Файл: Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 Социология Профиль Прикладная информатика в социологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Факторы потребительского поведения
Особенности потребления в крупном городе
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1. Молодежь как элемент структуры крупного города
2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ
В современном информационном обществе невозможно не учесть тот факт, что огромное влияние по потребителя имеет Интернет. А именно Интернет-шоппинг, который трансформировал потребительские практики молодежи. У молодых людей отсутствуют стойкие стереотипы, свойственные старшему поколению, т.е. молодежь является наиболее гибкой и наименее консервативной частью общества, нацелена на перемены и инновационность. В силу своей гибкости, молодежь открыта ко всему новому, в том числе и к новому виду осуществления ежедневных потребительских практик – Интернет-шоппингу. Подавляющее большинство молодежи использует онлайн-магазины по причине того, что это экономит время, силы, и финансовые средства, а также дает возможность приобрести эксклюзивные и зарубежные товары.
Таким образом, в процессе описания результатов были выделены факторы, обуславливавшие потребительское поведение, а также особенности, характерные для потребителей исследуемой социально-демографической группы.
Список использованной литературы
-
Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. СПБ., 2007. -
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. -
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. -
Бурдье П. Рынок символической продукции. М., 2002. -
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. -
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.. -
Веселов Ю.В., Кашин А.Л. Экономическая социология: теория и история. СПБ.: Нестор-История, 2012. -
Виды рекламы в Интернете. URL: https://www.promo-webcom.by/analytics/internet-advert/3944-reklama-v-internete-vidyi-i/ (дата обращения: 06.04.2018) -
Гальперина В. М. Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993. -
Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979. -
Ельмеев В. Я. Трудовая теория потребительной стоимости – новая парадигма экономической науки. СПб., 1996. -
Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг. URL: http://pravo.studio/ekonomika/jan-furaste-kak-osnovopolojnik-nauchnogo8795.html (дата обращения: 18.03.2018) -
Ланкастер К. Приемы и новаторство в технологии потребления. СПб., 1993. -
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. М., 2008. -
Малинина Т. Б. Мера труда и мера потребления. СПб., 2008. -
Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1993. -
Направления информационного менеджмента. URL: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php?title=Информационный_менеджмент&mobileaction=toggle_view_mobile (дата обращения: 05.04.2018) -
Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. URL: https://studopedia.ru/6_63944_osnovnie-faktori-opredelyayushchie-otsenki-i-povedenie-potrebiteley.html (дата обращения: 30.03.2018) -
Понятие и стадии жизненного цикла семьи. URL: http://txtb.ru/148/6.html (дата обращения: 25.03.2018) -
Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей. URL: http://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/potrebnosti-klassifikatsiya-zakon-48055.html (дата обращения: 17.03.2018) - Потребности как движущий мотив потребительского поведения. URL: https://psyera.ru/4080/potrebnosti-kak-dvizhushchiy-motiv-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 16.03.2018)
-
Ремаркетинг. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/remarketing/ (дата обращения: 06.03.2018) -
Референтная группа. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/referentnaya_gruppa/ (дата обращения: 30.03.2018) -
Ритцер Д. Макдональдизация общества. М.: Праксис, 2011. -
Роль информационного менеджмента в управлении. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25482889 (дата обращения: 02.04.2018) -
Руденко Л. Д. Основы социологии города. Ярославль, 2012. -
Социальная структура современного российского общества Т. И. Заславской. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/99772/24/Davydov_-_Sociologiya__konspekt_lekciii.html (дата обращения: 01.04.2018) -
Социальные классы в обществе. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-klass.html (дата обращения: 31.03.2018) -
Социальные статусы и роли. URL: http://www.elitarium.ru/socialnyj-status-rol-chelovek-lichnost-otnoshenija-obshhestvo-povedenie-obraz-dejatelnost-objazannosti/ (дата обращения: 30.03.2018) -
Социология моды: обзор классических концепций. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/19/1270386284 (дата обращения: 18.03.2018) -
Субкультура. URL: http://voluntary.ru/termin/subkultura.html (дата обращения: 31.03.2018) -
Флекснер К. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М., 1995. -
Функциональный и нефункциональный спрос. URL: http://economy-ru.info/info/72799/ (дата обращения: 30.03.2018) -
Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации. М., 2011. -
Экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/iiodaaeaiea.html (дата обращения: 17.03.2018) -
Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harpaer & Row, 1954. -
The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996.
Приложения
Приложение 1
Потребительское поведение студенческой молодежи
Уважаемые студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета!
Просим Вас принять участие в опросе, который посвящен изучению особенностей потребительского поведения студенческой молодежи. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов. Выберите тот вариант, который ближе всего совпадает с Вашим мнением.
Опрос полностью анонимный, полученные данные будут использоваться в обобщенном виде, исключительно в рамках научных целей исследования.
Анкета
-
Укажите ваш пол:
-
Мужской -
Женский
-
Укажите ваш возраст: ______
-
Санкт-Петербург - ваш родной город?
-
Да -
Нет
-
Где вы проживаете?
-
Живу с родителями -
Снимаю квартиру -
Живу в собственной квартире -
Живу в общежитии
-
Укажите, пожалуйста, все ваши источники дохода:
-
Заработная плата -
Финансовая помощь родителей -
Академическая стипендия (обычная) -
Повышенная академическая стипендия(ПАС) -
Социальные выплаты
-
Какая из приведенных ниже характеристик наиболее точно характеризует ваше материальное положение?
-
Денег не хватает даже на продукты -
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения -
Денег хватает на продукты и на одежду, но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является проблемой -
Я без труда могу приобретать вещи длительного пользования, однако для меня затруднительно приобретать действительно дорогие вещи (машина, дача, квартира) -
Могу позволить себе все (в том числе крупные покупки, при необходимости (машину, дачу, квартиру)
-
Каков Ваш суммарный месячный доход в рублях?
-
Менее 5 000 -
5 000 - 10 000 -
10 000 - 20 000 -
20 000 - 30 000 -
30 000 – 40000 -
Более 40 000
-
Где вы чаще всего приобретаете одежду и обувь?
-
Магазины типа секонд-хенд, интернет-сайты с частными объявлениями по продаже б/у товаров (Авито, Юла) -
Вещевые рынки -
Дискаунтеры, аутлеты, сток-центры -
Магазины масс-маркета -
Магазины класса «люкс», бутики -
Шоу-румы (магазины с эксклюзивной одеждой) -
Пользуюсь услугами индивидуального пошива одежды и обуви (ателье)
-
Где вы чаще всего совершаете покупки продуктов питания?
-
Сетевые гипермаркеты и супермаркеты (Лента, Магнит, Пятерочка, Перекресток) -
Рынки, продуктовые палатки -
Магазины «премиум-класса» (Азбука Вкуса, Лэнд, Глобус Гурме) -
Магазины здорового питания, диетических продуктов, экологически чистых продуктов
-
Вы делаете покупки через интернет?
-
Да (переход к вопросу 11,12,13) -
Нет (переход к вопросу 14)
-
Какие товары и услуги Вы приобретаете через Интернет?
-
-
Продукты питания -
Бытовая техника и электроника -
Билеты на концерты, в театр и кинотеатр -
Билеты на автобус, поезд, самолет -
Путевки -
Товары для здоровья, косметика и парфюмерия -
Украшения -
Книги, учебные пособия, журналы -
Товары для дома -
Спортивные товары -
Другое
-
Что Вам больше всего нравится в Интернет-шоппинге? (выберите 3 варианта ответа)
-
Это экономит время и силы -
Цены на товары и услуги ниже по сравнению с обычными магазинами -
Широкий ассортимент -
Возможность доставки и самовывоза -
Удобная система поиска необходимого товара или услуги -
Возможность приобрести эксклюзивные товары, которые не продаются в обычных магазинах -
Возможность приобрести зарубежные товары -
Возможность прочитать отзывы о данном товаре или услуге -
Другое
-
Когда вы заранее планируете приобрести какой-либо товар, какой образ действий Вам больше подходит?
-
Сначала я посмотрю информацию об интересующем меня товаре в Интернете, а затем приобрету его в обычном магазине -
Сначала я изучу интересующий меня товар в обычных магазинах, а затем приобрету его через Интернет -
Я посмотрю информацию о товаре в Интернете и куплю его тоже через Интернет -
Я не ищу информацию об интересующих меня товарах в Интернете
-
Почему Вы не делаете покупки через Интернет?
-
Не доверяю интернет-магазинам, считаю этот вид шоппинга небезопасным -
Не умею совершать покупки через Интернет -
Не люблю ждать, хочу получить товар сразу -
Перед покупкой для меня важно визуально оценить товар, потрогать
-
На какой вид досуга в городском пространстве Вы бы охотнее потратили деньги?
-
Займусь дополнительным образованием: пойду на лекции/курсы/мастер-классы -
Пойду на выставку/в музей/поеду на экскурсию -
Схожу в бар/ресторан/клуб -
Схожу в театр/кинотеатр/на концерт -
Куплю абонемент в фитнес-клуб/на спортивную секцию
-
Что для Вас чаще всего выступает ключевым фактором при выборе товара?
-
Состав и качество -
Бренд -
Цена -
Соответствие моде
-
С какой целью Вы чаще всего совершаете покупки?
-
Реальная необходимость в товаре -
Чтобы получить удовольствие от факта совершения покупки -
Для самоутверждения и демонстрации своего социального статуса
-
Какое из двух утверждений Вам ближе?
-
Покупаю быстро и импульсивно, часто совершаю спонтанные покупки -
Вдумчиво и внимательно выбираю товар, четко знаю чего хочу, стараюсь не покупать лишнего
-
Как Вы обычно распоряжаетесь своими доходами?
-
Трачу все деньги, ничего не откладываю -
Делю деньги на текущие нужды, оставшиеся могу отложить -
Обязательно откладываю часть, остальное трачу
-
Какой вид рекламы влияет на Вас больше всего?
-
Телевизионная реклама -
Радиореклама -
Интернет-реклама -
Рекламные щиты, реклама на транспорте -
Реклама в печатных СМИ
-
Бывает ли реклама для Вас полезной?
-
Да -
Нет
1 Экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/iiodaaeaiea.html (дата обращения: 17.03.2018)
2 Веселов Ю.В., Кашин А.Л. Экономическая социология: теория и история. СПБ.: Нестор-История, 2012. C. 565.
3 Там же.
4 Потребности как движущий мотив потребительского поведения. URL: https://psyera.ru/4080/potrebnosti-kak-dvizhushchiy-motiv-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 16.03.2018)
5 Maslow A. H. Motivation and Personality. New York: Harpaer & Row, 1954. P. 16.
6 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей. URL: http://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/potrebnosti-klassifikatsiya-zakon-48055.html (дата обращения: 17.03.2018)
7
8 Там же.
9 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1993. С. 156.
10 Там же. С. 159.
11 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. С. 85.
12 Там же.
13 Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 29.
14 Там же. С. 35.
15 Веселов Ю.В., Кашин А.Л. Экономическая социология: теория и история. СПБ.: Нестор-История, 2012. C. 602.
16 Социология моды: обзор классических концепций. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/19/1270386284 (дата обращения: 18.03.2018)
17 Малинина Т. Б. Мера труда и мера потребления. СПб., 2008. С. 43.
18 Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг. URL: http://pravo.studio/ekonomika/jan-furaste-kak-osnovopolojnik-nauchnogo8795.html (дата обращения: 18.03.2018)
19 Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979. С. 152.
20 Флекснер К. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М., 1995. С. 152.
21 Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 202
22 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С.164
23 Веселов Ю.В., Кашин А.Л. Экономическая социология: теория и история. СПБ.: Нестор-История, 2012. C. 602.
24 Бурдье П. Рынок символической продукции. М., 2002. С. 103
25 Ритцер Д. Макдональдизация общества. М.: Праксис, 2011. С. 552.
26 Там же. С. 450.
27 Там же. С. 578.
28 Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. СПБ., 2007. С. 21.
29 Понятие и стадии жизненного цикла семьи. URL: http://txtb.ru/148/6.html (дата обращения: 25.03.2018)
30 Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации. М., 2011. С. 27.
31 Там же. С. 28.
32 Там же.
33 Там же.
34 Там же.
35Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. URL: https://studopedia.ru/6_63944_osnovnie-faktori-opredelyayushchie-otsenki-i-povedenie-potrebiteley.html (дата обращения: 30.03.2018)
36 Референтная группа. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/referentnaya_gruppa/ (дата обращения: 30.03.2018)
37 Социальные статусы и роли. URL: http://www.elitarium.ru/socialnyj-status-rol-chelovek-lichnost-otnoshenija-obshhestvo-povedenie-obraz-dejatelnost-objazannosti/ (дата обращения: 30.03.2018)
38 Там же.
39 Функциональный и нефункциональный спрос. URL: http://economy-ru.info/info/72799/ (дата обращения: 30.03.2018)
40 Там же.
41 Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. М., 2008. С. 3-4
42 Там же.
43 Там же.
44 Там же. С. 5.
45 Субкультура. URL: http://voluntary.ru/termin/subkultura.html (дата обращения: 31.03.2018)
46 Социальные классы в обществе. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-klass.html (дата обращения: 31.03.2018)
47 Социальная структура современного российского общества Т. И. Заславской. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/99772/24/Davydov_-_Sociologiya__konspekt_lekciii.html (дата обращения: 01.04.2018)
48 Там же.
49 Руденко Л. Д. Основы социологии города. Ярославль, 2012. С. 10.
50 Там же.
51 Роль информационного менеджмента в управлении. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25482889 (дата обращения: 02.04.2018)
52 Направления информационного менеджмента. URL: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php?title=Информационный_менеджмент&mobileaction=toggle_view_mobile (дата обращения: 05.04.2018)
53 Там же.
54 Там же.
55 Индустрия рекламы. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_v/types_of_advertising/ (дата обращения: 06.04.2018)
56 Виды рекламы в Интернете. URL: https://www.promo-webcom.by/analytics/internet-advert/3944-reklama-v-internete-vidyi-i/ (дата обращения: 06.04.2018)
57 Ремаркетинг. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/remarketing/ (дата обращения: 06.03.2018)
58 Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. Л., 1968
59 Кон И. С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. С.458.
1 2 3 4 5 6 7