Файл: Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 Социология Профиль Прикладная информатика в социологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Факторы потребительского поведения
Особенности потребления в крупном городе
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1. Молодежь как элемент структуры крупного города
2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ
Рисунок 6. Ключевой фактор при выборе товара
В целях изучения рациональности потребительского поведения респондентам был задан вопрос о цели совершения покупок. Более половины респондентов совершают покупки в случае реальной необходимости. Всего 4 женщины и 4 мужчины склонны к «демонстративному потреблению», совершают покупки для самоутверждения и демонстрации своего социального статуса. Для того, чтобы получить удовольствие от самого факта свершения покупки, потребляют 6 респондентов-женщин и ни одного мужчины. Из этого можно сделать вывод, что девушки-студентки часто используют шоппинг как вид досуга, для развлечения (Рисунок 7).
Рисунок 7. Цель покупки
Еще одним показателям рациональности покупательского поведения является тип потребления. Для того, чтобы выяснить к какому типу относится тот или иной потребитель, было выделено две категории: «Покупаю быстро и импульсивно, часто совершаю спонтанные покупки» и «Вдумчиво и внимательно выбираю товар, четко знаю, чего хочу, стараюсь не покупать лишнего».
Таким образом, к рациональным потребителям, которые внимательно подходят к выбору товара относится чуть меньше половины респондентов (Рисунок 8). Респонденты обоих полов примерно в равной степени склонны к спонтанным и необдуманным покупкам.
Что касается рациональности распределения доходов, то большинство респондентов, а именно 86%, стараются регулярно откладывать часть своих средств с целью накопления, и только 14% тратят все деньги, ничего не откладывая.
Рисунок 8. Рациональность потребительского поведения
Раздел 2. Влияние Интернета на потребительское поведение
В современном информационном обществе невозможно не учесть тот факт, что огромное влияние по потребителя имеет Интернет. А именно Интернет-шоппинг, который трансформировал потребительские практики молодежи.
Как показал опрос (Рисунок 10), подавляющее большинство студентов (91%) делает покупки через Интернет.
Рисунок 10. Вы делаете покупки через Интернет
Респонденты, которые не используют Интернет-шоппинг, назвали две причины почему для них этот вид шоппинга не удобен. Первое, для них важно предварительно визуально оценить товар, потрогать. Второе, долгое время ожидания заказа или посылки: они хотят получить товар сразу.
Так как Интернет шоппинг является онлайн-копией реальных магазинов и некоторых услуг, интересно было узнать какие из них наиболее часто используются студентами и почему. Для этого студентам был задан вопрос «Какие товары и услуги Вы приобретаете через Интернет?». Далее будет приведен список товаров по мере убывания их популярности:
-
-
Билеты на автобус, поезд, самолет -
Одежда и обувь -
Книги, учебные пособия, журналы -
Бытовая техника и электроника -
Путевки -
Товары для здоровья, косметика и парфюмерия -
Товары для дома -
Спортивные товары -
Продукты питания
Таким образом, самыми популярными товарами являются билеты на концентры, в театры и кинотеатры, а также билеты на транспорт. Одежда и обувь тоже высоко востребованная категория в Интернет-шоппинге среди молодежи. Меньше всего респонденты заказывают еду через Интернет. Это может быть связано с тем, что респонденты опасаются получить не качественный или испортившийся продукт.
Чтобы понять почему студенты предпочитают реальному шоппингу онлайн-шоппинг студентам предложили выбрать его главные преимущества.
Самыми распространенными причинами такого выбора стали:
-
Экономия времени и сил -
Цены на товары и услуги ниже, чем в обычных магазинах -
Возможности приобрести зарубежные или недоступные товары
Более того, 98% респондентов отметили, что именно такой вид рекламы как Интернет-реклама влияет на их потребительское поведения больше других (Рисунок 11). Посредством Интернет-рекламы производители задают потребительское поле студенческой молодежи.
Рисунок 11. Какой вид рекламы влияет на Вас больше всего?
Также такой вид рекламы, по мнению респондентов, может быть полезен, так как дает возможность ознакомиться с новыми товарами и услугами, получить нужную информацию.
Выводы
Проанализировав и описав результаты эмпирических данных можно сделать выводы об особенностях потребительского поведения студенческой молодежи СПБГУ. Перед началом исследования был выдвинут ряд гипотез, касающихся особенностей потребительского поведения студенческой молодежи.
Далее будут рассмотрены эти гипотезы:
-
«Студенты склонны к незапланированным покупкам, часто покупают быстро и импульсивно»
Гипотеза № 1 подтвердилась. Студенты действительно склонны к спонтанным и необдуманным покупкам. Это гипотеза оказалась правдивой для обоих полов респондентов. Такая тенденция может быть связана во многом со внешними факторами. Например, спонтанное желание приобрести зачастую ненужный товар обычно возникает под воздействием сторонних раздражителей - современные продавцы в совершенстве владеют искусством манипуляции поведением потребителя.
-
«В силу ограниченности доходов студенты тратят все свои располагаемые средства, ничего не откладывая»
Гипотеза № 2 не подтвердилась. Что касается распределения доходов, то абсолютное большинство респондентов наоборот стараются регулярно откладывать часть своих средств с целью накопления, и только 1/10 из них тратят все деньги, ничего не откладывая. Из этого можно сделать вывод, что молодые люди рациональны в своем подведении, не склонны к бесконтрольной трате средств и думают о своем будущем.
-
«Так как молодежь наиболее прогрессивная социально-демографическая группа, то модные тенденции и бренды товаров имеют решающее значение в процессе принятие решения о покупке»
Гипотеза № 3 тоже не подтвердилась. Как уже было отмечено ранее, потребительское поведение молодежи в большей степени имеет рациональный характер. Ключевыми характеристиками товара выступают состав и качество товара, а также его цена. Соответственно, можно сделать вывод о том, что молодежь в малой степени подвержена «эффекту Веблена» и думает скорее рационально.
-
«Экономический фактор является ключевым в формировании потребительского поведения»
Гипотеза № 4 подтвердилась. Так как большинство студентов очной формы не имеют постоянного места работы и финансово зависят от родителей, выбранная ими характеристика их материального положения ограничивает их потребительское поведение, более того, многие из них испытывают финансовые трудности, из-за которых денег хватает только на поддержание жизни и удовлетворение базовых потребностей.
-
«Интернет-реклама – самый эффективный способ влияния на молодых потребителей»
Гипотеза № 5 подтвердилась. Все респонденты кроме одного определили именно Интернет-рекламу как самый эффективный способ формирования потребностей и мотивов потребления. Более того, реклама в Интернете была отмечена респондентами как источник полезной информации, помогающий ознакомиться с товаром или услугой.
-
«Такая инновационная потребительская практика как Интернет-шоппинг пользуется высоким спросом у студенческой молодежи по причине своего удобства»
Данная гипотеза подтвердилась. Действительно, большая часть студентов используют онлайн-магазины для удовлетворения своих нужд потому, что такой вид шоппинга экономит время и силы, а также помогает получить редкий и эксклюзивный товар.
Заключение
В настоящей работе был проведен социологический анализ потребительского поведения современной студенческой молодежи как наиболее активного компонента структуры крупного города на примере студентов Санкт-Петербургского государственного Университета.
Остановимся подробнее на результатах поставленных задач:
-
В ходе работы были выделены основные понятия и определения, раскрывающие тему «потребительского поведения», такие как «потребности», «потребление», «потребительское поведение». -
Рассмотрев ключевые аспекты, связанные с понятием «потребительское поведение» и теоретико-методологические подходы к его анализу, была составлена классификация факторов различного порядка, обуславливающих тот или иной тип поведения потребителей в крупном городе. Данная теоретическая база легла в основу эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей потребительского поведения студенческой молодежи. -
На основе информации, полученной в результате теоретического обзора темы «потребительское поведение» были выявлены особенности потребления такой социально-демографической группы как студенческая молодежь (на примере студентов СПБГУ).
В результате проведенного исследования выяснилось, что несмотря на то, что социологи и выдвигают значимость культурного и социального факторов потребления на первый план, сегодня факторы экономического характера выступают ключевыми в формировании потребительского поведения студенческой молодежи г. Санкт-Петербурга и во многом обуславливают это поведение. Студенты в своем потребительском поведении нацелены на снижение затрат, руководствуются принципом цены и качества товара, стремятся к накоплению средств, и в силу этих причин наблюдается осуществление потребительских практик, направленных на разумную экономию в сфере продовольствия, одежды, бытовой техники. Организация потребления устроена так, что студенты соотносят свои финансовые возможности и желания, и в случае чего, готовы сузить свое потребительское поле, поступиться привычками и ценностями. Тем не менее, несмотря на ведущую роль экономического фактора, детерминирующего потребительские практики студентов современного крупного города, было отмечено влияние и определенных факторов социально-культурного порядка (мода, склонность к демонстративному потреблению). Это не удивительно, ведь молодежь — это наиболее прогрессивная социально-демографическая группа, поддающаяся веяниям моды и, хоть и в меньшей степени, эффекту Веблена.