Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 899
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Календарно-тематический план работы студента
18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.
Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки
Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.
Тема 6. Произнесение судебной речи
1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».
Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления
тался бы ударить по той руке, которая наносила удары, вырвать шпагу, нанести удар в лицо, сделать, одним словом, что-нибудь, чтобы защититься. Между тем ничего этого не было. Мало того, есть еще другие обстоятельства, которые наводят на мысль, что обвинять Дементьева в срывании погонов с Дагаева невозможно. Одно из таких важных обстоятельств - это тот погон, с которым Дементьев пошел к начальству. Если бы Дементьев проделал в сознательном состоянии то, что ему приписывают, сорвал погоны, чтобы отомстить, то это движение должно было оставить след в его сознании и первым его делом, когда ему подсовывали этот погон, было бы отбросить его, чтобы не установить никакой связи между собой и этим погоном. Он же, напротив, берет его самым наивным образом и заявляет, что вот по этому погону можно узнать офицера, и в участке только узнаёт, что его обвиняют в срывании погон.
Но, спрашивается, кто же сорвал эти погоны? Кто-нибудь должен же был их сорвать. Если не Дементьев, то необходимо предположить, что Дагаев. Защита могла бы не касаться этого предположения, с нее довольно, если суд будет внутренне убежден, что Дементьев не мог совершить этого срывания; но чтобы досказать свою мысль до конца, она должна сознаться, что выйти из дилеммы нельзя иначе, как предположив, что погоны сорваны офицером. Для этого нет необходимости делать обводного предположения, которое было высказано прокурором, что офицер, видя, что увлекся, понимая, что ему грозит большая ответственность, хотел подготовить средство к защите, хотя защита не может согласиться с опровержением, представленным на это предположение прокурором, а именно, что Дагаев был в состоянии сильного гнева, при котором невозможен такой холодный расчет. Нужно отличать гнев как аффект от гнева как страсти. Гнев, который разжигался в течение трех последовательных часов, был уже не аффектом, а страстью, под влиянием которой человек может действовать с полным сознанием последствий. Но во всяком случае нет надобности в этом предположении, возможно и другое. Очень может быть, что Дагаев не был в таком хладнокровном состоянии, когда влетел со шпагой в руке в коридор. Он, кажется, из тифлисских дворян, он уроженец юга, где люди раздражаются скорее, чувствуют живее, чем люди северного климата, более сдержанные, более флегматичные. Очень может быть, что такой человек, придя в ярость, теряет сознание, готов сам себя бить, способен сам
себя ранить. Он мог сорвать один погон, когда сбрасывал шинель, другой после и забыть об этом. Против этого приводят то, что он сейчас же заявил о срывании погона. Но в том-то и дело, что первый человек, которого он увидел после этого события, была Данилова, и ей он ничего об этом не сказал. Он заявил о срывании у него погонов в первый раз в участке, через четверть часа или двадцать минут после того, как виделся с Даниловой. Этого времени было совершенно достаточно, чтобы пораздумать, сообразить, не зная, как он потерял погоны, он мог прийти к заключению, что, вероятно, их сорвал солдат и занес об этом обстоятельстве в протокол, видя в нем средство защиты себя. Самое показание Дагаева подтверждает мысль, что он мог сорвать погоны с себя и не заметить этого. В этом показании Дагаев отрицает такие факты, которые были совершены при многочисленной публике. Так, он говорит, что не бил на улице Дементьева, когда люди видели, что он бил; говорит, что не вынимал шпаги, когда люди видели, что он вынимал ее. Поэтому можно утверждать, что он был в таком же разгоряченном состоянии, как Дементьев, хотя стал в него по доброй воле, и что он мог действительно многого не помнить.
Подводя итоги всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как то, что Дементьев не виновен, и прошу его оправдать, оправдать вполне еще и потому, что это событие особого рода, это такая палка, которая действительно должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо. Она должна обратиться на кого-нибудь другого. Я полагаю, что к военной дисциплине совершенно применимо то, что говорили средневековые мыслители о справедливости: « » - основа царства есть правосудие. Я полагаю, что правосудие есть основание всякого устройства, будет ли то политическое общество, будет ли то строй военный. Дисциплина, если брать это слово в этимологическом значении, есть выправка, обучение начальников их правам, подчиненных - их обязанностям. Дисциплина нарушается одинаково, когда подчиненные бунтуют и волнуются, и совершенно в равной степени, когда начальник совершает то, что ему не подобает, когда человеку заслуженному приходится труднее в мирное время перед офицером своей же армии, нежели под выстрела митурок, когда георгиевскому кавалеру, который изъят по закону от телесного наказания, наносят оскорбление по лицу,
отрывают ус, когда лицо его покрывается бесславными рубцами. Я вас прошу о правосудии.
Приложение 3.Биографии судебных ораторов.
Приложение 4
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адвокатская, или защитительная речь - один из видов судебного красноречия. А.Р. отличается нравственно-правовое направленностью, в ней ценятся эмоциональность, объективность, доказательность, призванные с максимальным эффектом воздействовать на участников судебного процесса. А.Р. направлена на подчёркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует прежде всего к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль.
Античная риторика - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э..сложилась в эпоху эллинизма в целостную систему в III - II вв. до н.э.; в Риме - в I в. до н.э. Крупнейшие теоретики - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение и четкое определение темы, систематизация содержания; 2) расположение- де-ление речи на вступление, главную часть - «утверждение и истолкование» (Ломоносов) и заключение; 3) словесное выражение - учение об отборе и о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная риторика ориентировалась на практику политического, судебного и парадного красноречия.
Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). А. является составной частью всякого доказательства.
Аргументация - способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.
Афоризм (греч. aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая, законченная мысль;выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждения и выразительностью. Напр.: Остроумие - это дерзость, получившая образование (Аристотель); торопись медленно (Октавиан Август); знание-сила (Ъэкон).
Аффектация (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи.
Благозвучие речи, или эвфония - художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков
, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и проч. Б.Р. предполагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм (инииНдент, шо 'фер, по 'нять, на 'чать и т.п.).
Богатство речи - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (например, активный запас слов у А.С.Пушкина превышал 21 000 единицу;
у современного культурного человека он составляет примерно 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь-у Есенина, жаркая рябина- у Цветаевой), об интонационном богатстве речи (напр., у И.Смоктуновского, Ю.Яковлева и др. артистов театра и кино, у дикторов).
Валидность информации (отфр. valide- законный, действительный) - в
социологии означает надёжность информации, отсутствие в ней ошибок.
Варваризмы (греч. barharos - чужеземный) - иностранные;слрва и выражения, заимствованные из других языков и не полностью освоенные в родном. Неоправданно большое число В. ведёт к засорению речи, что характерно для современного молодёжного жаргона, изобилующего англицизмами (лейбл, герл, шоп и др.).
Выразительность речи-одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора; В.Р. достигается эрудицией и опытом автора; она диктуется ситуацией общения и напрямую связана с ней. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и проч.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и культуры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всём его протяжении.
Гипотеза (греч. hypothesis-основание, предположение, догадка)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений при недостатке доказанных или наблюдаемых фактов.
Дебаты (фр. debats) - обсуждение какого-либо вопроса; прения; обмен мнениями; споры. Д. проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение
Но, спрашивается, кто же сорвал эти погоны? Кто-нибудь должен же был их сорвать. Если не Дементьев, то необходимо предположить, что Дагаев. Защита могла бы не касаться этого предположения, с нее довольно, если суд будет внутренне убежден, что Дементьев не мог совершить этого срывания; но чтобы досказать свою мысль до конца, она должна сознаться, что выйти из дилеммы нельзя иначе, как предположив, что погоны сорваны офицером. Для этого нет необходимости делать обводного предположения, которое было высказано прокурором, что офицер, видя, что увлекся, понимая, что ему грозит большая ответственность, хотел подготовить средство к защите, хотя защита не может согласиться с опровержением, представленным на это предположение прокурором, а именно, что Дагаев был в состоянии сильного гнева, при котором невозможен такой холодный расчет. Нужно отличать гнев как аффект от гнева как страсти. Гнев, который разжигался в течение трех последовательных часов, был уже не аффектом, а страстью, под влиянием которой человек может действовать с полным сознанием последствий. Но во всяком случае нет надобности в этом предположении, возможно и другое. Очень может быть, что Дагаев не был в таком хладнокровном состоянии, когда влетел со шпагой в руке в коридор. Он, кажется, из тифлисских дворян, он уроженец юга, где люди раздражаются скорее, чувствуют живее, чем люди северного климата, более сдержанные, более флегматичные. Очень может быть, что такой человек, придя в ярость, теряет сознание, готов сам себя бить, способен сам
себя ранить. Он мог сорвать один погон, когда сбрасывал шинель, другой после и забыть об этом. Против этого приводят то, что он сейчас же заявил о срывании погона. Но в том-то и дело, что первый человек, которого он увидел после этого события, была Данилова, и ей он ничего об этом не сказал. Он заявил о срывании у него погонов в первый раз в участке, через четверть часа или двадцать минут после того, как виделся с Даниловой. Этого времени было совершенно достаточно, чтобы пораздумать, сообразить, не зная, как он потерял погоны, он мог прийти к заключению, что, вероятно, их сорвал солдат и занес об этом обстоятельстве в протокол, видя в нем средство защиты себя. Самое показание Дагаева подтверждает мысль, что он мог сорвать погоны с себя и не заметить этого. В этом показании Дагаев отрицает такие факты, которые были совершены при многочисленной публике. Так, он говорит, что не бил на улице Дементьева, когда люди видели, что он бил; говорит, что не вынимал шпаги, когда люди видели, что он вынимал ее. Поэтому можно утверждать, что он был в таком же разгоряченном состоянии, как Дементьев, хотя стал в него по доброй воле, и что он мог действительно многого не помнить.
Подводя итоги всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как то, что Дементьев не виновен, и прошу его оправдать, оправдать вполне еще и потому, что это событие особого рода, это такая палка, которая действительно должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо. Она должна обратиться на кого-нибудь другого. Я полагаю, что к военной дисциплине совершенно применимо то, что говорили средневековые мыслители о справедливости: « » - основа царства есть правосудие. Я полагаю, что правосудие есть основание всякого устройства, будет ли то политическое общество, будет ли то строй военный. Дисциплина, если брать это слово в этимологическом значении, есть выправка, обучение начальников их правам, подчиненных - их обязанностям. Дисциплина нарушается одинаково, когда подчиненные бунтуют и волнуются, и совершенно в равной степени, когда начальник совершает то, что ему не подобает, когда человеку заслуженному приходится труднее в мирное время перед офицером своей же армии, нежели под выстрела митурок, когда георгиевскому кавалеру, который изъят по закону от телесного наказания, наносят оскорбление по лицу,
отрывают ус, когда лицо его покрывается бесславными рубцами. Я вас прошу о правосудии.
Приложение 3.Биографии судебных ораторов.
Приложение 4
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адвокатская, или защитительная речь - один из видов судебного красноречия. А.Р. отличается нравственно-правовое направленностью, в ней ценятся эмоциональность, объективность, доказательность, призванные с максимальным эффектом воздействовать на участников судебного процесса. А.Р. направлена на подчёркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует прежде всего к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль.
Античная риторика - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э..сложилась в эпоху эллинизма в целостную систему в III - II вв. до н.э.; в Риме - в I в. до н.э. Крупнейшие теоретики - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение и четкое определение темы, систематизация содержания; 2) расположение- де-ление речи на вступление, главную часть - «утверждение и истолкование» (Ломоносов) и заключение; 3) словесное выражение - учение об отборе и о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная риторика ориентировалась на практику политического, судебного и парадного красноречия.
Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). А. является составной частью всякого доказательства.
Аргументация - способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.
Афоризм (греч. aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая, законченная мысль;выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждения и выразительностью. Напр.: Остроумие - это дерзость, получившая образование (Аристотель); торопись медленно (Октавиан Август); знание-сила (Ъэкон).
Аффектация (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи.
Благозвучие речи, или эвфония - художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков
, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и проч. Б.Р. предполагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм (инииНдент, шо 'фер, по 'нять, на 'чать и т.п.).
Богатство речи - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (например, активный запас слов у А.С.Пушкина превышал 21 000 единицу;
у современного культурного человека он составляет примерно 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь-у Есенина, жаркая рябина- у Цветаевой), об интонационном богатстве речи (напр., у И.Смоктуновского, Ю.Яковлева и др. артистов театра и кино, у дикторов).
Валидность информации (отфр. valide- законный, действительный) - в
социологии означает надёжность информации, отсутствие в ней ошибок.
Варваризмы (греч. barharos - чужеземный) - иностранные;слрва и выражения, заимствованные из других языков и не полностью освоенные в родном. Неоправданно большое число В. ведёт к засорению речи, что характерно для современного молодёжного жаргона, изобилующего англицизмами (лейбл, герл, шоп и др.).
Выразительность речи-одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора; В.Р. достигается эрудицией и опытом автора; она диктуется ситуацией общения и напрямую связана с ней. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и проч.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и культуры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всём его протяжении.
Гипотеза (греч. hypothesis-основание, предположение, догадка)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений при недостатке доказанных или наблюдаемых фактов.
Дебаты (фр. debats) - обсуждение какого-либо вопроса; прения; обмен мнениями; споры. Д. проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение