Файл: Центр занятости населения правовые основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 503

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное обеспечение теперь рассматривается как право гражданина на получение социальных услуг и более не связано с его социально­политической дискриминацией, как в случае программ социального призрения.10

При таком устройстве социальной защиты европейский работник проявляет все большую осознанность и запросы к качеству медицинского обслуживания, потому что он непосредственно участвует в финансировании возможного своего лечения, а в некоторых случаях и членов своей семьи.

В то же время он проявляет интерес и активно участвует в процессах организации и изменения функционирования, а также контроля над системами социального и медицинского страхования.11

По законодательству царской России государственные пенсии относились к разделу служебных наград, установленных сверх различных почестей и окладов содержания, за долговременное и беспорочное прохождение службы.

В литературе конца прошлого века общие условия, определяющие право на пенсию, формулировались следующим образом:

1) род службы;

2) особенности службы;

3) причины оставления службы;

4) величина содержания;

5) прочие условия.

Расходы на пенсии чиновникам в царской России в четыре раза превышали бюджет Министерства просвещения.

Наряду с Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданскому ведомству действовали так называемые Особенные уставы:

  1. по придворному ведомству;

  2. по различным учебным ведомствам;

  3. по тюремному управлению;

  4. другие.

По придворному ведомству, кроме пенсии в размере полного оклада, чиновники получали столовые и квартирные деньги, а также другие выдачи.12

Для основной массы служащих размеры пенсий были ничтожны. Низшие категории служащих (курьеры, сторожа и др.) права на пенсию не имели. Царское правительство использовало пенсию как удобное средство поставить в полную зависимость от себя основную массу государственных служащих.

Вскрывая сущность пенсионного обеспечения основной массы служащих, В.И. Ленин писал: «Перспектива грошовой пенсии после 40-50 лет лямки должна была еще покрепче закалить этот настоящий чиновнический пролетариат».13

Солдатам низшим воинским чинам и их семьям пенсии назначались в том случае, если ранение, болезнь или смерть находились в причинной зависимости от прохождения военной службы). Пенсии офицерам регулировались Сводом военных постановлений.


В зависимости от числа лет службы офицера пенсии различались по категориям:

1) полные;

2) половинные;

3) за сокращенные сроки службы.14

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных рабочих и их семей по случаю потери кормильца осуществлялось на основе закона от 23 июня 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаев», который охватывал не более 1/6 части всего пролетариата России.

Он не распространялся на мелкие предприятия, находившиеся в Сибири и Средней Азии, не охватывал строительных и сельскохозяйственных рабочих. Проведение страхования было возложено на страховые товарищества, которые состояли из владельцев предприятий.

Исследователи проблемы социального обеспечения в России, характеризуя общее состояние пенсионного обеспечения инвалидов труда по законодательству, действовавшему до октября 1917 г., отмечают три его главные особенности:

1) во-первых, пенсии рабочие получали только по инвалидности, наступившей в результате увечья на производстве (кроме некоторых исключений);

2) во-вторых, даже эти пенсии были установлены не для всех рабочих, а только для незначительной части;

3) в-третьих, даже в этих пределах не существовало никакой единой системы пенсионирования рабочих по инвалидности.15

В отношении советского периода можно отметить следующее. В это время наука права социального обеспечения развивалась неравномерно и противоречиво. На отдельных предприятиях действовали правила об обеспечении по инвалидности и за выслуги лет. Такие правила были, в частности, установлены на некоторых предприятиях горной промышленности Урала, Московском металлическом заводе.

Коломенском механическом заводе. Франко-итальянское общество в Домброве, например, платило пенсии инвалидам в зависимости от сроков службы на заводах. За пять лет работы пенсия назначалась от 1 руб. 50 коп. до 3 руб. в зависимости от должности).

За 50 лет службы на заводе надсмотрщики получали 12 руб. в месяц, простые рабочие - 8 руб. Пенсионный фонд образовывался из взносов рабочих, которые платили 3% заработка, и взносов предпринимателей - 3% от фонда заработной платы. Таким образом, рабочий, чтобы получить пенсию в размере 8 руб., должен был отчислять в течение 50 лет 3% своей заработной платы.

Бесправное положение рабочих оправдывалось государственно­правовой доктриной. Положение о том, что обеспечение старости рабочих не должно быть предметом заботы государства.16

Нетрудоспособные крестьяне фактически не получали никакого обеспечения. Ничтожные суммы выделялись на общественное призрение в расходах земств, в так называемых мирских расходах в городских бюджетах. Например, мирские расходы были почти в пять раз меньше расходов на религиозные потребности.

17

Непосредственно перед Октябрьской революцией В.И. Ленин вновь возвращается к этим вопросам в работе «Материалы по пересмотру партийной программы».

В ней уточняются некоторые положения резолюции VI Всероссийской конференции РСДРП в области социального страхования.

В Конституции СССР 1924 года лица, что жили на нетрудовые доходы или использовали наемный труд, лишались политических прав. 12-я статья Главного Закона 1936 года гласила, что в СССР труд является обязанностью. Принцип «кто не работает, тот не ест» был тоже записан здесь. А с 1961 по 1991 действовал указ в соответствии, с которым усилилась борьба с лицами, что уклонялись от общественно-полезного труда. Их по решению народного суда выселяли сроком от двух до пяти лет.

Но перед этим воздействовали психологически (разбирали на собраниях, комиссиях, забирали на 15 суток). Только за 2,5 года со дня принятия указа пострадало 37 тысяч человек. Статью криминального кодекса про тунеядство применяли и к нежелательным элементам. Так поэт Бродский в 1964 году был приговорён к пяти годам принудительного труда в Сибири.

В 1920-х годах безработица набрала катастрофические масштабы. И только открыв новые гигантские стройки, введя паспортную систему, по которой крестьяне документов не имели, процент безработных стал снижаться. В 1932 году в прессе появились статьи, где уверялось о полной ликвидации безработицы. Но в 1955г. началась новая, тщательно скрываемая волна. Освоение целины, всесоюзные стройки, пятидневная рабочая неделя - все только для того, чтобы скрыть безработицу.18

В последние десятилетия СССР все быстрее снижались адаптационные возможности рабочей силы, слабела система трудовых мотиваций. Происходило это по ряду причин.

Во-первых, высокая степень занятости сопровождалась низкой ценой труда.

Во-вторых, государственная идеология не поощряла работников к получению общих знаний и производила много специалистов с неконвертируемой квалификацией, таким образом, все более наращивалась искаженная структура рабочей силы, сосредоточение основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства.19

Следствием выше перечисленного было несоответствие структуры спроса на рабочую силу образовательной структуре работников.

В-третьих, в условиях централизованной оценки труда и планового распределения рабочей силы руководители организаций не были заинтересованы в ее эффективном использовании и в большинстве случаев стремились к увеличению штата.


Из-за этого в экономике сформировалась так называемая «сверхзанятость» - излишки рабочей силы по сравнению с потребностями экономики. Масштабы «сверхзанятости» в конце 1980-х годов оценивались специалистами в размере 15-20% рабочей силы.

Все выше перечисленное привело к тому, что к концу 1980-х гг. СССР стал утрачивать свои преимущества в качестве образования и квалификационном потенциале рабочей силы.20

В 1990-е годы ситуация в стране изменилась, в реформируемом обществе произошла переоценка ценностей. Однако пенсионерам трудно расставаться с привычными жизненными представлениями, основными ценностными ориентациями. Многие из них как бы выпали из исторического времени.

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.

Термин «социальная защита» имеет различные значения.

В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.21

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введён термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.22

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособными или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряжённости, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

1.2. Общая характеристика правового статуса безработных и их социального обеспечения

Безработным может быть признан любой гражданин, не имеющий постоянного и официального места работы. Неофициальные способы заработка в таком случае не принимаются во внимание.
23

Для того, чтобы быть признанным безработным, гражданин обязан:

  1. являться трудоспособным, но не иметь работы или иного официального заработка;

  2. быть зарегистрированным в органах службы занятости для поиска работы;

  3. реально желать найти работу и быть готовым начать работать.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется службой занятости по месту его фактического жительства.

Решение принимается не позднее одиннадцати дней со дня предъявления в орган занятости необходимых документов.

К документам, которые предъявляет гражданин для получения статуса безработного, относятся:

  1. паспорт или аналогичный документ (военный билет, временное удостоверение личности и др.);

  2. документ, удостоверяющий квалификацию гражданина (диплом о высшем образовании или иные сведения о профессиональной подготовке);

  3. справка о среднем размере заработной платы за последние три месяца на последней работе.24

Если гражданин впервые ищет работу, то он должен представить только паспорт вместе с документом об образовании (при его наличии). Решение о признании безработным принимается вместе с решением о назначении пособия. Общественные отношения по данному вопросу урегулированы федеральным законом о безработице и занятости в РФ.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  1. не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

  2. отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в центре занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

  3. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок , установленный центром занятости для регистрации их в качестве безработных;

  4. осужденные по решению суда к исправительным работам без

лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

  1. представившие документы, содержащие заведомо ложные

сведения об отсутствия работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;