Файл: Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 Социология Профиль Прикладная информатика в социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, студенческая молодежь в большей степени нацелена на повышение своего уровня жизни, получение образования, осуществление профессионального и карьерного роста. Это объясняет стремление большого процента молодых людей как можно скорее освободиться от материальной зависимости от старшего поколения и получить достойную работу, добиться карьерных успехов

Во-вторых, у молодых людей отсутствуют стойкие стереотипы, свойственные старшему поколению, т.е. молодежь является наиболее гибкой и наименее консервативной частью общества, нацелена на перемены и инновационность.

В-третьих, молодежь транслирует видоизменение нормы и ценности предыдущего поколения, внося что-то новое, особенное для этого молодого поколения. Тем самым молодежь в небольшой степени меняет систему норм и ценности общества.

В-четвертых, в случае с потребительским поведением меняются условия воспроизводства и соответственно меняется потребление, а молодежь как наиболее активный элемент структуры города демонстрирует новые тенденции, выступает индикатором будущих изменений.

2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ


Программа социологического исследования

Для того чтобы выявить особенности потребительского поведения студенческой молодежи и продемонстрировать возможности разработанного инструментария было проведено пилотажное эмпирическое исследование на тему «Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ».

Чтобы определить проблемную ситуацию исследования, необходимо обозначить тот факт, что студенты являются особой социальной группой не только в составе населения, но и в составе самой молодежи. Как уже упоминалось ранее, молодежь – наиболее активная социально-демографическая группа, стремящаяся, в основном, как можно быстрее освободиться от материальной зависимости старшего поколения и занять место в верхних слоях социальной структуры общества. Сегодня, в эпоху информационного общества, для того, чтобы занять в социальной структуре желаемый статус, молодежи необходимо владеть знаниями, информацией – все это дает высшее образование. Данный факт обусловил выбор студенческой молодежи в качестве объекта исследования.

Таким образом, объектом исследования выступают студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Выбор студентов определенного ВУЗа, а именно СПБГУ, обусловлен доступностью респондентов для исследователя.

Предметом исследования является их потребительское поведение. Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического обзора темы «потребительское поведение», представленного в первой главе, выявиться особенности и тенденции потребительского поведения современного поколения студенческой молодежи.

Поставленная цель требует решения нижестоящих задач:

  1. Определить степень влияние факторов различного порядка на потребительское поведение студенческой молодежи.

  2. Оценить какие потребности выступают движущим мотивом того или иного типа потребительского поведения.

  3. Оценить влияние Интернета на потребительские практики студенческой молодежи.

В связи с поставленными задачами были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Студенты склонны к незапланированным покупкам, часто покупают быстро и импульсивно.

  2. В силу ограниченности доходов студенты тратят все свои располагаемые средства, ничего не откладывая.

  3. Так как молодежь наиболее прогрессивная социально-демографическая группа, то модные тенденции и бренды товаров имеют решающее значение в процессе принятие решения о покупке.

  4. Экономический фактор является ключевым в формировании потребительского поведения.

  5. Интернет-реклама – самый эффективный способ влияния на молодых потребителей.

  6. Такая инновационная потребительская практика как Интернет-шоппинг пользуется высоким спросом у студенческой молодежи по причине своего удобства.

Для сбора данных был применен метод Интернет-опроса. Составленная анкета (см. Приложение 1) была отправлена студентам Санкт-Петербургского Государственного Университета через социальную сеть «В Контакте».

Генеральной совокупностью являются все студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. В выборочную совокупность вошли те из них, кто использует такой ресурс как «В Контакте».

Всего в опросе приняло участие 44 студента СПБГУ в возрасте от 18 до 25 лет, среди них 15 мужчин и 29 женщин. Такая выборка не является репрезентативной для проведения реального социологического исследования, но, в связи с тем, что данное исследование учебное, и носит характер пилотажа, оно может помочь протестировать разработанную методику и показать общие тенеденции потребительского поведения студентов.



В рамках проведения опроса были использованы закрытые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов и один вопрос с полем для возможного самостоятельного заполнения. Все полученные эмпирические данные были подвергнуты дальнейшей обработке. Далее будут представлены результаты анализа полученных данных.
Анализ результатов эмпирического исследования

Всего было опрошено 44 студента от 18 до 25 лет. Данная выборка достаточна для пилотажного исследования, цель которого отработка и демонстрация возможностей разработанного инструментария.

Распределение опрошенных по полу: 29 женщин (66%) и 15 мужчин (34%), что в целом соответствует гендерной структуре Санкт-Петербургского государственного Университета.

Половая структура выборки приведена на круговой диаграмме (Рисунок 1).



Рисунок 1. Распределение респондентов по полу
Раздел 1. Структура доходов и расходов потребителей

Согласно теоретической модели исследования, экономических фактор можно раскрыть через соотношение структуры доходов и расходов респондентов.

Студенты очной формы обучения – это социальная группа с нестабильным финансовым положением, их доход складывается из подработок, различных стипендий, социальных выплат и финансовой поддержки родителей. На диаграмме (Рисунок 2) показано соотношение этих источников дохода.



Рисунок 2. Основной источник дохода
Как видно по диаграмме, основным источником дохода для большинства респондентов, а точнее для 68% из них, выступает финансовая поддержка родителей, 23% имеют подработки, 7% в связи со своим статусом получают социальные выплаты, и лишь для 2% стипендия является главным источником дохода.

Такое распределение говорит о большой финансовой зависимости студентов от родителей, и, соответственно, их потребительское поведение ограничено доходами их семей.

В целях конкретизации финансовых возможностей потребления, респондентов попросили оценить их материальное положение с помощью одной из характеристик, приведенных ниже. Процентное соотношение получилось следующее:

  1. Денег не хватает даже на продукты – 2%

  2. На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения – 32%

  3. Денег хватает на продукты и на одежду, но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является проблемой – 48%

  4. Я без труда могу приобретать вещи длительного пользования, однако для меня затруднительно приобретать действительно дорогие вещи (машина, дача, квартира) – 16%

  5. Могу позволить себе все (в том числе крупные покупки, при необходимости (машину, дачу, квартиру) – 2%


Корреляция между оценкой респондентов своих финансовых возможностей и реальным доходом оказалась весьма ожидаемой. Так, респонденты, чей доход меньшее 5000 рублей отнесли себя к категории «Денег не хватает даже на продукты», респонденты, чей доход сравнительно высокий – выше 40 000, отнесли себя к категории «Могу позволить себе все». 80 % респондентов, чей доход варьируется от 5000 до 10 000 рублей отнесли себя к категории «На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения». С категорией «Денег хватает на продукты и на одежду, но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является проблемой» соотнесла себя примерно половина респондентов с доходом от 10 000 до 20 000 рублей, а доход второй половины респондентов в этой категории варьируется в пределах 20 000 – 30 000 рублей.С характеристикой «Я без труда могу приобретать вещи длительного пользования, однако для меня затруднительно приобретать действительно дорогие вещи (машина, дача, квартира)» соотносят себя 85% респондентов с доходом от 30 000 до 40 000, оставшиеся 15% с доходом от 20 000 до 30 000.

Исходя из того, что полученные данные не показали резкого логического несоответствия между анализируемыми переменными, можно сделать вывод о том, что студенческая молодежь реально смотрит на свои доходы и соотносит их со своими покупательскими возможностями.

Согласно полученным данным (Рисунок 3) 61% опрошенных не являются местными жителями и приехали в Санкт-Петербург с целью получения образования. В связи с этим многие из приезжих студентов живут в общежитии, снимают квартиру или живут в собственной. Это могло бы касаться и местных студентов, но все же большинство из них (приблизительно 90%) живет с родителями. Таким образом, такой фактор как место проживания, тоже достаточно сильно коррелирует с доходом.


Рисунок 3. Является ли Санкт Петербург родным городом
Для более детального изучения степени влияния экономического фактора на потребительское поведение необходимо рассмотреть магазинам какой ценовой категории отдает предпочтение современная студенческая молодежь. Речь идет о повседневных потребительских практиках: покупка одежды, обуви, продуктов питания.

Для того, чтобы это выяснить, респондентам был задан вопрос: «Где вы чаще всего совершаете покупки продуктов питания?». Полученное распределение представлено на Рисунке 3.



Рисунок 4. Где вы чаще всего совершаете покупки продуктов питания?
Согласно полученным данным четко видно, что большая часть студентов - 86%, отдает предпочтение сетевым гипермаркетам и супермаркетам (Пятерочка, Лента, Перекресток, Магнит и т. п.). Это магазины типа масс-маркет, в которых приемлемые цены, доступные для студентов. С большим отрывом занимают второе место магазины здоровых продуктов, диетических продуктов, экологически чистых продуктов. В таких магазинах приобретает продукты 10% респондентов. Самой маленькой популярностью у студентов пользуются несетевые магазины – их выбирают 2% респондентов и продуктовые рынки – тоже 2%. Магазины «премиум класса» (Азбука Вкуса, Лэнд, Глобус Гурме) не выбрал ни один респондент.

Аналогичная ситуация сложилась и с потреблением одежды и обуви: ощущается значительный перевес в сторону масс-маркета (Рисунок 5).

Далее рассмотрим какие досуговые потребительские практики предпочтительнее для студентов (Рисунок 9).


Рисунок 9. Досуг в городской среде
Самыми популярными досуговыми практиками оказались посещения театров, кинотеатров, концертов – 27%, еще столько же респондентов предпочли бы потратить свои средства на получение дополнительного образования – посещение курсов, лекций, мастер-классов. 25% респондентов выбрали вариант «приобретение абонемента в спортивный зал или на спортивную секцию». 14% процентов предпочли бы посетить бар, ресторан или клуб. 7% выбрали вариант провести свой досуг в музее или на выставке.




Рисунок 5. Где Вы чаще всего приобретаете одежду и обувь?
Больше половины респондентов – 66%, приобретают одежду в сетевых магазинах типа масс-маркет, а еще 21% в дискаунтерах, аутлетах и сток-центрах – это такие же магазины масс-маркета, только с большими скидками за счет того, что вещи, представленные там, могут быть из старой коллекции или не по сезону. 9% респондентов выбирают вещевые рынки, 2% выбирают магазины типа секонд-хенд, интернет-сайты с частными объявлениями по продаже б/у товаров (Авито, Юла) и еще 2% пользуется услугами индивидуального пошива одежды. Магазины класса «люкс», бутики, магазины с эксклюзивной одеждой и шоурумы не выбрал ни один из опрошенных.

Ключевым фактором при выборе товара выступает такая объективная характеристика как состав и качество товара – большинство респондентов обоих полов выбрали именно этот вариант (Рисунок 6). Следующая по важности для респондентов характеристика - цена товара. Бренд товара имеет значение для совсем малого числа потребителей (для 5 женщин и 2 мужчин). Последнее место у потребителей занимает соответствие моде: этот вариант не выбрал ни один мужчина и только 4 девушки.