Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 895
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Календарно-тематический план работы студента
18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.
Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки
Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.
Тема 6. Произнесение судебной речи
1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».
Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления
Методические указания (общие)
Электронное пособие по юридической риторике содержит к каждой теме: план, краткий конспект лекций, вопросы и задания для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, методические указания по изучению теоретического материала к теме, указания на форму контроля к теме (темам).
В связи с тем, что учебное пособие является лишь «путеводителем» для изучения курса юридическая риторика, студенту в обязательном порядке необходимо пользоваться учебниками. Рекомендуемые:
Ивакина Н.Н.Основы судебного красноречия. М., 2002
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Р-на - Дону, 2002
Хазагеров Г.Г. Лобанов И.Б. Риторика. Р-на - Дону, 2004
Большую помощь при изучении юридической риторики может оказать знакомство с речами известных русских судебных ораторов, публикациями в юридических журналах, таких, как «Государство и право», «Адвокат», «Российская юстиция» и др.
В ходе изучения курса юридической риторики предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля, которые проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом:
Формы занятий и контроля
| Форма проведения – самостоятельно – самостоятельно – заочно-контрольное – очно-контрольное – заочно-контрольное – очно-контрольное |
Изучение теоретического материала и ответы на вопросы и задания для самоконтроля - эти формы занятий проводятся самостоятельно и не являются контрольными. Для изучения определенной темы студентам рекомендуется следующий порядок:
-
внимательно прочитать текст лекции; -
обратить внимание на методические рекомендации к теме; -
изучить данную тему по учебнику; -
ответить на вопросы для самоконтроля; -
решить практические задания для самоконтроля; -
подготовиться к форме контроля, предусмотренной для данной темы.
Теоретический семинар (электронный). Является контрольным мероприятием. Представляет собой общение в форуме по предложенным вопросам, обсуждение наиболее важных, интересных тем, спорных в литературе, теоретических вопросов. Целью семинара является привитие навыков самостоятельной работы над литературными источниками, а так же контроль усвоения теоретических вопросов. При подготовке к семинару недостаточно использования только лекционного материала, изложенного в пособие. Студенту необходимо использовать весь спектр источников: учебники, рекомендуемою литературу, судебную практику, опубликованную в юридических научных изданиях.
Требования к оформлению и срокам сдачи результатов работы. Результаты работ предоставляются в письменном варианте, надлежащим образом оформленные, в сроки, указанные в календарно-тематическом плане. Студенты, не сдавшие практические работы, не допускаются к зачету (экзамену). Текст практической работы выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297), через полтора интервала. Размеры полей не должны быть менее: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Опечатки и неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской. Допускается предоставление работы в электронном варианте (формат doc. или rtf.).
Критерии оценки работы. Работа оценивается по десятибалльной системе. При оценке результатов работы учитываются: соответствие работы методическим рекомендациям, точность, краткость и ясность изложения материала, самостоятельность и правильность выполнения работы, правильность оформления работы. Незачтённой считается работа, оцененная на 4 балла и ниже. Работа проверяется преподавателем в течение 10 дней с момента сдачи работы и с исправлениями возвращается студенту либо в иной форме сообщается о результатах проверки работы.
Задания к семинарам и методические рекомендации находятся после соответствующих тем, в соответствии с календарно тематическим планом.
Практическая работа (электронная). Является контрольным мероприятием. Представляет собой выполнение конкретных заданий в виде: выполнения тестовых заданий, конспекта анализ судебных речей, написания рецензий на судебные речи и т.п. Целью выполнения практической работы является привитие навыков применения знаний по изучаемому предмету к конкретным жизненным ситуациям, умение составлять письменные и устные речи, а так же контроль усвоения теоретических вопросов.
Методические рекомендации анализу судебной речи. Анализ речи должен быть представлен в письменной форме. В конспекте студент должен придерживаться следующей схеме: вид судебной речи, особенности композиции, особенности целевой установки, языковые средства выразительности, использованные в речи и их роль. Личное мнение студента о том, удачна ли анализируемая речь.
Требования к оформлению и срокам сдачи практической работы те же что и для теоретического семинара.
Очный практический семинар. Является контрольным мероприятием. Присутствие студентов желательно. Будет проводиться в стенах ЮУрГУ. Те студенты, которые не смогут присутствовать на семинаре, обязаны выполнить задание в рамках практической работы.
Основная цель семинара - при непосредственном общении с преподавателем научить студентов навыкам работы с литературными источниками, опубликованными судебными речами, а также для того, чтобы студенты научились применять полученные знания на практике, грамотно делать собственные выводы теоретического и практического характера. Наглядно показать студентам правильность оформления практических заданий и т.п. Ответить на интересующие вопросы.
Зачет.Является контрольным мероприятием. Проводится очно в стенах ЮУрГУ. Будет проходить в виде собеседования, в формате «вопрос – ответ». Небольшие конкретные вопросы практически по всем пройденным темам в количестве до 6.
Критерии оценки – «зачет», «незачет». Не сдавшие зачет не допускаются к экзамену. Перечень вопросов к зачетам будет приложен далее.
Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.
План.
1.Понятие, предмет и метод юридической риторики.
2.Риторическое искусство как социальное явление.
3.Виды и роды ораторского искусства.
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод юридической риторики.
В Словаре русского языка риторика определяется так:
-
Теория красноречия, наука об ораторском искусстве. -
Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.
3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.
Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.Термин «риторика» отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».
Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво. «Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению» - писал М.В. Ломоносов. Он говорил, что для этого нужно пять следствий:
природное дарование;
наука;
подражание авторов;
упражнения в сочинении;
знание других наук.
М. В. Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, которые спустя века будут сформулированы как социальная психология, теория управления и др.
Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.