Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 904

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



ослабляется внимание, мы перестаем слушать, и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Можно привести один интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: "Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?" — "Господин пастор, — ответил старик, — с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!" Этот пример показывает, что когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Однако, лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие, тогда служитель видит перед собой не мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существует жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками?» и «как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения!». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?».

Советуем вам не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими.


С помощью рук можно показать размеры предмета, и указать на какие либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образа своих идей. При этом необходимо считать со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные ниже пояса часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3см. от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное – начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они – это тот язык, который понятен всем. Если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.


Вопросы для самоконтроля


1. Что такое функциональный стиль языка?

2.Охарактеризуйте функциональные стили речи.

3.Особенности произнесения судебной речи.

4.Назовите невербальные средства общения. Их особенности.


Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).




Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления


План

Вопрос 1.Понятие риторического тропа.

Вопрос 2.Метафора, ее структура и риторические функции.

Вопрос 3.Метонимия и ее использование в риторических целях.

Вопрос 4.Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Вопрос 5.Ирония и парадокс как риторические средства.
В процессе художественной разработки судебной речи для придания ей художественной выразительности используются образные средства речи и риторические фигуры. К ним относятся сравнение, метафора, ирония и другие тропы, обороты речи, в которых слова, фразы и выражения употребляются в переносном, образном смысле в целях достижения большей художественной выразительности.
Вопрос 1.Понятие риторического тропа.
Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

Риторические тропы отражают ход познавательной деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора) группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия) замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир).

Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.


Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

Вопрос 2.Метафора, ее структура и риторические функции.
Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

Структура метафоры.

Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».

Имеется два сравнения предмета: объект и субъект - третий признак, по которому сравниваются предметы.

Правила:

Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.

Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.

От области сравнения зависит оценка предмета речи.

когда сравнение ищется на улучшение метафоры

когда сравнение ищется на ухудшение метафоры

Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.

Метафоры могут быть краткими и развернутыми.

Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.

Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.
Вопрос 3.Метонимия и ее использование в риторических целях.

Опр. Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

С помощью метонимии часто называют:

предмет по материалу, из которого он сделан

по свойству

по производителю, по автору

предмет называется по предмету, содержание его

время называется по предмету или явлению, характеризующее это время (любить до гроба)

частным случаем метонимии является синекдоха

название части предмета переносится на весь предмет целиком

множественное число заменяется единственным числом

на развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда название предмета заменяется описанием его признаков.


Вопрос 4.Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).

Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.

Эпитет – образное определение предмета или действия.


Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.

Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.

Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.

Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.

Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.

Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.

Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).

Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении

анафора лексическая

анафора синтаксическая
Вопрос 5.Ирония и парадокс как риторические средства.

Как быть остроумным.

Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

шутка

юмор

острота

сарказм – язвительная ирония

Виды смешного:

Смешное возникает при движении от абстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.

Неправильно понятые обстоятельства

Острота как обыгрывание ситуации, когда в трагическом видится комическое.

Преднамеренно смешное – шутка

если шутка скрывается за серьезным – ирония

если за шуткой скрывается серьезность – юмор

самоирония

Виды иронии и средства получения иронии:

антифраз – в противном значении употребляется какое-либо слово

парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл

гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях

антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту

каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов