Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 891

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля


Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Институт открытого и дистанционного образования

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс»


Кубиц Г.В.

ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

Челябинск

2005

Аннотация



УМК включает: рабочую программу дисциплины, календарно-тематический план для самостоятельной работы студентов, теоретический материал, содержащий лекции по дисциплине, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельного изучения, тесты, методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.

Учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» и изучающих юридическую риторику.

Сведения об авторе


Авторы учебно-методического комплекса (УМК):

Кубиц Галина Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ЮУрГУ. Имеет большей стаж научно-педагогической работы в ВУЗах Казахстана и России. Является автором ряда научных статей и научно-методических разработок филологической направленности.

Контактный телефон: (8-3512) 65-71-16 (рабочий), e-mail: kafedra.gp@mail.ru


Предисловие



Дисциплина «Юридическая риторика» принадлежит к циклу лингвистических дисциплин и соответствует программе, разработанной для подготовки специалистов по специальности 030501 «Юриспруденция».

Юридическая риторика - одна из обязательных дисциплин, изучаемых на юридическом факультете. Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Владение ораторским искусством имеет особо важное зна­чение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юри­стов, выступающих в судебных прениях, часто называют су­дебным красноречием. Судебное красноречие, основное на­значение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-
правовой характер речи. Искусство судебного оратора проявляется в умении по­строить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства пре­ступления и причины его совершения, дать глубокий психо­логический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы, и убедить в этом суд и аудиторию.

Произнесение речей в судах - необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повыше­нием общей и юридической культуры судебных прений. Тре­бования к языку судебной речи в определенные эпохи пре­терпевают изменения, однако говорить рекомендуется только языком закона. Ведь оратор не только человек, который про­износит речь, он и занимается правовой пропагандой, про­водит беседы, читает лекции и доклады. Поэтому он должен обладать навыками работы над речью и общения с аудитори­ей, уметь убеждать, говорить доходчиво, выразительно, со знанием дела. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из главных профессиональных качеств. Постоянно растущий культурный уровень населения так же обязывает юристов овладеть высокой речевой культурой. Для того чтобы поднять судебное ораторское искусство на долж­ную высоту и возродить славу судебного красноречия, необ­ходимо большая целенаправленная работа по подбору кадров работников прокуратуры и адвокатуры.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей
осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.
Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта,
судебной речи, авторы выступают прежде всего как юристы, так как их
интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же
языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы и
сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности

,
доходчивости, выразительности.

Целью обучения риторики является помощь студентам в овладении знаниями, умениями и навыками по общей и юридической риторике, развить коммуникативные способности в практике публичных выступлений, формировать языковую личность профессионального юриста. Задачей изучения данного курса является: ознакомление с речевой стратегией и тактикой в сложных ситуациях общения с точки зрения функциональной культуры речи, освоить теоретические положения общей и юридической риторики, совершенствовать риторические умения и навыки в процессе учебного курса. В результате изучения студент должен иметь представление о роли и месте риторики в системе права, об основных понятиях, предмете и системе дисциплины, уяснить значение и роль риторики как одного из специфических видов человеческой деятельности; знать виды подготовки к выступлениям; усвоить основы полемического мастерства, овладеть основами коммуникативного общения.

Содержание

Аннотация 2

Сведения об авторе 2

Предисловие 3

Календарно-тематический план работы студента 8

Методические указания (общие) 11

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства. 14

1.Теория красноречия, наука об ораторском искусстве. 14

2.Излишняя приподнятость изложения, напыщенность. 14

Вопросы для самоконтроля 21

Задания для самоконтроля 22

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004. 23

Вопросы для самоконтроля 33

Задания для самоконтроля 34

Формы речи 41

Вопросы для самоконтроля 54

Задания для самоконтроля 54

Вопросы для самоконтроля 64

Задания для самоконтроля 64

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки 65

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению. 73

Вопросы для самоконтроля 84

Задания для самоконтроля 84

Тема 6. Произнесение судебной речи 85

Вопросы для самоконтроля 92

Задания для самоконтроля 92

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи». 92

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1). 93

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления 93

Вопросы для самоконтроля 97

Задания для самоконтроля 97

Тема 8. Культура судебной речи 98

Вопросы для самоконтроля 107

Задания для самоконтроля 107

Вопросы для самоконтроля 112

Задания для самоконтроля 112



Программа дисциплины
Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства

Юридическая риторика: понятие, предмет, методология и система. Связь юридической риторики с практикой, ее значение и задачи. Предпосылки появления риторики. Виды риторического искусства (социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный, дипломатический, военный, торговый, лекционно - пропагандистский).
Тема 2. История ораторского искусства. Развитие риторических традиций в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

Античная риторика (Риторика Древней Греции, риторика Древнего Рима). Развитие исторических традиций в России: первые русские риторики, риторика М.В. Ломоносова, риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского. Русская риторика 19 века, русская риторика 20 века. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).

Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора и техника речи.

Судебный оратор – профессиональная языковая личность. Риторические умения и навыки судебного оратора. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонация, назначение интонации. Пауза. Литературный язык – основа культуры речи.

Тема 4. Предмет и тема судебной речи. Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций

Судебная речь как публичная речь. Судебная речь как составная часть судебных прений. Предмет, тема и целевая установка судебной речи. Перечень вопросов, затрагиваемых в суде. Монолог и диалог в судебной речи. Виды и классификация судебных речей (обвинительная и защитительная) и их роль в осуществлении процессуальных функций. Судебная аудитория и общение с ней.


Тема 5. Методика подготовки к судебному выступлению. Виды подготовки.

Изучение материалов дела при подготовке к судебному выступ­лению. Способы и методика изучения материалов дела. Определение позиции по делу. Изучение законодательных актов, судебной прак­тики, юридической литературы. Работа над содержанием и композицией судебной речи. Подго­товка вступления и заключения. Виды и особенности различных ви­дов вступлений. Требования, предъявляемые к вступлению. Система­тический и хронологический способы изложения материала. План су­дебной речи. Работа над текстом судебной речи: за и против письменной подготовки. Достоинства и недостатки импровизации.

Тема 6. Произнесение судебной речи.

Работа над языком и стилем судебной речи. Виды речевых сти­лей. Проблема уместности речевого стиля. Понятие и виды ораторского образа.

Произнесение судебной речи как кульминация судебного разби­рательства. Начало судебной речи, установление контакта с ауди­торией. Приемы возбуждения и удержания внимания слушателей.

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Элокуция и качество речи. Специальные языковые средства усиления выразительности речи (тропы и фигуры). Этимология слов. Приемы объяснения терминов. Описательный способ. Приемы привлечения внимания аудитории.

Тема 8. Методы убеждения оппонента

Основные формально-логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство. Структура и виды доказательств. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.

Тема 9. Культура судебного спора. Полемические приемы. Искусство отвечать на вопросы

Из истории искусства спора (Древняя Греция, Индия, Россия). Классификация споров. О предмете спора. Определенность позиции полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. Опровержение ложного тезиса фактами. Критика доводов оппонента. Юмор, ирония, сарказм. Прием бумеранга. Атака вопросами. Классификация вопросов. Виды ответов. Нечестные приемы.