Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 895

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля






Методические указания (общие)


Электронное пособие по юридической риторике содержит к каждой теме: план, краткий конспект лекций, вопросы и задания для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, методические указания по изучению теоретического материала к теме, указания на форму контроля к теме (темам).

В связи с тем, что учебное пособие является лишь «путеводителем» для изучения курса юридическая риторика, студенту в обязательном порядке необходимо пользоваться учебниками. Рекомендуемые:

Ивакина Н.Н.Основы судебного красноречия. М., 2002

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Р-на - Дону, 2002

Хазагеров Г.Г. Лобанов И.Б. Риторика. Р-на - Дону, 2004

Большую помощь при изучении юридической риторики может оказать знакомство с речами известных русских судебных ораторов, публикациями в юридических журналах, таких, как «Государство и право», «Адвокат», «Российская юстиция» и др.

В ходе изучения курса юридической риторики предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля, которые проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом:

Формы занятий и контроля

  1. Изучение теоретического материала

  2. Ответы на вопросы и задания для самоконтроля

  3. Теоретический семинар (электронный)

  4. Очный практический семинар

  5. Практическая работа (электронная)

  6. Зачет




Форма проведения

– самостоятельно

– самостоятельно
– заочно-контрольное

– очно-контрольное

– заочно-контрольное

– очно-контрольное



Изучение теоретического материала и ответы на вопросы и задания для самоконтроля - эти формы занятий проводятся самостоятельно и не являются контрольными. Для изучения определенной темы студентам рекомендуется следующий порядок:

  1. внимательно прочитать текст лекции;

  2. обратить внимание на методические рекомендации к теме;

  3. изучить данную тему по учебнику;

  4. ответить на вопросы для самоконтроля;

  5. решить практические задания для самоконтроля;

  6. подготовиться к форме контроля, предусмотренной для данной темы.




Теоретический семинар (электронный). Является контрольным мероприятием. Представляет собой общение в форуме по предложенным вопросам, обсуждение наиболее важных, интересных тем, спорных в литературе, теоретических вопросов. Целью семинара является привитие навыков самостоятельной работы над литературными источниками, а так же контроль усвоения теоретических вопросов. При подготовке к семинару недостаточно использования только лекционного материала, изложенного в пособие. Студенту необходимо использовать весь спектр источников: учебники, рекомендуемою литературу, судебную практику, опубликованную в юридических научных изданиях.

Требования к оформлению и срокам сдачи результатов работы. Результаты работ предоставляются в письменном варианте, надлежащим образом оформленные, в сроки, указанные в календарно-тематическом плане. Студенты, не сдавшие практические работы, не допускаются к зачету (экзамену). Текст практической работы выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297), через полтора интервала. Размеры полей не должны быть менее: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Опечатки и неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской. Допускается предоставление работы в электронном варианте (формат doc. или rtf.).

Критерии оценки работы. Работа оценивается по десятибалльной системе. При оценке результатов работы учитываются: соответствие работы методическим рекомендациям, точность, краткость и ясность изложения материала, самостоятельность и правильность выполнения работы, правильность оформления работы. Незачтённой считается работа, оцененная на 4 балла и ниже. Работа проверяется преподавателем в течение 10 дней с момента сдачи работы и с исправлениями возвращается студенту либо в иной форме сообщается о результатах проверки работы.

Задания к семинарам и методические рекомендации находятся после соответствующих тем, в соответствии с календарно тематическим планом.



Практическая работа (электронная). Является контрольным мероприятием. Представляет собой выполнение конкретных заданий в виде: выполнения тестовых заданий, конспекта анализ судебных речей, написания рецензий на судебные речи и т.п. Целью выполнения практической работы является привитие навыков применения знаний по изучаемому предмету к конкретным жизненным ситуациям, умение составлять письменные и устные речи, а так же контроль усвоения теоретических вопросов.

Методические рекомендации анализу судебной речи. Анализ речи должен быть представлен в письменной форме. В конспекте студент должен придерживаться следующей схеме: вид судебной речи, особенности композиции, особенности целевой установки, языковые средства выразительности, использованные в речи и их роль. Личное мнение студента о том, удачна ли анализируемая речь.

Требования к оформлению и срокам сдачи практической работы те же что и для теоретического семинара.

Очный практический семинар. Является контрольным мероприятием. Присутствие студентов желательно. Будет проводиться в стенах ЮУрГУ. Те студенты, которые не смогут присутствовать на семинаре, обязаны выполнить задание в рамках практической работы.

Основная цель семинара - при непосредственном общении с преподавателем научить студентов навыкам работы с литературными источниками, опубликованными судебными речами, а также для того, чтобы студенты научились применять полученные знания на практике, грамотно делать собственные выводы теоретического и практического характера. Наглядно показать студентам правильность оформления практических заданий и т.п. Ответить на интересующие вопросы.

Зачет.Является контрольным мероприятием. Проводится очно в стенах ЮУрГУ. Будет проходить в виде собеседования, в формате «вопрос – ответ». Небольшие конкретные вопросы практически по всем пройденным темам в количестве до 6.
Критерии оценки – «зачет», «незачет». Не сдавшие зачет не допускаются к экзамену. Перечень вопросов к зачетам будет приложен далее.



Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.


План.

1.Понятие, предмет и метод юридической риторики.

2.Риторическое искусство как социальное явление.

3.Виды и роды ораторского искусства.
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод юридической риторики.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

  1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

  2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.Термин «риторика» отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво. «Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению» - писал М.В. Ломоносов. Он говорил, что для этого нужно пять следствий:

природное дарование;

наука;

подражание авторов;

упражнения в сочинении;

знание других наук.

М. В. Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, ко­торые спустя века будут сформулированы как социальная психоло­гия, теория управления и др.

Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.