Файл: Центр занятости населения правовые основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 513

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в РФ".

При этом гражданин, которому в установленном законодательством порядке отказано в признании его безработным, приобретает право на повторное обращение в органы службы занятости для через один месяц, со дня отказа для решения вопроса о признании его безработным.25

К подходящей работе может быть отнесена как постоянная работа, так и работа временного характера (временная работа), которая соответствует следующим критериям:

  1. профессиональная пригодность работника с учетом уровня его квалификации. Подбор подходящей работы осуществляется в том числе с учетом профессии (специальности), уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом всех имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

  2. условия последнего места работы. При подборе подходящей работы учитывается уровень заработной платы работника, режим рабочего времени, режим отдыха, предоставляемые социальные гарантии по последнему месту работы. Если последним местом работы для работника явились оплачиваемые общественные работы, их условия при определении подходящей работы не учитываются.

  3. состояние здоровья. Документом, характеризующим состояние здоровья гражданина в части его способности к осуществлению трудовой деятельности, является индивидуальная программа реабилитации инвалида, содержащая в том числе сведения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

  4. транспортная доступность. Транспортная доступность определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан. Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяют органы службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Критерии определения максимальной удаленности законом не установлены. 26

Для отдельных категорий безработных граждан установлены специальные критерии подходящей работы. К таким категориям граждан относятся:


  1. впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не

имеющие квалификации;

  1. уволенные более одного раза в течение одного года,

предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

  1. прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;



  2. после
    стремящиеся возобновить трудовую деятельность длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

  3. отказавшиеся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;

  4. состоящие на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавшие;

обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.27

Не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства без согласия

гражданина;

  1. условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране

труда;

  1. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина,

исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения.28

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:

  1. посредством обращения к работодателю напрямую;

  2. путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);

  3. при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.

  1. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).

  2. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.

  3. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.

  4. Использовать возможность профессионального обучения.

  5. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги: профподготовка; психологическая поддержка; повышение квалификации; переподготовка.

  6. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.


Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем. При этом возможность обучения или переквалификации также доступна для каждого из них. Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.

  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.

  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.

  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.

  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня. В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.29

Социальные гарантии - это определенные материальные условия, обеспечиваемые гражданину обществом и государством в ситуации, когда он потерял рабочее место или страдает от безработицы в регионе или стране в целом. Размеры социальных гарантий напрямую связаны с финансовой ситуацией в стране в настоящее время.

Социальная поддержка со стороны государства в отношении безработных граждан оправданна - каждый человек имеет право на то, чтобы зарабатывать деньги своим трудом и обеспечивать себя и свою семью, а государство признает право жителей страны на улучшение уровня жизни - значит, при возникновении у граждан проблем с трудоустройством власти должны поддерживать и защищать попавших в трудную ситуацию людей.30

На законодательном уровне определены следующие социальные гарантии, на которые имеют право безработные граждане:


  1. материальная поддержка иждивенцам безработного гражданина и лицам, утратившим право на выплату по безработице из-за окончания периода выплат (такого рода поддержка не является социальной гарантией, поскольку она оказывается по решению органа социальной защиты населения);

  2. пособие по временной нетрудоспособности (в сумме положенного гражданину пособия по безработице);

  3. компенсация расходов на переезд в другой населенный пункт или регион, если безработный принимает предложение Центра занятости о переезде с целью трудоустройства по подходящей вакансии;

  4. возможность осуществления общественных работ и получения оплаты за свой труд, которые проводятся Центром занятости;

  5. стипендия, выплачиваемая в течение всего периода прохождения переподготовки, профессионального обучения или курсов повышения квалификации по направлению специалиста Центра занятости;

  6. пособие по безработице с момента постановки на учет в Службе занятости;

  7. компенсация и гарантии при увольнении из-за ликвидации компании, сокращения штата или численности сотрудников (в том числе для уволенного директора предприятия, его заместителя и главного бухгалтера).31

Регулярное пособие по безработице является гарантированной правительством помощью гражданам, лишившимся работы. Выплаты производятся за счет средств федерального бюджета. Основания, по которым проводилось увольнение сотрудника, роли не играет.

Более того, пособие выплачивается и тем, кто ищет место трудоустройства в первый раз в жизни.

Единственным условием получения пособия является регистрация в Центре занятости и стремление к поиску подходящей работы. Если Служба занятости поставило на учет обратившегося гражданина, это автоматически означает, что ему было назначено пособие по безработице.32

Величина компенсации по безработице не для всех одинаковая - это не фиксированная сумма. Размер пособия будет зависеть от того, какой у заявителя был среднемесячный оклад за предшествующие увольнению 3 месяца у последнего работодателя, если человек лишился работы в течение года до обращения в ЦЗН и в осуществлял в это время какаю-либо оплачиваемую деятельность на протяжении как минимум 26 календарных недель. Значения не имеет, трудился он на условиях полного или сокращенного трудового дня. Период работы будет пересчитан на 26 календарных недель с полным трудовым днем и неделей. В таком случае пособие по безработице рассчитывается как процент от оклада.


Если человек обратился в Службу занятости в первый раз, не имея опыта трудоустройства в прошлом, или если гражданин желает снова вернуться к выполнению трудовых обязанностей после перерыва в более чем 12 месяцев, компенсация безработному определяется как процент от действующего размера прожиточного минимума по региону проживания заявителя.33

Если пособие по безработице (в первом случае или при увольнении) выплачивается из бюджетом ВС, органов ФСБ, ОВД, внутренних, железнодорожных войск, выплаты перечисляются в следующем размере:

  1. 75% среднемесячного оклада за предшествующие 3 месяца по

последнему месту несения службы (в первые 3 месяца пребывания в качестве безработного);

  1. 60% среднемесячного заработка в последующие 4 месяца;

  2. 45% среднемесячного оклада в следующие месяцы.

В любом случае, пособие по безработице не будет назначено в размере, превышающем сумму действующего регионального прожиточного минимума. Оно также не выплачивается в размере, меньшем чем 30% этого значения.

Если Центр занятости не предложил подходящей вакансии в течение 1,5 лет безработицы, гражданин снова может начать получать компенсацию в размере 30% ПМ.

Существует несколько категорий безработных, которые имеют право на получение компенсации в увеличенном размере:

  1. Безработные, обеспечивающие иждивенцев (пособие

увеличивается на 10% от суммы действующего регионального прожиточного минимума; оно не превышает 30% ПМ и не может быть меньше 50 рублей на иждивенца).

  1. Жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, а также регионов, в которых действуют повышающие коэффициенты к окладам за суровые климатические условия (компенсация увеличивается на районный коэффициент).

  2. Лица, пострадавшие от радиации из-за аварии на ЧАЭС и иных катастроф. Дополнительное пособие зависит от места проживания безработного:

  3. 10% от ПМ по региону (не меньше 50 рублей) при проживании на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1.01.1991 г.;

  4. 20% от ПМ по региону (не меньше 100 рублей) при проживании в зоне с правом на отселение;

  5. 40% от ПМ по региону (не меньше 200 рублей) при проживании в зоне отселения до переезда в др. районы.

Дополнительная информация об осуществлении социальных выплат:

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393 г. Москва «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год»: