. Соня сбежала. Саша стала смотреть сериал «Солдаты»(29 слов).
Средний уровень: Приехал папа, привез подарки. Первому показал подарок Павлику. «Прекрасный паровоз» - произнес Павлик. Понравился Павлику подарок. Полине папа подарил попугая по прозвищу «Петька». Пёрышки попугая пестрые, пушистые. Полина пошла, покормить питомца. Павлик побежал помочь. Попугай поклевал подкормки, полетел! Павлик прокричал: «Поймаю!!! Поймаю!!!» Папа понял, подарки понравились.(45 слов)
Высокий уровень: Среди сплошных снегов сурового севера стояло скромное село Соловки. Село славилось своей седой стариной, самобытностью. Сюда сотнями съезжались специалисты, сотрудники, студенты. Слушали сказания, срисовывались строения, собирали сказки. Среди селян сожительствовали супруги: старик со своею старухой. Старик слесарничал, столярничал, строил сараи, сушил сено, сажал салат, смородину, собирал сыроежки, солил, стрелял соболей. Со скуки старуха сплетничала с соседками, ссорилась с супругом. Старик скрашивал свое существование сложением стихов. Считая себя скверным стихотворцем, старик скромничал, стеснялся своего сочинительства. Стихи слагались сами собой, содержали самое сокровенное (81 слово).
Таблица 1
Результаты выполнения задания
№ п/п | Фамилии учащихся 4 класса | Количество слов, которые начинаются на одну и ту же букву |
1 | Артасов А. | 15 слов |
2 | Баринова Т. | 46 слов |
3 | Вагин В. | 14 слов |
4 | Демин И. | 67 слов |
5 | Доталев К. | 89 слов |
6 | Заварыкина А. | 54 слова |
7 | Заирова А. | 6 слов |
8 | Злобина А. | 45 слов |
9 | Крочагина Ю. | 28 слов |
10 | Кумакшева Ю. | 42 слова |
11 | Куракин С. | 62 слова |
12 | Парфенова Т. | 36 слов |
Продолжение таблицы 1
13 | Русяева К. | 75 слов |
14 | Русяева Е. | 39 слов |
15 | Рябова К. | 17 слов |
16 | Семакина Т. | 43 слова |
17 | Сыркин Д | 26 слов |
18 | Турманкин А. | 49 слов |
19 | Фомина А. | 94 слова |
20 | Цыбаков Д. | 81 слово |
21 | Юдин Д. | 38 слов |
22 | Яськина Н. | 53 слова |